Цензура в кино и на ТВ: запретные темы и кто их определяет

Как режиссер, я не сталкиваюсь с цензурой в буквальном смысле этого слова. Более того, цензуры не существует как таковой. Есть редакторы телеканалов, которые на разном уровне определяют, что можно, а что «пока не надо». В основном их участие происходит на стадии утверждения сценария, хотя «покуражиться» с монтажом картины они тоже любят.

Что есть цензура в современном смысле этого слова? Цензура начинается с заказчика. Разные каналы, разные правила, разные сценарии. Например, канал «Россия» более академичен и аудитория у него повзрослее, поэтому истории драматичные, но не брутальные, а НТВ более натуралистичен с точки зрения насилия, и, в основном, рассчитан на мужчин. Поэтому редакторы разных каналов по-разному оценивают степень дозволенности.

Основные поводы для ограничений возникают на стадии сценария. Лично я пока не сталкивался со сценариями для государственных каналов, где каким-либо образом затрагивалась политика, но зато я знаком с ситуациями, где канал просил заменить сочетания слов, такие как «лица кавказской национальности» на «подозреваемые» без национальной принадлежности, хотя для сюжета первый вариант был бы более уместным. Недавно я снимал сцену, где герой говорит: «Давай, сука», — обращаясь к другому персонажу, но в сценарии помечено на всякий случай снять версию без «суки».
 

Трейлер сериала «Домашний арест»

С другой стороны, мы видим, как в современных условиях меняется индустрия телепродукции. Если заказчик — не государственный канал или большая корпорация, которые боятся рисковать, а независимый производитель, у которого есть финансовая поддержка, то он точно может создавать более смелые проекты («Домашний арест»).

Так же и в Америке. Пока кабельные каналы не начали производить свои независимые от корпораций проекты («Клан Сопрано»), на доступном всем телевидении очень редко появлялись остросоциальные и в принципе актуальные для общества истории. Сейчас, благодаря конкуренции, которая создается без вмешательства канальной или корпоративной редактуры, мы видим расцвет сериального формата.

Как бы то ни было, главный цензор — это сам режиссер, во всяком случае, пока кино создается.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *