Что есть цензура в современном смысле этого слова? Цензура начинается с заказчика. Разные каналы, разные правила, разные сценарии. Например, канал «Россия» более академичен и аудитория у него повзрослее, поэтому истории драматичные, но не брутальные, а НТВ более натуралистичен с точки зрения насилия, и, в основном, рассчитан на мужчин. Поэтому редакторы разных каналов по-разному оценивают степень дозволенности.
Основные поводы для ограничений возникают на стадии сценария. Лично я пока не сталкивался со сценариями для государственных каналов, где каким-либо образом затрагивалась политика, но зато я знаком с ситуациями, где канал просил заменить сочетания слов, такие как «лица кавказской национальности» на «подозреваемые» без национальной принадлежности, хотя для сюжета первый вариант был бы более уместным. Недавно я снимал сцену, где герой говорит: «Давай, сука», — обращаясь к другому персонажу, но в сценарии помечено на всякий случай снять версию без «суки».
Трейлер сериала «Домашний арест»
С другой стороны, мы видим, как в современных условиях меняется индустрия телепродукции. Если заказчик — не государственный канал или большая корпорация, которые боятся рисковать, а независимый производитель, у которого есть финансовая поддержка, то он точно может создавать более смелые проекты («Домашний арест»).
Так же и в Америке. Пока кабельные каналы не начали производить свои независимые от корпораций проекты («Клан Сопрано»), на доступном всем телевидении очень редко появлялись остросоциальные и в принципе актуальные для общества истории. Сейчас, благодаря конкуренции, которая создается без вмешательства канальной или корпоративной редактуры, мы видим расцвет сериального формата.
Как бы то ни было, главный цензор — это сам режиссер, во всяком случае, пока кино создается.