Креативный продюсер в России несет ответственность за все, кроме денег
— В последний раз, когда вы давали нам интервью, вы были сценаристкой «Измен» и креативным продюсером сериала. Прошли годы, но так до сих пор никто не дает ответа на вопрос: в чем состоит задача креативного продюсера?
— Креативный продюсер — это понятие чисто русское, четкого определения у него нет. В России креативный продюсер не обязательно автор сценария. В тот момент, когда сценарий попадает в производство, начинается кастинг и работа с цехами — это, конечно, может делать только режиссер. Но может контролировать и еще одна творческая единица.
В Голливуде это практически всегда автор сценария — шоураннер. Когда Брэдли Купер снимал фильм, например, «Звезда родилась» — он был и автором сценария, и режиссером, и исполнительным продюсером. То есть он нес ответственность за весь процесс. И у нас креативный продюсер занимается примерно тем же. Несет ответственность за все, кроме денег.
На съемках сериала «Измены» / Фото: пресс-служба ТНТ
На «Изменах» была другая ситуация. Я все равно называю себя креативным продюсером, потому что до того момента, как появился режиссер Вадим Перельман, мы сделали несколько кастингов, сняли два пилота, и во всем этом я принимала участие. Потом Вадим в силу его личности и характера не хотел, чтобы рядом с ним на площадке находился еще кто-то. Ему это не нужно. Если бы кто-то начал что-то говорить ему за спиной, он был бы недоволен. Вадим такой режиссер, которому можно полностью довериться.
— В случае с режиссером «ТРИАДЫ» Дмитрием Дьяченко как было?
— Он тоже замечательный и абсолютно самостоятельный режиссер, который множество проектов сделал один, без шоураннера. Но я надеюсь, что сотрудничество со мной его все-таки обогатило творчески. У нас не было никаких проблем и недоразумений. Я находилась на площадке много времени и Дима со мной советовался, интересовался моим мнением. Получилась крутая командная работа.
Трейлер сериала «ТРИАДА»
— Что делает креативный продюсер на съемочной площадке?
— Я считаю неэтичным работать напрямую с актерами. Я никогда по собственному желанию не пойду к актеру. Может быть такое, что артист решит лично у меня, как у автора, что-то спросить. Но в остальных случаях наш посредник — это режиссер. Например, бывают такие случаи, что я написала в сценарии фразу, а артист произносит ее вообще не так, а режиссер не считает это критичным. Если я не согласна, мне важно вмешаться.
Я, конечно, ничего никому не советую по поводу творческих решений — как ставить камеру, свет и так далее. Максимум моего вмешательства было, когда снимали сцену со сном главного героя. Я была на съемке и заметила, что Дима собирается это снять недостаточно пафосно и сказочно. Я объяснила ему, как я представляла себе эту сцену. Он это сразу понял и прислушался. Вообще креативный продюсер — это тот, кто на любом этапе съемочного процесса всегда видит целое.
Что общего у «Измен» и «ТРИАДЫ»
— Как долго вы снимали пилот «ТРИАДЫ»?
— Первую серию я написала в конце 2015 года. Пилот мы сняли ровно через два года, а готовить его начали весной 2017 года. Тогда Дьяченко был занят съемками вторых «Супербобровых». Больше полугода мы проводили кастинг.
16 серий «Измен» и 16 серий «ТРИАДЫ» я писала по два года. Несмотря на то, что серии «ТРИАДЫ» в два раза короче, на количество потраченного времени это не влияет, потому что комедии пишутся дольше.
Дарья Грацевич / Фото: пресс-служба ТНТ
— А что у вас с нумерологией? В «Купи меня» — три девушки, в «ТРИАДЕ» тоже, в «Изменах» — три любовника…
— Да, у меня примитивная математика, я складываю простые числа (смеется).
— Создатели сериала «Жуки» на ТНТ рассказывали мне, что в учебниках пишут о том, что три — это идеальное количество главных героев. Вы как распределяли типажи по героиням «ТРИАДЫ»? Математически это было проверено?
— Наверное, у меня был незакрытый гештальт с «Изменами». Второго сезона не было, а «ТРИАДА» — это мой первый авторский сериал за долгое время. В какой-то степени это можно назвать вторым сезоном «Измен», но только в абсолютно другом жанре.
Есть такой мем в интернете — когда что-то курильщика, а что-то — здорового человека. И вот «Измены» — это были измены курильщика, а «ТРИАДА» — измены здорового человека. Это для меня вариация на ту же тему — проблем моногамии и проблем выбора. В «Изменах» героиня не могла выбрать мужчину, потому что идеальный образ складывается только из нескольких. То же самое и с тремя женщинами в «ТРИАДЕ». Это высказывание на ту же тему выбора.
На съемках сериала «ТРИАДА» / Фото: пресс-служба ТНТ
— Как получается, что в ваших проектах играют такие великие драматические актрисы — Елена Лядова, Дарья Мороз, Люба Аксенова…
— «ТРИАДА» — мой четвертый проект, если считать и фильмы. И я знаю — мне говорила это не одна актриса — что когда появляется на рынке мой сценарий, все актрисы понимают, что там будет классная женская роль, и с удовольствием идут на пробы. Они хотят играть эти роли.
Кадр из сериала «ТРИАДА» / Фото: пресс-служба ТНТ
С Дашей Мороз получилась такая ситуация: я не была с ней знакома до проекта, мы познакомились уже на площадке. И я в нее совершенно влюблена с тех пор, сняла с ней свою первую короткометражку. У нее огромный комедийный потенциал, ей в комедиях играть и играть. Люба Аксенова, как мне кажется, тоже открылась по-новому.
— И еще вопрос про жанр. Мне «ТРИАДА» вообще показалась трагедией…
— Есть такой старый добрый жанр — трагикомедия. Сейчас его многие продюсеры боятся, но мне кажется, что в этом мы чуть-чуть отстали от тренда. В Америке, например, никто уже не делает чистых ситкомов, везде есть серьезные темы, серьезные обстоятельства.
Ситком уже не боится смерти. Раньше это было немыслимо. А сейчас новая волна — искать смешное в грустном и видеть грустное в смешном. Мне хочется быть в тренде, а не просто кого-то веселить. В «Изменах» тоже был юмор. А в «ТРИАДЕ», если разобраться, ничего же смешного нет — как бы ни развивались события, трех полноценных семей уже не будет.
Кадр из сериала «ТРИАДА» / Фото: пресс-служба ТНТ
— Название сериала говорит о трех адских состояниях? Это ад для героя или для его женщин?
— Ну, если говорить философски, то ад — для всех. Как у Сартра: «Ад — это другие». Для женщин мужчины — это ад, и наоборот. Мы друг про друга мало понимаем. И когда вы посмотрите весь сериал, вы поймете, что сериал в большей степени не про Толика, а про девчонок, которые вынуждены взаимодействовать и искать решение.
«Женское гетто» на территории российского юмора
— Девушкам легко писать комедийные сериалы?
— Вообще территория юмора в России считается мужской. Это повелось еще с КВН, потом стало видно на примере Comedy Club. Есть конечно ответвления, но для меня они похожи на «женские гетто» — идите и шутите на свои женские темы где-то в углу… А мужчины шутят на любые — про политику, искусство и так далее. Тяжелее всего работать в авторской группе с мужчинами-сценаристами. Часто приходится преодолевать сопротивление соавторов, поэтому одной, конечно, полегче.
На съемках сериала «ТРИАДА» / Фото: пресс-служба ТНТ
Ведущим продюсером «ТРИАДЫ» был Семен Слепаков. Он очень деликатно относится к женщинам-сценаристкам, он и над «Озабоченными» работал вместе с Ириной Денежкиной. Ему это нравится. Я вообще считаю, что каждый уважающий себя мужчина должен быть феминистом. Семен никак меня не ограничивал, ничего мне не диктовал, ко всему относился чутко.
— А шутки вы проверяли тоже на Семене?
— Я не проверяю шутки. Просто сразу знаю, если шутка смешная. Бывает только, что она не совсем понятно сформулирована и приходится что-то дополнительно объяснять. Вот такие ситуации мы с Семеном решали с помощью правок.
На съемках сериала «ТРИАДА» / Фото: пресс-служба ТНТ
— Видите ли вы противостояние между ТНТ и платформой PREMIER?
— Во-первых, решение о показе сериала — будет ли это на канале или платформе — принимаю не я. Сериал мы начали делать, еще когда никакой платформы не было. Сейчас внутри индустрии появилось мнение, что якобы на платформе выйти круто, а в эфире — уже не очень. Кажется, что по телевизору сериал посмотрит «не пойми кто», а пользователи PREMIER платят деньги, и поэтому зритель там якобы более осознанный. Это не так.
Сейчас промежуточный период, пока мы еще не привыкли покупать контент, но это изменится. Я рада, что «ТРИАДА» выходит в эфире, и не считаю, что это ее как-то унижает. Резкостей в сериале нет не потому, что я себе этого не позволила, а потому что это просто не нужно сериалу.
— Когда я разговаривал с Жорой Крыжовниковым по поводу «Звоните ДиКаприо!», он рассказывал, что одну из серий им было важно снять так, как на телевидении не делают вообще. Это сцена в церкви. Были у вас «ТРИАДЕ» такие вещи, которые можно воспринять как вызов?
— Когда мы делали «Измены» (кстати, для телевидения!), нам сразу был известен стиль повествования, уровень откровенности, и я себе ни в чем не отказывала. Не надо думать, что я сделала «ТРИАДУ» мягче, потому что кто-то запретил мне сделать жестче. Просто мне было не нужно, чтобы в этом сериале употребляли наркотики, матерились и трахались. Моя история не про это.
— Когда вы пишете, вы разбиваете материал на серии?
— Да, это драматургия высказывания. На премьере мы показали четыре серии подряд, и сначала было предложение все соединить вообще без пауз, но я была против такого решения. Я трепетно отношусь к паузам. Каждая серия — это абсолютно законченное высказывание. Даже в горизонтальной структуре все равно есть вертикаль. Каждая серия написана по такой схеме — у нее есть начало и конец.
На съемках сериала «ТРИАДА» / Фото: пресс-служба ТНТ
У меня был такой случай с сериалом «Безумцы», когда я перепутала серии в сезоне. И меня ничего не напрягло, и только потом я заметила, что переставила их местами. Отношения с сериалом у меня из-за этого не сложились.
— Какие у вас любимые ситкомы?
— Вся классика — «Теория большого взрыва», «Друзей» я смотрела раз пять. Сериал «Мамаша» — гениальный, здесь люди не стесняются ни на какие темы шутить. Сидят в ресторане колясочник и бывшая алкоголичка. Он ее спрашивает — «Тебя не смущает, если я буду пить?» А она ему отвечает — «Тебя не смущает, если я буду ходить?»
«ТРИАДА» — с 30 сентября на ТНТ.
Обложка: Дарья Грацевич / пресс-служба ТНТ