Антон Зайцев (продюсер «Good Story Media», автор идеи и продюсер сериала «Бедные люди»): У нас творческо-техническое триединство. В какой-то степени мы являемся нестандартной семьей. В обычной семье — два родителя, а у нас три. Смысл в том, что сначала появилась идея, которую мы обсудили, я предложил Жанне ее сделать. Она радостно согласилась и начала привносить туда что-то свое. Мы сделали первую серию и после нее к нам подключился Макс (сценарист Максим Филипьев, он же исполнил в сериале роль драгдилера, — прим. tvkinoradio.ru). Жанна — режиссер, и у нее есть, кроме всего прочего, еще и проект «Реальные пацаны», который без нее не может сниматься и существовать, поэтому она в свободное время предлагала истории, присутствовала на обсуждениях и давала рекомендации, а мы с Максимом их записывали. Когда дописали сценарий, Жанна смогла присоединиться к нам после завершения съемок, разошлась во всю силу и давай все переделывать.
Жанна Кадникова (режиссер сериалов «Рельные пацаны» и «Бедные люди»): Сценарий все время находился в работе. Сначала это был сценарий с парочкой знакомых ребят, которые у нас изначально присутствовали. Появились актеры, которые вдохнули жизнь в эти страницы, и некоторые сцены стали переписываться под них. Потом еще на площадке все переделывали. Сценарий — он живой.
Антон: Все сериалы создаются коллективно. Большое количество серий — большая нагрузка. Комедийные сериалы требуют постоянного диалога – ты же должен понимать, смешная ли шутка, видеть реакцию партнера, чтобы ее оценить. Это правила американского ситкома, в сценарной комнате всегда было больше двух человек. Здесь нет ничего необычного, так работают все компании и в нашей стране.
— Вы придерживаетесь каких-то особых правил в коллективной работе?
Антон: Например, есть правило «Отвергая предлагай», которое, вроде, еще Горбачев сформулировал в Перестройку. Если ты не принимаешь историю, которую придумал партнер, то нужно дать что-то взамен.
Создатели сериала «Бедные люди» Максим Филипьев, Жанна Кадникова и Антон Зайцев
Жанна: Одно из обязательных условий, чтобы собрались похожие люди, которым нравится то, что они делают, и у них есть общее представление о жизни. Мне кажется, это самое главное правило. А как нужно работать, вы уже сами в процессе работы поймете, не надо никаких кодексов записывать и на стенку вешать.
— Легко ли совмещать функции режиссера и сценариста?
Антон: В Америке говорят, что кино — это рай для режиссеров, а телевидение — для сценаристов. Так и у нас в России. Наша компания создана изначально сценаристами по одной простой причине — мы бы хотели, чтобы наши истории делались качественно, и готовы тратить финансы на то, чтобы работал сюжет, а не для решения других проблем. Поэтому это самый идеальный формат существования конкретно для меня. Жанна в данной ситуации тоже и режиссер, и сценарист. Я вот мало знаю хороших режиссеров-сценаристов в жанровом кино.
Жанна Кадникова, Ольга Бузова и Дмитрий Лысенков на съемках сериала «Бедные люди»
Жанна: Это очень помогает. Во-первых, ты в материале как режиссер. Ты за это переживаешь, потому что участвовал в написании. Можно позволить себе переделать сценарий, если что-то где-то не так. Ты не сторонний человек, который поступает только так, как написано. В каких-то обстоятельствах требуется подгон. Как платье подгоняют под человека, так и на площадке иногда приходится подгонять прекрасные тексты под действия и под актеров.
— Правда ли, что вы сами сняли пилот «Бедных людей» и сыграли в нем?
Жанна: Для нас это уже стандартное решение. «Реальные пацаны» появились таким же волшебным образом: Антон придумал идею и написал сценарий, который мы попробовали снять. Для нас тогда это был первый подобный опыт.
Кадр из сериала «Реальные пацаны»
Антон: Самое важное, что ты сам создаешь продукт и полностью отвечаешь за него. Соответственно, максимально в него вкладываешься и делаешь то, что хочешь, а не то, что рекомендуют инвесторы. Для нас это важно, особенно в таких спорных проектах, как «Реальные пацаны» или «Бедные люди».
Жанна: На практике гораздо проще понять, как это выглядит, как новые герои существуют, как будут звучать диалоги и юмор. В один из свободных вечеров мы взяли технику и друзей со съемок «Реальных пацанов» и сделали пилот к «Бедным людям». Это недорого и удобно, не нужно на пальцах продюсеру все объяснять. Лучше один раз увидеть, чем читать и слушать.
— Когда был готов пилот «Реальных пацанов», что с ним дальше делали?
Антон: Мы сняли и смонтировали пилот в Перми. Я прилетел в Москву – на тот момент у нас уже была здесь компания, и мы работали над «Ворониными». Я позвонил Александру Дулерайну, который тогда, вроде, был в Берлине на каком-то телефестивале. Он поднимает трубку, а я говорю, что мы «Good Story media» и что у нас есть пилот. Он спрашивает: «Почему я должен с вами встречаться?» Я отвечаю: «Потому что это очень смешно». Он: «Хорошо, в понедельник. Моя помощница вам перезвонит». Через нее назначили встречу и показали Дулерайну пилот. Видео шло 20 минут, после этого нам сразу же заказали 50 серий.
Антон Зайцев и Жанна Кадникова / Фото: Зураб Джавахадзе
Жанна: Мы так и с нашим новым проектом рассчитывали.
Антон: Но получилось совершенно по-другому. У него тяжелая судьба. Его очень долго тормозили, пытались закрыть, мы много переделывали и доказывали, что это смешно. Долго ковырялись еще и потому, что параллельно продолжали снимать «Реальных пацанов».
— Почему вы решили переключиться с пермских гопников на питерских интеллектуалов?
Антон: Есть такое правило в маркетинге — «Отличайся или умри». Если ты отличаешься чем-то, то есть 100% возможность быть замеченным и состояться. А если снимаешь очередной сериал про солдат, милиционеров или бандитов, то это должен быть шедевр. Я считаю, что «Физрук», с точки зрения концепции, шуток и прочего, — это шедевр. Но если мы хотим, например, повторить успех «Реальных пацанов» и сделать что-нибудь подобное, например про ПТУшников, то это достаточно сложно. К тому же мы столько потратили креативного таланта на создание ста с лишним серий, что мозг сам выбирает другую тему. С другой стороны, в этой теме есть для нас определенная личная история: и Жанна, и я мним себя интеллигентами — она театральный режиссер, а я филолог. Но мы также идентицифируем себя и с миром «Реальных пацанов», так как большую часть жизни прожили в Перми. Мы не понаслышке знаем, каково это – быть и с той, и другой стороны. Два взгляда на два этих мира мы и хотели показать.
Актер Дмитрий Лысенков, исполнитель главной роли, на съемках сериала «Бедные люди»
Жанна: Мне кажется, нужно разных тем касаться, мы же не должны теперь снимать только про Пермь. Нам с Антоном, как и другим, очень нравится Питер. У меня есть много знакомых, похожих на героев «Бедных людей», правда, они не так шикарно жили в коммуналке.
— Это ведь довольно нетипичный сериал для нашего ТВ…
Антон: Наше телевидение очень молодое, у нас еще мало такого. Например, в Америке сериал про стенд-ап комика «Сайнфелд» (Seinfeld) просуществовал девять сезонов и до сих пор считается самым дорогим сериалом, который приносит деньги при повторах. В «Друзьях» тоже персонажи странные: один — палеонтолог, другой — актер, третья — сумасшедшая, которая играет на гитаре в переходах и занимается массажем. И в то же время там есть семейные сериалы. Это индустрия, в которой больше выбора. У нас она пока не стала настолько широкой, а что-то новое выглядит как: «Вау! Вы чё-то прям нарушили традиции». Да нет, ребята, это такая же комедия, просто ее не было, а сейчас есть.
Антон Зайцев / Фото: Зураб Джавахадзе
— Тем не менее вы продолжаете снимать продолжения хитовых сериалов?
Антон: Конечно. 4 апреля вышел новый сезон «Физрука», а «Реальные пацаны» будут в мае. Мы не останавливаем их выпуск, это же бизнес.
Жанна: Но мы делаем их с любовью! Новый сезон «Реальных пацанов» вообще будет шикарным, прям сама не нарадуюсь.
— Как можно определить жанр «Бедных людей»? Можно ли сказать, что это черная комедия?
Жанна: Не сказать, что там весь юмор черный. Просто темы более взрослые, поэтому кажется, что он черный. Но по-моему, взрослые люди так и шутят.
На съемках сериала «Бедные люди»
Антон: Там есть пара серий, которые могут выглядеть как некая черная комедия. Но в целом это юмор для людей, которые «в детстве» смотрели «Универ» и «Реальных пацанов», а сейчас повзрослели.
— Как создавалась коммунальная квартира, в которой происходит основное действие?
Жанна: Мы снимали в павильоне на «Амедиа». Наш художник-постановщик Влад Кузнецов со своей чудесной командой придумали и выстроили весь этот мир, в котором мы во время съемок умудрялись даже жить (поспать днем, когда уставали). Действительно, получилась такая прекрасная питерская квартира. В настоящей не снимали, поскольку не могли найти нужный вариант по размерам. Там было много составляющих, например, она не должна была быть сильно трешовой, как обычные коммуналки. Поэтому решили строить свою. Нам хотелось добавить в нее художественности и в то же время сделать так, чтобы она не смотрелась как тупая декорация. Куда бы вы ни зашли, вы не увидите просто темного угла или обшарпанной стены, обязательно будет какое-нибудь пианино с пластиковым букетом роз. Там нет пустых вещей, и хочется разглядывать ее бесконечно. Много было настоящих деталей, которые органично вписывались в нашу декорацию.
На съемках сериала «Бедные люди»
Антон: Это полная противоположность «Реальным пацанам», где мы хотели воссоздать все как в жизни — если стена телесного цвета и она пустая, то незачем ее украшать для кадра.
— У вас были съемки в Питере и в Москве, как распределяли время?
Жанна: Сначала отсняли в Москве то, что не требовало выхода на улицу. А потом поехали в Питер и там уже работали на натуре. Нам такая последовательность очень помогла, потому что актеры стали за это время действительно как соседи-друзья. Буквально через неделю они уже сблизились, и атмосфера на площадке была соответствующей. Обычно, когда люди играют друзей, то чувствуется, что в реальности отношения не такие теплые. Когда мы уезжали со студии и надо было разбирать декорации, ох, сколько было слез. Мы тяжело прощались с этой квартирой.
Антон: Но мы все законсервировали, на случай если будет еще один сезон. Часть декораций у меня в офисе висит.
— А вы что-то делали, чтобы создать питерскую атмосферу в Москве?
Антон: Мы привозили большие бутыли с воздухом из Питера и открывали их на площадке.
Актеры Ольга Бузова и Дмитрий Лысенков на съемках сериала «Бедные люди»
Антон: Для каждого жителя России родными являются три города: в котором родился, Москва и Санкт-Петербург. Питер с тобой с самого детства, а его атмосферу знаешь, даже не побывав в этом городе.
Жанна: У нас не было особой задачи передать атмосферу Питера и погружаться в нее. Это получалось как-то ненавязчиво, потому что люди такие подобрались. Идея, сценарий, кастинг — все собралось вместе, и не нужно было ничего специально делать и заниматься самовнушением: «Я в Питере, я в Питере, я в Питере».
На съемках сериала «Бедные люди»
Антон: Мне кажется, что питерский дух возникает от того, что все прекрасно понимали, в каком городе происходит действие и старались передать атмосферу, начиная от простых вещей, типа «парадной», и заканчивая техническими решениями: заставку снимать в Питере, обязательная сцена возле Медного всадника, питерская музыка — «Ноль», «Кино», Майк Науменко.
— Как режиссеру или продюсеру из провинции попасть на крупный федеральный канал и снять свой проект?
Антон: Есть одно обязательное правило — нужно переезжать в Москву.
Жанна: А я могу сказать, что для меня главное было встретить Антона. Очень важно, чтобы рядом с тобой были люди, за которыми можно пойти, увлечься идеей. У нас поэтому столько лет практически не меняется съемочная команда.
Жанна Кадникова и Антон Зайцев / Фото: Зураб Джавахадзе
Антон: Да, необходимо найти своих людей. Кино и телевидение — это командная история, одному сложно что-то сделать. Режиссеру нужно найти своего продюсера, продюсеру своего режиссера, оператора.