— Чем вы руководствовались при выборе героя?
Андрей Ананин: Прежде всего, Фенченко преподавал нам во ВГИКе. Кроме того, он один из самых ярких педагогов кино в принципе. Множество людей, связанных сейчас с индустрией, вышли из-под его «преподавательского пера».
Режиссеры Андрей Ананин и Марина Мария Мельник / Фото: Юлия Шиманская
У Фенченко уникальная авторская система обучению монтажу, основанная не только на теории, но и на практике. Она действительно меняет мышление, делает из любого студента настоящего кинематографиста.
После прохождения его курса, жизнь начинаешь воспринимать как раскадровку и это очень сильно помогает в профессии. Неважно, что ты снимаешь: документальный фильм, рекламу или игровую картину. Уже не встает вопрос как: у тебя на подкорке база, которую дал Фенченко. Возможно, ты не улавливаешь ее в процессе обучения, но во многих ситуациях она реально спасает.
Режиссер Владимир Фенченко / Фото: Юрий Самолыго/ТАСС
Марина Мария Мельник: Кшиштоф Занусси, Никита Михалков, Ким Ки Дук: все они в какой-то мере опираются на опыт Фенченко, полагаются на него. Занусси взял несколько уроков из системы Владимира Алексеевича и использует их в процессе преподавания, Сергей Дворцевой часто советуется с ним по поводу будущих съемок. Ким Ки Дук как-то спросил у Фенченко, можно ли ему поучиться у него.
— Какие из идей Владимира Алексеевича кажутся вам наиболее ценными?
Андрей Ананин: Слоганом нашего фильма мы хотим сделать одно из любимых выражений Фенченко: «Жизнь — это кайф». Высказывание может показаться простым, но оно о важном: если приходишь в кино с целью заработать деньги, съемки легко превратятся в ту рутину, от которой люди бегут из офиса. Неважно, что ты снимаешь, ты должен получать удовольствие от процесса.
Мне нравится также его выражение, что в центре любого искусства лежит монтаж. Монтаж — это образ мышления, это то, на что обращает внимание человек с самого рождения. Когда новорожденный смотрит на мать и на врача, он уже создает в своей голове раскадровку. Любое искусство, не только кинематограф, состоит из монтажа. Если это принять, твое мышление изменится.
— Какие черты характера Фенченко вас больше всего подкупают?
Андрей Ананин: Во Владимире Алексеевиче ценно, что он очень честен. Когда ты спрашиваешь у людей мнение о своем фильме, многие боятся тебя обидеть. Но Владимир Алексеевич, если он считает, что фильм снят плохо — так и скажет. И конечно, объяснит, почему. При этом он всегда говорит, что его мнение — это его мнение, и к нему можно не прислушиваться. Это очень ценно.
Режиссеры Андрей Ананин и Марина Мария Мельник / Фото: Юлия Шиманская
Кроме того, Фенченко всех и все помнит. В процессе обучения мы каждую неделю приносили на мастерскую по новой работе. Таких мастерских у Владимира Алексеевича во ВГИКе было несколько (сейчас он преподает также на ВКСР и в Академии Михалкова) и он помнит все работы студентов и даже все правки! Он относится к каждому твоему новому фильму как к своему.
— Как отнесся к вашему проекту сам Фенченко? Нравится ли ему быть «живой иконой»?
Марина Мария Мельник: Мы его немножко раздражаем, конечно (смеется).
Андрей Ананин: Главная характеристика Фенченко как героя, что он нам не мешает. Он просто принял, что его снимают и не против этого. Огромное преимущество и в том, что он не пытается нам ничего навязать, как-то помочь, подстроить нужные ситуации. Единственное: он не любит, когда на него вешают микрофоны-петлички. Каждую съемку у нас с ним борьба на эту тему (смеется).
Марина Мария Мельник: Если долго снимаем, он может сказать: «Ребята, завязывайте». Тогда мы отвечаем: «Ничего страшного, мы с вами просто посидим рядом, с включенной камерой» (смеется).
Монтаж — это образ мышления.
— Вам, как его бывшим студентам, наверное, проще было выйти с ним на личный контакт?
Андрей Ананин: Было большое число студентов-документалистов, которые видели, что Фенченко яркий и харизматичный герой, и они хотели про него снимать. Но тут вопрос — как подступиться. Идея снимать фильм про Фенченко родилась у нас еще во время обучения во ВГИКе. Когда мы рассказали о ней Владимиру Алексеевичу, он был не против.
— Вы снимаете фильм втроем с режиссером Юлией Бобковой. Насколько сложно втроем снимать один фильм? Это не рождает почву для конфликтов, разногласий?
Марина Мария Мельник: Мы уже работали в команде, когда учились во ВГИКе. Это помогло найти общий язык. На самом деле, к нам хотели присоединиться и другие ребята из нашей мастерской, но в силу занятости и того, что проект некоммерческий, они не смогли.
Режиссеры Марина Мария Мельник и Андрей Ананин / Фото: Юлия Шиманская
Андрей Ананин: Наверное, главное отличие в обучении документалистов и игровых режиссеров состоит в том, что нас, документалистов, учили быть «универсальными солдатами»: помимо сугубо режиссерской базы, мы умеем делать и все остальное. Кто-то — снимать как оператор, кто-то — работать со сценарием, кто-то — монтировать, кто-то — писать звук.
Перед каждой сменой мы собираемся и распределяем обязанности. Например, Марина режиссирует эпизод с Владимиром Алексеевичем, я снимаю его как оператор, а Юля записывает звук. Плюсы такого подхода — не нужно привлекать никого со стороны и материал можно делать с меньшими затратами.
Снять фильм «на коленке» про человека, который сам учит кинематографистов, — это было бы ужасно.
— Как строится финансирование вашего проекта? Насколько я знаю, вам удалось выиграть грант на питчинге дебютантов.
Андрей Ананин: 500 тысяч рублей мы выиграли на питчинге дебютантов в рамках ММКФ в этом году, спустя значительное количество съемок.
Мы начинали снимать фильм исключительно на нашем энтузиазме. В этом смысле помогла «модель» трех выпускников ВГИКа, имеющих дополнительные навыки: у меня есть камера, у кого-то из общих знакомых — другая техника, мы просто собрали оборудование и отправились на съемки.
При этом у нас были недешевые экспедиции. Например, в Краснодар на летнюю киношколу ВГИКа, где преподавал Кшиштоф Занусси и куда приезжал Фенченко. У мастеров больше 30 лет дружбы, Владимир Алексеевич называет Занусси своим учителем. Где-то мы занимали деньги: когда есть потребность снять кино, ты ищешь любые способы ее воплотить.
— На что вы хотите потратить средства с краудфандинга?
Марина Мария Мельник: Нам необходимо арендовать монтажную комнату. Проект большой и сложный, на ноутбуке его монтировать нельзя. Кроме того, купить хронику и сделать цветокоррекцию: мы втроем снимали на разные камеры, поэтому работа достаточно трудоемкая.
Режиссеры Андрей Ананин и Марина Мария Мельник / Фото: Юлия Шиманская
Материал должен выйти качественным: снять фильм про человека, который учит всех кино, «на коленке», — это было бы ужасно. Большое внимание мы уделяем звуку, поэтому для некоторых сцен мы привлекали звукорежиссера с хорошей техникой, чтобы все было слышно и понятно.
Часть средств с краудфандинга уйдет на продвижение: нам важно, чтобы картину увидели не только «свои», кинематографисты, но и широкий зритель. Мы планируем выпустить «Фенченко» в начале 2020 года.
Все чаще документальные фильмы стали собирать неплохую кассу в прокате.
— Как вы заинтересуете массового зрителя? Казалось бы, история специфически про кино.
Марина Мария Мельник: Вне зависимости, из киносреды зритель или нет, понятие учителя — архетипическое, оно понятно и знакомо каждому. Существует в разных формах искусства и в культуре разных народов. Если фильм честный, то зритель будет себя идентифицировать с героем и сопереживать ему.
— Наше интервью происходит в помещении студии документального кино «Остров». Вы сотрудничаете с этой студией?
Андрей Ананин: Студия «Остров» помогает нам своими ресурсами: монтажной комнатой и техникой. Когда Сергей Валентинович (Мирошниченко — ВГИКовский мастер Андрея Ананина, Марины Марии Мельник и Юлии Бобковой, — прим. tvkinoradio.ru) и другие поняли, что наш фильм — это не очередная попытка, которая ни к чему не приведет, нас решили поддержать. Конечно, это произошло не сразу.
Режиссеры Марина Мария Мельник и Андрей Ананин / Фото: Юлия Шиманская
— Каким был самый интересный эпизод со съемок фильма?
Андрей Ананин: Лично я понял, что мы все делаем не зря, в момент съемки дня рождения Фенченко. Когда мы с Владимиром Алексеевичем поднялись в ресторан Дома кино на торжественный фуршет, я почувствовал огромную энергетику. Все помещение было забито людьми: его бывшими учениками и нынешними студентами, знакомыми и друзьями. Увидев Фенченко, все радовались и хлопали. Владимир Алексеевич, кажется, сам не ожидал, что так будет: люди подбегали к нему, благодарили за все, дарили подарки. Этот эпизод сильно вдохновил меня.
Люди хотят смотреть хорошие документальные фильмы. Может быть, они уже перенасытились игровыми?
— Сейчас в прокат стало выходить все больше работ молодых документалистов. Недавний пример — «Анатолий Крупнов. Он был» Дарьи Иванковой. Как вы думаете, документальное кино в нашей стране на взлете или это разовые явления?
Марина Мария Мельник: Мы с Дашей из одной мастерской, как и с Максимом Арбугаевым (режиссер-документалист, автор фильм «Генезис 2.0», — прим. tvkinoradio.ru), и с Марией Евтеевой (режиссер-документалист, автор фильма «Законы тайги», — прим. tvkinoradio.ru). Почти все из нашей мастерской снимают кино и это приятно: мы можем собираться на премьерах друг у друга.
Андрей Ананин: В последние 2-3 года происходят хорошие изменения, чему помогают фестивали документального кино, например, «Докер», куда люди приходят за деньги и при этом залы набиты битком. Все чаще документальные фильмы стали собирать неплохую кассу в прокате. Например, «Про рок» Григорьева, «Крупнов. Он был» Иванковой, «Медведи Камчатки. Начало жизни» Гришина и Журавлевой собрали 8 миллионов. Кстати, фильм Марины Марии Мельник «Отец Байкал» тоже планируется к прокату.
Тизер фильма «Медведи Камчатки. Начало жизни» (2018)
Появляются интересные проекты онлайн-платформ, связанные с документальным кино, например, видеосервис START начал сотрудничать с документальным кинотеатром Nonfiction.film. Мы надеемся, что интерес к документальному кино, вызванный разными факторами, удастся обуздать и направить в нужное русло — к хорошей авторской документалистике.
Марина Мария Мельник: На премьеру моего «Отца Байкала» пришли многие люди, далекие от сферы кино. И они удивлялись: «Неужели документальное кино может быть художественным!» Меня это поразило. Я поняла, что люди хотят смотреть хорошие документальные фильмы. Может быть, они уже перенасытились игровыми?
Искусство — это замечательно, но мы тоже люди и иногда хотим кушать.
Андрей Ананин: Со стороны авторов тоже начались подвижки. Раньше казалось, что фильмы делаются режиссерами для таких же режиссеров. Но у меня с самого начала было желание создавать фильмы интересные и понятные, например, моим родителям, которые абсолютно не связаны с кино. Мои картины должны иметь свой посыл, быть со смыслом, но при этом разговаривать со зрителем на понятном ему языке.
Режиссеры Андрей Ананин и Марина Мария Мельник / Фото: Юлия Шиманская
— Можно ли заработать на документальном кино?
Андрей Ананин: Когда нас только отбирали во ВГИК, нам сразу сказали: «Вы же понимаете, за деньгами сюда идти глупо». Кроме документального кино есть много других возможностей обеспечить себе достойный уровень жизни. Поэтому в специальность мы шли не ради заработка.
Но вообще — наверное заработать можно. Просто мы пока начинающие и занимаемся некоммерческими проектами, оттачивая свой стиль и совершенствуясь. Параллельно приходится снимать заказные вещи, рекламу — просто как инструмент для выживания. Надеюсь, позитивные тенденции в документальном кино скоро изменят этот уклад и появится возможность зарабатывать на своих проектах. Для нас это очень важно: искусство — замечательно конечно, но мы тоже люди и иногда хотим кушать.
Марина Мария Мельник: Недавно я монтировала телевизионный документальный фильм, просто чтобы заработать. И это все равно был очень полезный опыт.
Документальное кино важно и для понимания как развивается наша страна, что нас ждет и какие у страны проблемы.
— Что надо изменить в системе финансирования документального кино?
Андрей Ананин: Нельзя все изменить одномоментно. Даже если государство примет меры и мы одновременно заклеим весь город постерами с «Фенченко» или «Отцом Байкалом». Внимание к этим картинам будет разовым и глобально ничего не изменится.
Важнее сформировать зрительскую культуру: чтобы люди приходили в кино не только хорошо провести время, но и для получения нового опыта. Настоящее документальное кино может вызывать у зрителя бурю эмоций — но в нем всегда есть и посыл, и важная рефлексия на время. Это кино, над которым надо размышлять.
Режиссеры Марина Мария Мельник и Андрей Ананин / Фото: Юлия Шиманская
Документальное кино важно и для понимания, как развивается наша страна, что нас ждет и какие у страны проблемы. Когда ты показываешь в Москве фильмы, снятые в других регионах России, москвичи воспринимают их как экзотику, они удивляются тому, что видят на экране. К сожалению, эта миссия документального кино — узнавать страну, тоже выпала из поля нашего зрения.
Помочь проекту «Фенченко» можно здесь.
Обложка: режиссеры Марина Мария Мельник и Андрей Ананин / Фото: Юлия Шиманская