«Фильм ужасов — это жанр, в котором можно сделать что-то новое»

— Чем жанр фильма ужасов интересен вам как режиссеру? 

— У каждого жанра свои плюсы и минусы. Я работаю с фильмом ужасов, потому что мне с детства нравились истории более триллерные, более остросюжетные. Мне интересно работать с таким материалом. Потом, как и любого, кто работает в кино, меня привлекает элемент игры — ты можешь по-разному выстраивать визуальные элементы, по-разному светить, в общем, искать. И плюс играет роль то, что ниша хоррора в России пока не занята — есть куда расти и развиваться. Фильм ужасов для нас такой жанр, в котором можно сделать что-то новое.

На съемках фильма «Невеста»

На съемках фильма «Невеста»

На съемках фильма «Невеста»

На съемках фильма «Невеста»

На съемках фильма «Невеста»

На съемках фильма «Невеста»

На съемках фильма «Невеста»

На съемках фильма «Невеста»

— По вашему опыту, есть ли какая-то особенность производства фильмов ужасов в России?

— Очень скромные бюджеты. Поэтому подготовительные сроки сжатые. Съемки и вовсе заняли двадцать смен. Такова реальность. Может быть, когда-нибудь потом в этом жанре бюджеты будут больше, и мы сможем делать какие-то более масштабные вещи. Но с другой стороны, тем хоррор и интересен, что тебе нужно придумать, как уложиться в небольшой бюджет и сжатые сроки, но сделать максимально качественно.

кадр из фильма "Невеста"Кадр из фильма «Невеста»​

— С учетом того, что «Невеста» — это жанровое коммерческое кино, каково было участие продюсеров в работе над проектом?

— В коммерческом кино продюсер не только отвечает за деньги, но и направляет режиссера в правильное русло. Креативный продюсер, которым у нас был Заур Болотаев, — это такая фигура, которая подает идеи и помогает оформить твою работу. Это важный человек, который в нужный момент может подойти и сказать: «Ты знаешь, вот здесь, по-моему, у тебя не работает, давай искать другое решение». В целом, работа с продюсером заключается в том же, в чем и работа с группой — постоянный диалог. 

— Многие фильмы ужасов выстроены в схожей визуальной стилистике. Как формировалось изобразительное решение «Невесты»?

— Мы изначально пошли от XIX века, от его готической атмосферы. Визуальных референсов было много, в том числе из современных фильмов, начиная от общей эстетики Гильермо дель Торо и вплоть до того, что где-то мы вдохновлялись обоями из «Неонового демона». Художественные решения формируются примерно следующим образом: собирается вся группа, читаем сценарий, художник, оператор предлагают, как та или иная вещь может выглядеть. В общем, важнее всего — диалог. 

На съемках фильма «Невеста»

На съемках фильма «Невеста»

На съемках фильма «Невеста»

На съемках фильма «Невеста»

На съемках фильма «Невеста»

На съемках фильма «Невеста»

— Есть ли какие-то особенности кастинга, критерии при отборе актеров для фильма в жанре хоррора, и если да, то какие?

— Я ищу у актеров правду, но правду именно в рамках жанра фильма ужасов. Дело в том, что для многих исполнителей хоррор — это слишком игра, к которой они не готовы серьезно относиться. Не знаю, как на Западе, но в России среди актеров существует настороженное отношение к этому жанру. Но для некоторых он вполне серьезный. Поэтому подбирая актеров, я сразу так и спрашиваю: «Интересно вам это или не интересно?». На решение влияет общее сочетание харизмы и физики артиста. Что касается «Невесты», то Саша Ребенок привлекла меня тем, что была готова вдумчиво работать над своей ролью. Вику Агалакову мы нашли почти случайно — она записала видео из своих проб, по которому мы сразу поняли, что она подходит. А Игорь Хрипунов — это просто мой любимый актер, с которым мне очень нравится работать из картины в картину.

Александра Ребенок. Кадр из фильма «Невеста»

Александра Ребенок. Кадр из фильма «Невеста»

Виктория Агалакова (слева). На съемках фильма «Невеста»

Виктория Агалакова (слева). На съемках фильма «Невеста»

Игорь Хрипунов. На съемках фильма «Невеста»

Игорь Хрипунов. На съемках фильма «Невеста»

— Существовал ли у вас какой-то критерий, который позволял понять, что тот или иной момент сработает, испугает аудиторию?

— Дэвид Финчер как-то сказал, что кино должно не развлекать, не приносить удовольствие, а ранить. Вот мы и старались если не ранить зрителя, то, по крайней мере, нервы ему потрепать. Как этот эффект достигается? Не знаю, это какая-то штука, которая рождается на интуиции. Часто бывает, что ты придумываешь эпизод, тебе кажется, что он сработает. Но приходишь на площадку и понимаешь, что не работает. Начинаешь снова придумывать, искать что-то другое. Возможно, это вопрос опыта, но я, приходя на площадку, как правило, не могу со стопроцентной уверенностью сказать, что именно у меня будет. Но, опять же, работа режиссера — это творчество, а значит постоянный поиск. 

На съемках фильма «Невеста»​На съемках фильма «Невеста»​

— Вы использовали раскадровки при съемках?

— Для наиболее сложных эпизодов, конечно, делаются раскадровки. Что-то решается схематично, определяется положение камеры. Но наиболее сложные в технологическом плане сцены раскадровываются. Хотя наличие раскадровки не всегда является гарантией того, что сцена будет снята именно так. Конечно, иногда все воспроизводится вплоть до мелочей, а иногда понимаешь, что оно просто не сработает. Но в любом случаем, раскадровки помогают взглянуть на эпизод со стороны и потом не тратить время на площадке впустую. 

— Какая сцена в фильме была для вас самой сложной в создании, почему?

— Сцена финала с горящим героем. Во-первых, потому что это большой эпизод, на который у нас была только одна смена. Во-вторых, мы выставили узкие декорации, и из-за ограниченного пространства было не очень понятно, откуда светить. Также сложной была открывающая сцена. Она длинная, с массовкой, а снимали тоже за одну смену, летом, ночью. Ночь уходила очень быстро, и нам нужно было сработать где-то часов за пять. Со временем постоянно приходится бороться, оно — главный вызов, потому, что если ты не успеешь, фильм может быть не снят.

На съемках фильма «Невеста»​На съемках фильма «Невеста»​

— На ваш взгляд, у отечественного хоррора есть какая-то национальная особенность?

— Хоррор, как мне кажется, более универсальный жанр, чем комедия. Наша комедия зарубежному зрителю не очень понятна, а хоррор — вполне мультикультурен. Плюс играет роль особенность нашего визуального языка, менталитета, национального колорита — все это может привлечь иностранную аудиторию. Если вспомнить «Пиковую даму», то там привлекал фольклор, лежавший в основе истории. В случае «Невесты» толчком для сюжета послужила славянская легенда, традиция. Подобных национальных историй, из которых можно что-то сделать, у нас полно. 

Святослав ПодгаевскийСвятослав Подгаевский​

— Сейчас говорят о буме хоррора в России. На ваш взгляд, какие перспективы есть у жанра в дальнейшем?

— В России более-менее умеют делать комедии и драмы. Остальные жанры как-то болтаются. В том числе, когда кто-то говорит «а давайте сделаем фильм ужасов», все относятся с сомнением к этому. Пока хоррор остается авантюрой: кто-то соглашается в нее играть, кто-то — нет. Но как бы то ни было, нам необходим опыт. Сегодня я чувствую, что в профессиональной среде постепенно формируется более серьезное отношение к жанру. Например, в прошлом году государство впервые выделило деньги на фильм ужасов. Наша «Невеста», если я не ошибаюсь, стала второй такой картиной. С опаской, но люди в этом жанре двигаются, и это радует. Да, пока наши фильмы не такие отточенные, как на Западе, но мы стремимся к лучшему. Дело, думаю, за тем, чтобы жанр окончательно встал на конвейер и тогда у нас появится своя школа хоррора. Да и зрителю это интересно, причем не только у нас. В других странах у наших фильмов ужасов тоже есть потенциальный зритель. «Невеста» параллельно с Россией выходит в Германии, в Латинской Америке. Значит, рынок нас принимает. Надеюсь, в дальнейшем эта тенденция разрастется.
 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *