— С чего началась работа над «Ню»? Как вы придумывали проект с учетом того, что это DIY-кино без бюджета?
— Режиссер снимает фильм, когда ему невозможно что-то не рассказать. Мой фильм возник из непонимания, нежелания меня услышать — я хотела сделать так, чтобы меня поняли. Начала я с того, что записала идею, то, как будет выглядеть будущий фильм. У меня есть записи по системе драматургии — как должен строиться фильм по каждой минуте: opening image на первой минуте, заявка главной темы в первые пять минут и так далее. Любой голливудский фильм строится по той же системе.
Сценарий фильма «Ню» (2018) / Фото: предоставлено Ян Гэ
Я взяла эту схему и свою историю, то есть вложила свою идею в определенную форму. По сути, весь сценарий занимал две страницы. Но на съемках мы конкретно знали, что делали.
Мы с оператором Марией Андросовой предварительно сделали все раскадровки. Рисуем мы, правда, хреновенько — просто человечки-палочки. Тем не менее это очень помогло, и на площадке мы не тратили зря время. И в фильме нет ни одного лишнего кадра, лишней детали — все действия, все цвета, все продумано и имеет значение. Мы делали не просто «чтобы красиво и стильно» — так оно не работает, все должно быть продумано и оправданно.
Ян Гэ / Фото: Виктор Вытольский
— Если сценарий занимал две страницы, то как создавались диалоги?
— Диалог — это самое сложное в кино. Нельзя делать так, чтобы два человека просто болтали в кадре, в их словах должна быть конкретная информация. Например, Квентин Тарантино очень круто делает диалоги. Я так не умею, поэтому решила схитрить — обойти диалоги.
Диалогов в фильме очень мало, больше монологов. Те диалоги, что есть, я писала в телефоне. В одной сцене, где диалог про то, что у меня не растут волосы, я дала актеру свободу. Это был единственный профессиональный актер в фильме, поэтому ему можно было дать возможность импровизации в рамках заданной темы.
Блог с монологами я записывала позже, через три-четыре месяца после съемок. Во время монтажа стала понятно, что нужно дополнительное объяснение, поэтому возникли эти сцены. А писать диалоги я пока еще не научилась и потому не считаю себя режиссером. Режиссер в моем понимании — это научная профессия, требующая большого опыта и знаний в самых разных областях.
Кадр из фильма «Ню» (2018) / Фото: скриншот из трейлера
— Как проходили съемки и в какие сроки вы уложились?
— Всего мы снимали три месяца, но с промежутками. Снимать нужно было очень быстро, потому что параллельно я была занята в театре, в кино, с «Голосом». Я не могла знать свои планы, и заранее продумать, что мы снимаем, было очень сложно. В основном работали в формате: «Через два дня у меня выходной — будем снимать. Маша, какую сцену мы сможем снять?».
Нам безумно везло, что всегда, когда мы снимали, был солнечный день. Некоторые сцены снимались в полной суете. Например, сцена с коровами. Мы не знали, как будет выглядеть коровник, какое там будет освещение. Но нам повезло, что был яркий солнечный день, и сцена получилась очень красивой — корова дышит и виден пар. При этом вся сцена была снята буквально за пять минут.
Последний кадр, где я бегу голенькая, снимался в Коломенском парке. Разумеется, мы не могли сказать людям: «Не ходите, тут ведется съемка». Просто смотрели, есть ли вокруг люди, когда никого не было, я бежала, а Маша снимала. Это был кошмар.
Кадр из фильма «Ню» (2018) / Фото: пресс-служба ММКФ
— Сколько в среднем делалось дублей на съемках? И как ты потом отбирала дубли? Как понять, какой дубль работает, а какой нет?
— Для каждой сцены блога мы делали минимум по пять дублей. Для других сцен дублей было меньше. Если я на монтаже смотрю дубль, и мне снова грустно, если я снова могу плакать, испытывать те же эмоции, то значит вот этот дубль работает. Конечно, есть еще нюансы по технической части, но главное, чтобы материал трогал меня как зрителя. Если я не очень понимаю, работает ли дубль, я спрашиваю монтажера, трогает ли он его.
— Команда проекта была очень скромной. Расскажи, каким составом создавался фильм и как ты нашла нужных людей?
— Я снимала нетрадиционным способом. У меня не было группы, только два человека: я и оператор. Делать фильм было трудно еще и из-за того, что мало кто принимал меня всерьез. Особенно помощь нужна была после съемок — я одна не могу монтировать, делать звук.
Среди моих знакомых очень много профессионалов, потому что я все время работаю в кино и театре. Я приносила им свои материалы, но многие мне отказывали. Некоторые сразу говорили про деньги, и тогда я понимала, что с этим человеком фильм не получится. Деньги за работу можно найти, но если к моему фильму нет любви, то выйдет полная фигня. Искусство нельзя делать технически — это не сантехника.
Кадр из фильма «Ню» (2018) / Фото: скриншот из трейлера
Фильм получился с теми людьми, у которых было личное отношение и ко мне, и к материалу. Монтажер и звукорежиссер сами предлагали идеи и многие вещи делали сами, потому что они проживали мою историю и видели в ней себя. Сильно помогала «Манго Компани». Ника Тырон красила фильм. Монтажом занимались Юлия Клык и Екатерина Пьяных. Юлия собрала первую «колбасу», а Екатерина уже доделывала все волшебство.
Звукорежиссером был Рустам Медов. Все шумы в картине — это полностью его переозвучка. Например, для того, чтобы озвучить, как я надеваю перчатки, он использовал кондом, а для сцены, где я рубила кокос, искал в YouTube ролики с кокосами и вырезал необходимый звук из них.
Еще в фильме есть интересное решение. У нас несколько героев мужчин, но звучит всего один мужской голос. Такое решение возникло в процессе, и я считаю его идеальным. С одной стороны, это упростило работу — вместо пяти-шести человек нужно было пригласить только одного. А с другой — это работа с подсознанием зрителя. В общем, командой была проделана очень тонка работа. Без любви к моему фильму, ни один человек не стал бы так заморачиваться, я думаю.
Ян Гэ / Фото: Виктор Вытольский
— А что у вас было из техники?
— Вся наша техника — это Mark II, то, что было у Маши. Еще у нее был один объектив и второй она попросила у друзей. Объектив 50мм и 12-75мм. Снимать я Машу заставляла без штатива, с рук. Света тоже не было. Свет специально делали только в сцене в ванной. Эта сцена была очень сложной из-за того, что там нужно было нырять. Мы три раза эту сцену переснимали. И в ней делался свет — круглая лампа из Икеи. Фильтров не было, поэтому чтобы создать красную атмосферу, мы накинули на лампу ярко розовый шарф. Благодаря тому, что Маша очень маленькая девочка, никто не подозревал, что мы снимаем, ни в книжном магазине, ни в метро. Это было очень удобно. А, например, бар мы снимали в баре моего друга Фабио. Он же и играет в этой сцене. Блоги я снимала на iPhone, а потом мы добавляли шумы.
— Ты в фильме и в кадре и за кадром. Как дается сочетание ролей актера и режиссера?
— Это ужасно. Мой любимый режиссер — Паоло Соррентино. Он умеет снимать некрасивых людей очень красиво. «Молодость», мой любимый фильм. Там столько уродов, ну в смысле не очень красивых в жизни людей. Но Соррентино делает их очень трогательными и интересными.
В то же время нельзя думать, что зритель глуп — чуть-чуть у тебя в кадре фейк, и зритель тебе уже не поверит. Поэтому, например, сцену, где я страдаю в ванной, я снимала не накрашенной, даже без тоналки. Иначе зритель не поверит: «Ага, сидит страдает и красивая такая». Как актриса я смотрю эту сцену и думаю: «Господи, какая уродина». Но как режиссер я понимаю, что так и надо, что в этом есть художественная красота.
Кадр из фильма «Ню» (2018) / Фото: пресс-служба ММКФ
В одном из крупных планов, где я лежу, видно поры и прыщ. Как актриса я мучаюсь, что все видят этот прыщ, который на экране в кинотеатре получается размером с мою голову. Но для режиссера во мне это прекрасно, ведь это же жизнь.
Еще как актрису меня научили в работе над ролью оправдывать все слова и действия своего персонажа. И этот актерский навык мне очень помог, я перенесла его в режиссуру — как режиссер я тоже старалась оправдывать все в своем фильме.
— Как создавался колоритный саундтрек фильма?
— Песни написал мой друг Дмитрий Жук. Единственный человек из моих знакомых, который вообще не интересуется деньгами. Я очень доверяю его вкусу и таланту и хотела, чтобы саундтрек писал только он. Интересно, что мы не сказали ему, на какие моменты нужна музыка — только обозначили общее настроение. Он написал, кажется, семь треков, которые я отдала звукорежиссеру, и он уже выбирал на свой вкус, где необходима музыка. Текст писали уже на готовый саундтрек. Получился такой совместный творческий процесс.
Ян Гэ / Фото: Виктор Вытольский
— На пресс-конференции по поводу «Ню» на ММКФ говорилось, что бюджет фильма составляет ноль рублей. Какой совет ты бы дала, исходя из своего опыта, людям, которые тоже хотят снять кино без бюджета?
— Просто снимайте. Если вы очень хотите снимать, то вы найдете способ. А если вы не смогли снять, значит не очень сильно хотели, второй причины не может быть. Мой мастер во ВГИКе Сергей Соловьев так и говорил: «Если вы чего-то очень хотите, вы найдете выход». Еще с этим фильмом я убедилась, что деньги не решают суть. Но тем не менее больше без денег я не хочу снимать. Это все-таки кошмар. Я доказала, что без денег снимать можно, но больше делать этого мне не хочется.
Обложка: Ян Гэ / Фото: Виктор Вытольский