— Еще во время съемок фильма «Рай», когда мы летели из Берлина, Кончаловский поделился с нами идеей сделать фильм про Микеланджело. Он рассказал свою концепцию: «Все должно быть снято в таком же ключе, как и „Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына“. Так же хочу набрать только типажи, не актеров. Даже на роль самого Микеланджело. И в этом фильме не должен быть виден костюм, я не хочу все эти огромные рукава, колготы. Не хочу цвет, пусть все будет монохромным».
Художник по костюмам Дмитрий Андреев / Фото: Евгений Пахоль
В качестве источника вдохновения режиссер просил обратить внимание на фильм «Королева Марго» Патриса Шеро. Там художник по костюмам [Мойдел Бикел] ушла от парадных портретов и сделала образы реалистичными. Высший класс в фильме представлен грязным, потным, неряшливым. Вот и мы придумывали свою среду, которая выглядела бы не нарядно, а естественно.
Мы ушли от ватных складок, потому что Кончаловский очень боялся декоративности (как он говорил: «оперы Дзеффирелли»). Я потом вывел для себя формулу: все в костюме должно быть немного случайно. Не как любят итальянцы — аккуратно подобрать одно к другому, а естественно, как мы носим в жизни — как легло, так и легло.
Конечно, возникало желание выложить шлейф и вуаль красивыми скульптурными складками, но я старался этого не делать. Хотелось небрежности, необязательности в костюме. Даже соскальзывавшие лямки у платьев сначала меня раздражали, а потом я понял — это же стилистика «Королевы Марго», где все в костюме куда-то сползало! Но конечно, это должно было выглядеть художественно — вот за этим я следил.
Кадр из фильма «Грех» (2019) / Фото: Саша Гусов
— В какой временной отрезок укладывается действие вашего фильма?
— Андрей Сергеевич постоянно нам говорил: «У нас немонтажное кино. Время в фильме не течет. Есть только некие ситуационные вспышки, всполохи сознания — то ли герою кажется, то ли это на самом деле — мы не понимаем». Если в сюжете и было движение по времени, то это десяток лет, что не сильно сказалось на костюме того периода.
— Как вы подошли к созданию образа самого Микеланджело?
— Камертоном для нас послужил знаменитый, уже достаточно поздний, портрет Микеланджело, где он изображен в темном костюме с тоненькой полоской белой рубашки.
Портрет Микеланджело, художник Даниэле да Вольтерра, (1544). Микеланджело в фильме «Грех» (2019) / Фото: Саша Гусов
Мы намеренно ничем не выделяли его из окружающего народа: он был такой же, как они — не лучше и не хуже. Со всеми своими страстями и страстишками. Его неприятный характер мы отразили в фактурах — все вещи у него были грязными, штопанными, заношенными.
К тому же, у исполнителя роли Микеланджело Альберто Тестоне был такой яркий, выразительный грим, что не надо было его доделывать костюмом. Актер отрастил свою бороду, но гримеры ее еще доработали, сделав раздвоенной, как у скульптуры «Моисей», и персонаж стал напоминать сатира.
Художник по костюмам Дмитрий Андреев / Фото: Евгений Пахоль
Его волосы покрасили в жгуче-черный цвет, и сделали всклокоченную, взмыленную, сальную, неприятную голову. Гримеры ему еще вставили светло-карие линзы, чтобы получился холодноватый взгляд, который контрастировал с загорелым лицом. Получился черт, дьявол. Мы только чуть-чуть поддерживали костюмом эту чертовщину.
Кадр из фильма «Грех» (2019) / Фото: Саша Гусов. Мраморная статуя Моисея / Фото: Wikipedia
В каменоломне Микеланджело практически сливается с толпой своих собратьев. Мы и тут его специально не выделяли, за исключением момента, когда он начинает предавать друзей и, как Иуда, становится темным на их светлом фоне.
Кадр из фильма «Грех» (2019) / Фото: Саша Гусов
— Сложно ли было придумывать костюмы каменотесов? Насколько они аутентичны?
— Во время подготовки Кончаловский мне все время говорил: «Мне важны scalpellini [ит. — каменотесы], как вы их себе представляете? Какие они? Покажите мне их».
Как только мы прикрепились к картине, то сразу поехали в Италию и в Карраре нас познакомили с двумя-тремя консультантами по каменотесному делу. И каждый предоставлял нам свою версию того, как должны были выглядеть каменотесы того времени. Но все это были версии, базирующиеся скорее на XIX — начале XX веках.
Художник по костюмам Дмитрий Андреев / Фото: Евгений Пахоль
Мы стали отталкиваться от фресок времен Ренессанса, на которых были изображены люди, строящие дома, мастеровые. И на этом материале сделали пробный костюм. Но режиссеру он совсем не понравился. «Ни в коем случае! — сказал он. — Ты представь, что во все это я буду одевать настоящих мужиков!»
У нас скальпеллини состояли из настоящих каменотесов. «Да они у меня в этом слова в кадре не скажут! Еще и друг друга засмеют. Наплевать на историю. Я пришлю референсы, по ним и сделаем».
Референсы А.С. Кончаловского: Караваджо «Ужин в Эммаусе» (1601), Джакомо Черути «Мальчик с корзиной» (1745)
В референсы режиссера входили рисунки времен Караваджо и изображения XVII и XIX веков. Я нашел аналоги всего этого в моде XV-го века, и сделал куртки с привязанными рукавами. Когда режиссер хотел жилеты, я отвязывал рукава, а когда надо — привязывал обратно. У куртки, кстати, вполне мог быть и один рукав — это все из той эпохи.
Штаны каменотесов были обычного кроя. Его знали еще с древности — с ластовицей между ног. Я перевязал штанины до колена обмотками, напоминающими крестьянские онучи. Понятно, что когда штанина болтается неудобно работать, поэтому ее нужно подвязать. Мы создавали костюм по принципу: одеть персонажа так, чтобы ему было удобно работать на жаре, при палящем солнце.
На съемках фильма «Грех» (2019) / Фото: Саша Гусов
Моя ассистентка придумала заматывать каменотесам руки тряпицей — снял ее с шеи, замотал руку и потащил камень дальше. В то время, конечно были перчатки, но не у каменотесов. И им всем так понравилось, что они стали просить: «И мне, и мне!»
— Какая у вас была цветовая концепция?
— Она менялась по воле режиссера. Сначала он предложил интересное решение: «Хочу, чтобы простонародье было в сепии, а высший класс — с вкраплением яркого цвета, золота, парчи, а папский двор — красный». Но потом вдруг слышу: «Что-то у тебя все какое-то коричневое! Здесь должен быть фиолетовый цвет, здесь — какие-то красные всполохи!»
Художник по костюмам Дмитрий Андреев / Фото: Евгений Пахоль
Дело в том, что как только у нас появлялся цвет, все становилось немножко игрушечным. Хотя я брал за цветовую основу не яркого Джотто, а фресочного, старого Джотто, покрытого пылью веков, немного обсыпавшегося: еле-еле розоватый, легкий фиолетовый цвета [Джоттоди Бондоне — итальянский художник раннего Ренессанса, автор знаменитых фресок в церкви Сан
Франческо в Ассизи и в капелле дель Арена в Падуе, — прим. tvkinoradio].
Но даже меня смущало, как это выглядит, и я сказал режиссеру: «Вы понимаете, как только мы в сцену вводим цвет, все сразу становится немного фальшивым, оперным».
В итоге, я вернулся к коричневому цвету, к сепии. Все простонародье, рынок — это сепия в разных градациях и тональностях. Цвета было совсем чуть-чуть — где-то кусочек какой-то синей накидки, что-то еще.
Массовка Каррайи (жены, дочери каменотесов, отцы, деды) тоже была решена достаточно монохронно, с легкими всполохами «Джотто». Тут для меня главным референсом (и я сразу это утвердил у Кончаловского) стал фильм Пазолини «Евангелие от Матфея».
Проблемой стало яркое солнце, которое выбеляло, высвечивало все фактуры, делая костюм плоским, что раздражало режиссера и доставляло много хлопот нам.
Кланы дела Ровере и Медичи я тоже старался разбить по цвету: золотые и серебряные. Я нашел готовые золотые доспехи на Медичи, с их гербом, а для дела Ровере выбрал серебряные. Режиссер мне сказал: «Это все литература, никто никогда этого не заметит, но если хочешь — делай». И я сделал.
Соответственно, клан дела Ровере я делал таким немножко теплым серебром с золотом, а Медичи — темными, почти черными с вкраплением кожи с серебром.
Кадр из фильма «Грех» (2019) / Фото: Саша Гусов
Что касается костюмов буржуазии и аристократии, я намеренно не стал пестрить. Мы не так много будем их видеть, не нужно на этом выкладываться. Лучше больше уделить внимания простолюдинам, потому что мы их видим больше. К тому же снимали восемью камерами, и у зрителя есть возможность рассмотреть подолы и обувь. В больших сценах иногда снимали и с дрона.
— Но кардиналы были красными?
— Режиссер просил, чтобы все кардиналы были разные по цветовой тональности, включая все оттенки пурпура. По фактуре это могли быть бархат, шелк, даже дерюга. И типажно они были какие-то пропойцы, небритые, у кого-то зубов нет, такой типичный Пазолини. «Я хочу тафту — не только бархат, но и шелк, может быть атлас, в общем, разный тип шелка». Поэтому тафты для кардиналов было закуплено очень много, причем, самой дорогой. На один костюм у нас шло где-то 15 метров тафты.
Когда мы снимали Папу Льва Х, мы конечно расстарались и отфактурили весь его костюм: мех (типа горностая) промусолили, простригли, просалили. Всю моццетту (пелерину) мы тоже пожамкали, прописали бархат.
Даже тапочки и чулки, которые были видны крупно в кадре мы тоже отфактурили. Предполагалось, что эти чулки надевались на ноги в язвах, поэтому они тоже должны были быть пропитаны какой-то сукровицей. Чулки нам специально связали будто бы не очень умелой рукой, поскольку неровная вязка смотрится правильнее, аутентичнее.
Кадр из фильма «Грех» (2019) / Фото: Саша Гусов
— Вы все костюмы приготовили здесь, в Москве?
— Поскольку мы не нашли на костюмерных складах в Италии того, что было задумано, то все отшили здесь, так как надо было нам и режиссеру. В том числе, костюмы пятнадцати кардиналов, поскольку они должны были быть сделаны по одному модулю. И отшили здесь всех буржуа.
Дмитрий Андреев сыграл в одном из эпизодов фильма «Грех» (2019) / Фото: Саша Гусов
— И последнее: о чем ваш фильм?
— В фильме ставится вопрос: во имя чего ты работаешь — во имя Бога или во имя Дьявола? Наша версия была такова, что Микеланджело работал точно не во имя Бога. Он выбрал славу, деньги. Даже, когда писал лики мадонн, то делал это не помолясь. Да, он — человек Ренессанса, когда на первое место ставили человека, а Бог отошел на второй план — и это тоже наша тема.
Художник по костюмам Дмитрий Андреев / Фото: Евгений Пахоль
«Мой фильм — это не размышление о живописи Микеланджело, — подчеркивает Кончаловский. — Я вовсе не хотел снимать фильм о его произведениях. Моей задачей было показать человека Ренессанса, который был гениальным художником и вместе с тем — обычным человеком со своими слабостями, страхами и недостатками. На самом деле я больше заинтересован не талантом Микеланджело как таковым, а самим персонажем и его отношениями с эпохой, полной вдохновения и красоты, и в то же время кровавой и жестокой».
Кадр из фильма «Грех» (2019) / Фото: Саша Гусов
Обложка: художник по костюмам Дмитрий Андреев / Фото: Евгений Пахоль