Единственный технический вопрос, о котором я обмолвлюсь — это ваше понимание, какого уровня коптер вам нужен для съемки конкретного проекта. Для большого кино нужен дорогой коптер с камерой RED или ALEXA, что очень затратно и владельцы этой техники закладывают в полет «стоимость падения». Отсюда же выползает и второй вопрос про оптику, которая будет стоять на дорогих камерах и тяжелых коптерах. Очень редко у нас в России на такие съемки ставят линзы класса Ultra Prime, Master Prime и выше.
Фото: предоставлено Иваном Помориным
Есть широкая линейка более бюджетных решений, которые часто могут устраивать по качеству изображения оператора-постановщика даже на полнометражных проектах. Когда вы определитесь, на что вы будете снимать, возникнут два основных вопроса: «творческий» и «административный». Начну с самого сложного и острого — с административного.
Регистрация беспилотных аппаратов регулируется Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 291 «О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации». Согласно поправкам, внесенным в статью 33, подлежат учету беспилотные гражданские воздушные суда весом от 250 граммов до 30 килограммов. Норма о регистрации вступила в силу 5 июля 2017 года. Это означает, что ставить на учет придется всю летающую технику — от коптеров до детских вертолетов и самолетов.
Если ваш воздушный змей тяжелее 250 граммов, он нарушает воздушное пространство Российской Федерации. Если вы подпрыгнули, то вы тоже нарушили закон о воздушном пространстве Российской Федерации (ну конечно, если только вы не весите меньше 250 граммов). У всего, что летает в воздухе, должен быть свой бортовой номер и каждый полет должен быть согласован.
Поверьте мне, я знаю это не понаслышке. Недавно я снимал заявочные планы для одного проекта, и продюсеры захотели добавить в фильм кадры новогодней Москвы, снятые с коптера. Мы снимали украшенный центр города: Парк Горького, Воробьевы горы, Никольскую улицу, Большую Дмитровку, Камергерский переулок, Тверскую площадь, Тверской бульвар, Пушкинскую площадь и другие места.
Директор везде договаривался непосредственно с локациями без бумажного разрешения. Возле гостиницы «Украина» нам не повезло: когда мы отсняли материал, нас окружил наряд ОМОНа в масках. Несмотря на то, что закон о коптерах еще не вошел в силу, нас продержали часа три в изоляторе, пока нам не откатали пальчики и не приехал человек из ФСО, чтобы посмотреть, не сняли ли мы что-нибудь лишнее на Белом доме.
Фото: предоставлено Иваном Помориным
Существуют специальные протоколы согласования воздушных съемок, но это занимает до месяца. На вас обратят пристальное внимание, если вы снимаете особо охраняемые объекты, вроде дамб, мостов, шлюзов, ТЭЦ и так далее. И особенно если вы производите съемку в Москве, над которой вообще запрещены полеты воздушных судов.
Вы можете летать на свой страх и риск, но:
- ФСО сейчас отлично работает, и поверьте моему опыту, они за один день вычислят ваш коптер и позвонят вам с милым предупреждением;
- Совсем уже не фантастика радио-пушки, перехватывающие протоколы управление коптером и позволяющие специальным службам посадить его на своей территории или даже просто разбить о стену.
Поэтому мой вам совет, особенно в Москве: не выходите на съемки с коптером без согласования с ФСО.
Кроме того, винты коптера представляют серьезную и даже смертельную опасность. Поэтому к полету над живыми людьми надо относится с особым вниманием и доверять такие съемки можно только опытным пилотам, которые уверенно и обдуманно берут на себя такую ответственность.
Ну а теперь, наконец-то, поговорим про творчество. Во-первых, как действительно будет выглядеть с воздуха точка съемки? Ведь ты не поймешь, что у тебя в кадре, пока не взлетишь. Спутниковые карты помогали, но лишь примерно. Самый действенный способ — это репетиционный полет, пускай с гораздо более простым коптером. Второй вариант — это найти предыдущие съемки объекта с коптера. Такое не редкость для объектов, строительство которых завершилось недавно.
Всегда интересно не просто снимать отдельный красивый заявочный план с воздуха, а соединять его с игровой сценой. В целом, это очень похоже на работу с операторским краном. Но тут у вас есть как расширенные возможности (например, улететь на более общий план), так и много ограничений.
- Как я писал выше, коптеру опасно подлетать близко к актерам, а особенно — зависать ровно над человеком, поэтому вам как оператору-постановщику придется учитывать это при планировании кадра.
- Вы можете сразу забыть про чистый звук, потому что даже у самого маленького коптера очень шумные винты.
- Улетая далеко на общий план, вы должны понимать, где будет находиться группа и пилоты, чтобы они не попали в кадр.
- Надо учитывать, что пилоты всегда должны видеть коптер.
- Если у вас ночная смена, вы должны засветло просмотреть, нет ли на пути вашего полета «лучших друзей коптерщиков» — проводов.
Первый раз с серьезным коптером я работал на картине «Нинкина любовь». Это было очень простое кино, снятое за 9 смен. И я захотел, чтобы у нас был коптер на одну смену. На стрелке двух рек стояла церквушка, из которой выходили наши главные герои, молодожены. А за церквушкой открывался прекрасный вид на главное место действия фильма — судоремонтную верфь Белого города. Мы сняли потрясающий финальный кадр фильма, который стал изюминкой моей работы на этой картине.
Финальная сцена фильма «Нинкина любовь» (2013)
Съемка с коптера — это колоссальный инструмент, дающий возможность увидеть сцену с самой интересной, красивой и непривычной для человека точки, с высоты птичьего полета. Знайте: эти кадры наверняка украсят визуальный ряд вашего фильма.