Как композитору работать с оркестром в кино

Начну с того, что никогда и никакие сэмплы не смогут заменить живое оркестровое исполнение. Чем куск мяса отличается от фарша? Тем, что фарш нельзя превратить обратно в кусок. Сэмплы — это фарш, и его абсолютный максимум — это бургер. Кому-то этого достаточно, но гурманы предпочитают стейк!

Примем за аксиому, что у вас прекрасная музыка, достойная симфонического оркестра. Чаще получается наоборот, но сегодня — о хорошем.

Для продуктивной записи оркестра в современных реалиях прежде всего важен фактор времени, ведь с первого и до последнего мгновения оркестровой смены бюджет вашего фильма ежеминутно худеет примерно на 500 рублей (плюс-минус, в зависимости от состава оркестра). И не важно, репетируете ли вы или общаетесь с дирижером, настраивается ли оркестр или ушел на перерыв… Да, скорее всего, деньги не ваши, но зачем топить печь ассигнациями? Поэтому, чтобы не тратить впустую драгоценное время оркестровой смены, вам нужно следующее:

  • хороший оркестр;
  • хороший дирижер;
  • идеальная партитура.

Хороший оркестр важен, чтобы быстро разобраться в материале и на третий, четвертый проход выдать исполнение, которое всех устроит. Хороший дирижер вам в этом должен максимально оперативно помочь. Желательно, чтобы у дирижера была возможность ознакомиться с партитурами заранее.

Фото: Quincena Musical
Фото: Quincena Musical

Идеальная партитура необходима, опять же, для экономии времени. Заниматься «ловлей блох» на записи — последнее дело! Все ноты в партитуре обязаны быть верными, все авторские нюансы прописаны. Если композитор (это в последнее время случается все чаще) не умеет читать партитуры или вообще не в курсе, что такое ноты, на первый план выходит оркестровщик. Именно на нем будет лежать вся полнота ответственности за «изложение авторской мысли» и коммуникацию с дирижером и оркестром. Поэтому идеальная партитура — это идеальный оркестровщик. Увы, идеальных оркестровщиков заметно меньше, чем композиторов. Если вы знаете такого — молитесь на него!

Музыку мало хорошо записать, ее надо еще хорошо свести. Поэтому, безусловно, звукорежиссер — это тоже ваше все! Но если с тремя условиями выше не сложилось, звукорежиссеру в итоге попросту нечего будет сводить, и ваша «демка», которая так понравилась режиссеру, займет свое компромиссное место в фильме, а продюсер в очередной раз задумается: «А зачем мы вообще писали этот оркестр?». Итак, дирижер — это повар, оркестр — это печь, партитура — это мясо, звукорежиссер — это официант. К этому добавьте фактор времени (прожарки). Если все сошлось, у вас на столе будет восхитительный стейк!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *