Как начинающему кинематографисту перейти к полному метру?

Короткий метр

Сценарную «девственность» я потерял, когда приехал на съемки короткого метра по своему сценарию. Это было… по-другому! Шутки не казались смешными; текст, произнесенный актерами, был не таким органичным, как у меня в голове; сцены длились вечность. Все было не идеально. И я схватился за голову. Ведь на бумаге я мог сделать лучше!

Сценарий короткометражного фильма — это наилучший способ отточить навыки сценарного мастерства. Ты не научишься круто писать, пока не увидишь результат на экране (и лучше — не один раз!). Потом сделаешь работу над ошибками, прокачаешь скиллы, напишешь снова, снова увидишь результат. И однажды продюсер произнесет заветное.
 

Тизер короткометражного фильма «Атланты уходят»

Полнометражный фильм

Мой первый полнометражный сценарий «Убить босса» (съемки стартуют летом) стал для меня настоящим испытанием: до этого я ни разу не держал в голове историю длиной в полтора часа. Надо размышлять над тем, что в начале, в середине и в конце одновременно! Мозг просто взрывается, а продюсер требует новый драфт. Дам пару советов, как дойти до конца.

Определись с темой

Тема — это не «кино про любовь». Она включает в себя сложный моральный конфликт. Например, желание спасти мир от злого босса борется с нежеланием его убивать. И вывод. Тема есть то личное, что ты приносишь в историю. После просмотра фильма без темы, зритель задаст вопросы: «Зачем вы мне это все показали?» и «Над чем я должен был задуматься?».

Тема должна волновать тебя. Если тебе не интересен кризис среднего возраста, писать про него не нужно. Будешь мучиться и в итоге бросишь.
Поймать тему мне помогают два способа. Первый: я начинаю записывать все, что волнует меня прямо сейчас. Второй: выписываю фильмы и сериалы, потрясшие меня в последнее время. Потом я ищу общее между записанным, и почти всегда нахожу. Это и есть тема.

С темой всегда сложно: ты можешь вначале писать про одно, а потом понять, что писал о другом. И это нормально! Ненормально, когда темы нет.

Пиши главами

Как круто заполнить акт? Очень просто: разбить его на главы по десять минут и дать им названия. Например, «глава 1: герои прячут труп», «глава 2: герои прячутся от трупа» и так далее.

Плюс в том, что зрителям проще смотреть десятиминутные части фильма (доказано учеными), а тебе — их придумывать и писать (доказано опытом). Кстати, чем забавнее названия глав, тем интереснее их содержание.

Работай с редактором

Когда пишешь большую историю, всегда находишься внутри нее. Плюс в создании отдельной вселенной, но минус в том, что ты можешь допустить логическую ошибку, запутаться, напрочь забыть про второй поворотный пункт. От всего этого убережет редактор, который каждый раз читает историю свежим взглядом, также, как потом будет смотреть фильм самый искушенный зритель (например, BadComedian).

Многие воспринимают редакторов как абсолютное зло. Будем честны: во многих случаях так оно и есть. Но есть и хорошие редакторы, которые дают дельные советы и действительно хотят помочь.

Как понять, что редактор хороший? Все просто: он не лезет в креатив, а указывает на слабые места в истории. Хороший редактор не скажет, что вместо кошечки нужна собачка, он скажет, что кошки не умеют лаять. Почему? Осознав, логическую ошибку, ты придумаешь вариант в разы лучше.

Береги себя

Написание сценария «Убить босса» выпало на мой отпуск, поэтому я создавал его в самолетах, гостиницах, аэропортах и музеях. Я сдал все в срок, но полностью выдохся. Примерно месяц я не мог ничего писать.

Когда мы соглашаемся на сумасшедшие сроки (вроде месяца на сценарий, чтобы продюсер успел податься в Фонд кино), мы думаем, что можно потерпеть и где-то ночь не поспать, зато будут проект и деньги. Но мы напрочь забываем, что потеряем кучу сил, энергии и нервов, и результат может оказаться не таким замечательным, как если бы времени было больше.

Кайфуй

Написание полнометражного фильма и его переписывание — долгий и местами очень нудный процесс. Начни получать удовольствие с первой страницы!

Не делай сценарий вымученным, это будет заметно. Садись писать в хорошем настроении, для этого балуй себя. Когда мы пишем, мы становимся детьми, а дети любят всякие вкусняшки, подарки и сюрпризы. Не отказывай себе в этом!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *