Ткань эта состоит из большого количества элементов. Однако объединенные вместе, они могут так и остаться просто элементами, а могут породить жизнь на экране. Здесь необходимо, чтобы созданная художественная реальность, с одной стороны, обладала выразительностью, а с другой, чтобы выразительность стала на экране частью жизни.
Когда мы теряем подлинность изображения, выразительность становится пустой и превращается в общее место. Какими бы совершенными навыками не обладал оператор, и какие бы только технологии им не использовались, фильм получается «мертвым», если мы не верим в происходящее и не подключаемся к истории.
Если в описании выше вы разглядели подход и вашего режиссера, то могу предположить, что успех взаимодействия с ним будет заключаться в поиске средств иллюстрации внутренней истории героя.
Что я имею ввиду? Кроме сюжета есть также внутренняя история героя и внутренние процессы, которые можно передать через «овнешнение», то есть придумывание того, через что мы видим все это видим. Это может напрямую зависеть от работы оператора, от выбора места съемки, времени суток, погодных условий или их имитации до драматургии движения камеры.
Фото: Dose Media
Начиная взаимодействовать с режиссером, я читаю сценарий. Вначале я сужу о нем как зритель, и говорю, что мне в нем понравилось, а что — нет, на что я обратил внимание, что запомнилось. Затем совместно с ним мы начинаем анализировать сценарий, искать выразительные средства, образы и решения, придумываем свой киноязык. После наступает этап раскадровок и режиссерского сценария. Параллельно может идти кастинг, на котором я также стараюсь присутствовать. Съемочные локации мы обязательно выбираем вместе с режиссером.
Когда все готово, мы приступаем к съемочному периоду. Если в подготовительном периоде работа была проделана качественно, то и на съемках возникает гораздо меньше проблем. Фотораскадровка в этом отношении — самая настоящая страховка для съемочного периода. Так, для короткометражного фильма «Музыкант» Алексея Боровикова мы сделали фотораскадровку с указанием всех фокусных расстояний объективов от первого до последнего кадра. Для короткого метра «Мира» Андрея Троицкого мы сделали то же самое.