Поэтому в режиссерской экспликации я подробно описываю не только эмоциональную направленность музыки к каждому конкретному эпизоду, но даже, бывает, обозначаю инструменты, которые хотелось бы услышать. Еще не зная кто будет писать музыку к фильму «Звезда», хотя и мечтая, что это будет Алексей Рыбников, я составил очень тщательный список тем и обрисовал каждую из них.
Композитор Алексей Рыбников / Фото: Владимир Федоренко / РИА Новости
Не уверен, что Рыбников усердно изучал мои экспликации, однако в результате с экрана звучит именно то и именно так, как я описывал на листе бумаги, разве что многократно приумноженное талантом и мастерством композитора.
С «Экипажем» ситуация сложилась совершенно иная. «Экипаж» — это посвящение одноименной картине Александра Митты, вольная импровизация на тему и признание в любви самому яркому кино-впечатлению моего отрочества.
Музыкальные темы композитора Альфреда Шнитке вот уже сорок лет непрерывно звучат в моей памяти: этот пронзительный клавесинный вальсок, эти скрипичные всплески сцен катастрофы, эти мрачные, тревожные аккорды нарастающего саспенса.
Музыка Альфреда Шнитке к фильму «Экипаж» (1979)
Я очень тревожился, что стану подсознательно навязывать композитору свое ощущение, поэтому на первых порах отпустил ситуацию. Я лишь использовал ряд музыкальных произведений во время съемок тех или иных сцен картины: часто так делаю, чтобы помочь актерам войти в нужное состояние. И это был не Шнитке.
Когда мы сняли в аэропорту Петропавловска-Камчатского финал «большого приключения» — эпизода, во время которого пассажиры покидают самолет в струях дождя, я прямо на съемочной площадке с монтажером Константином Ларченко собрал всю сцену и положил ее на музыку Эдуарда Артемьева, написанную к фильму «Легенда №17».
Музыка Артема Васильева к фильму «Экипаж» (2016)
Уже в черновом виде сцена производила довольно сильное воздействие на первых зрителей. Настолько сильное, что продюсер Леонид Верещагин предложил оставить музыку Артемьева в готовой картине. Но я знал, что Эдуард Николаевич наверняка сможет написать что-то не менее яркое и запоминающееся.
Однако случилось так, что Артемьев не смог принять участие в работе над «Экипажем», зато привел своего ученика Артема Васильева, великодушно и всерьез аттестовав его как еще более талантливого композитора, чем он сам.
Перед Васильевым стояла очень непростая задача. Фильм уже был снят — весь. Изображение диктовало характер музыкальной партитуры: вот здесь тревога, здесь лирика, здесь напряжение. Но мне хотелось найти нелинейные решения, и я рад, что Артему эта идея понравилась. Мы стали экспериментировать.
Музыка Артема Васильева к фильму «Экипаж» (2016)
Приоткрою дверь в режиссерскую кухню: довольно часто при создании черновой версии картины к изображению подкладывается так называемая референсная музыка. Ее мы берем из «закромов», из прежних своих картин, из стоков, и заимствуем из чужих саундтреков или записей симфонических оркестров. Во-первых, материал с музыкой смотрится легче; а во-вторых, композиторам проще понять, чего хочет режиссер.
Разумеется, референсы — вовсе не догма. Иногда, подложив музыку, звучавшую у тебя в голове во время съемок эпизода, с удивлением убеждаешься, что в данном контексте она не работает. Тогда начинаешь искать другое решение: или вовсе отказываешься от музыки, или находишь контрапунктивное звучание, входящее с противоречие с внешним обликом сцены, зато вскрывающее или подчеркивающее внутреннее состояние персонажа.
Сцена из фильма «Змеиный источник» (1997)
К примеру, для одной из сцен моей картины «Змеиный источник» композитор Михаил Смирнов написал тревожную, мрачную тему. В этой сцене героиня Ольги Остроумовой угрожала своему неверному любовнику в исполнении Сергея Маховикова. Но мне пришло в голову отказаться от агрессивного звучания и использовать в сцене любовную мелодию, и с экрана помимо угрозы зазвучала боль одинокой покинутой женщины, пытающейся вернуть себе ускользающую любовь. Сцена стала более объемной.
Вот и в «Экипаже», в самом начале и в финале картины, мы с Артемом решили отойти от грустных тем, хотя все к этому располагало, и взяли за основу тему Гущина, человека, не позволяющего обстоятельствам взять верх над собой, движущегося к цели, несмотря на все препятствия и преграды.
Музыка Артема Васильева к фильму «Экипаж» (2016)
Артем Васильев — композитор классического направления, имеющий за плечами опыт работы с крупнейшими симфоническими оркестрами у нас и за рубежом. На первых порах ему, симфонисту, было сложно сформулировать музыкальные темы, которые сходу бы запомнились зрителю и произвели на него мгновенное впечатление. А я требовал именно этого.
Мы вместе сидели за роялем, прорабатывали каждую тему, записывали на магнитофон, тут же подкладывали под изображение и решали, насколько она работает и не нуждается ли в уточнениях. Придумывал-то Артем, а я, как полагается человеку со скверным режиссерским характером, мучил его бесконечными придирками, хватал за руку, прерывая исполнение, и пытался намурлыкать иное развитие темы.
Лауреат премии в номинации «Лучшая музыка к фильму» за фильм «Экипаж» (2016) композитор Артем Васильев на 15-й церемонии вручения Национальной премии в области кинематографии и телевидения за «Золотой Орел» / Фото: Евгений Биятов / РИА Новости
Надо отдать должное Васильеву: он выдержал испытание мужественно и добился требуемого результата, за что и получил в итоге почетную профессиональную награду — приз «Золотой Орел» за лучшую музыку к фильму.
Ну а Российский государственный оркестр кинематографии, замечательный дирижер Сергей Скрипка и музыкальный звукорежиссер Геннадий Папин довершили труды Васильева, записав под его наблюдением саундтрек к «Экипажу» в тонателье «Мосфильма».
О работе Скрипки и его оркестра необходимо упомянуть особо, ибо сейчас продюсеры зачастую ограничиваются музыкальным оформлением «под синтезатор»: это куда дешевле и сподручнее. Живая музыка большого оркестра звучит совсем иначе, и она отличается от синтетической точно так же, как свежее коровье молоко от порошкового. Продюсеры «Экипажа» Леонид Верещагин, Никита Михалков и Антон Златопольский (с которыми я также делал и «Легенду №17») знают это, и потому всегда идут на необходимые траты. Оно того стоит.
Главный дирижер Российского государственного симфонического оркестра кинематографии Сергей Скрипка / Фото: Владимир Вяткин / РИА Новости
Сейчас я придумываю новый фильм, и одновременно ищу референсную музыку: она и вдохновляет, и подсказывает неожиданные решения — визуальные, режиссерские, ритмические. Я ловлю себя на мысли, что, придумав музыку, режиссер в результате получает фильм. Дело за малым — передать идеи в руки талантливого композитора, который все сделает за тебя.
Я счастливый человек, все композиторы, с которыми мне удалось посотрудничать (Алексей Рыбников, Эдуард Артемьев, Артем Васильев, Михаил Смирнов, Дмитрий Рыбников) во многом создавали мои картины, а уж зрители потом с удовольствием их слушали и, надеюсь, смотрели.