Как звукорежиссеру работать с непрофессионалами

Профессионализм — дело наживное. Люди, открытые к знаниям, непременно становятся профессионалами в своей области. Цель звукорежиссуры — выдать технически качественный продукт.

Для упрощения замечу, что основное, что пишем мы, звукорежиссеры, это речь. Рассмотрим основные сложности, возникающие на площадке.
 

1 «Актер виноват»

Действительно, иногда актер забывает, что на нем миниатюрный микрофон и передатчик. С одной стороны, это здорово, ведь выигрывает качество игры… но часто страдает звук. При западной схеме звукозаписи, где основной источник звука — подвешенный на удочку микрофон, это не так страшно. Но в российских сериальных реалиях, при загнанных темпах выработки и сроков — подобные казусы приводят к выбраковке материала на посте.

Фото: rawpixel.com
Фото: rawpixel.com
 

2Репетиции

Не должна мизансцена впервые разыгрываться после команды «камера-мотор!». Каждому участнику съемок следует досконально знать, что происходит в каждой сцене, куда пойдет актер, а куда оператор. Не говоря уже о том, что у звукорежиссера должны быть диалоговые листы, причем не те, что из сценария, а реальные, с пометками режиссера после читки сценария с актерами.
 

3Костюм — это отдельная епархия

Есть в Голливуде такое правило: если нательный костюм (то есть ткань, из которой сшито исподнее на актере) шуршит, то увольняют того, кто это допустил. Внешний костюм тоже должен быть тихим, но тут все зависит от художественной задумки. А вот поддевка, куда крепятся петличные микрофоны, должна быть из натуральной ткани.

В российском кино, где арендуют хрустящие от опрета (опрет — это специальный состав, которым закрепляется краситель на ткани — прим. tvkinoradio.ru) рубашки из бутиков, чтобы вернуть их уже вечером в тот же день, крайне сложно найти компромисс костюма и звука. Благо, за океаном придуманы сотни способов разместить микрофон в шумной одежде и избежать хотя бы трения, если не акустического шороха костюма в целом.
 

4Плотный тайминг часто убивает чистый звук

Бывает, что второй режиссер дает только по одной минуте, чтобы перевесить микрофон на актере после смены костюма. Естественно, это нонсенс. Продюсеры не хотят переработок, они гонят график, а потом вызывают актеров на переозвучивание и платят им, студии и звукорежиссеру переозвучивания вместо того, чтобы заплатить за переработку и получить чистый звук. Свет могут переставлять по полтора часа, а вот звук вешать надо за минуту. Этот дисбаланс, когда звук отодвигается на самый задний план, и есть самый вопиющий пример непрофессионализма на съемочной площадке.

Фото: guruxox
Фото: guruxox

За прошедшие пять лет мне посчастливилось поработать с теми представителями профессии, кто всегда бережно относится и к звуку, и к изображению. Как-то раз из-за того, что мы не смогли в двухкамерной конфигурации чисто записать двоих актеров, оператор Михаил Милашин переставил обе камеры. Он, кстати, потом рассказывал мне, как Вадим Иванович Юсов трепетно отзывался о работе звукорежиссеров, признавая, что звук в силах маскировать многие, в том числе и операторские, шероховатости фильма.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *