Денис Фирстов (оператор, обладатель приза «Кинотавра» за лучшую операторскую работу в фильме «Коллектор»): Моя общая задача состояла в том, чтобы снять кино всего за семь ночных смен. Это было и одно из главных ограничений, впрочем, не самое сложное. У нас была целая куча ограничений по локации: высокий этаж, невозможность светить в окна и дымить. Задник экспонировался на 2.0. К тому же в интерьере были светлые стены.
Денис Фирстов, оператор-постановщик / Фото: Илья Нодия
Артем Барышников (режиссер монтажа): Для монтажа было важно, что в фильме немало однокадровых сцен. С одной стороны это упрощало мне работу: в силу вступал внутрикадровый монтаж, отлично реализованный актером, режиссером и оператором-постановщиком. С другой стороны, с такими сценами, как бы я ни хотел, ничего сделать уже нельзя. Материала в принципе было не очень много, а ведь чем его больше, тем сильнее у монтажера развязаны руки. Даже вырезать было нечего, кроме, может быть, пары реплик. Времени и денег тоже было мало. Это накладывало свой отпечаток, поэтому как бы мы ни готовились, где-то приходилось идти на компромиссы.
Артем Барышников, режиссер монтажа / Фото: Илья Нодия
— Как с учетом всех этих ограничений вы работали на препродакшне?
Денис Фирстов: Локацию мы нашли поздно, поэтому у нас было мало времени до начала съёмок. К тому же многое зависело от графика Константина Хабенского. После утверждения локации мы прошлись по сценарию, прикинув все мизансцены и точки, с которых можно снимать. Как понимаете, для полного метра в одном помещении их не так много. Собственно, камерность проекта и диктовала манеру съемки, по-другому бы воплотить его вряд ли вышло. Какие-то моменты мы репетировали сами, с режиссером Алексеем Красовским и Артемом, снимая все на телефон и монтируя.
Артем Барышников: Я подключился к проекту не на монтаже, как это часто бывает, а на препродакшне. Мы с Алексеем раньше работали на его сериале и много лет поддерживали связь, а когда у него появился замысел «Коллектора», он им сразу же со мной поделился. Включиться в проект на столь ранней стадии, на стадии первого сценарного драфта — это большая удача для монтажера. Обычно об этом не думают ни продюсеры, ни режиссеры, а зря, ведь это позволяет не упустить ничего важного из виду, точнее выстроить монтажное решение и избежать проблем на постпродакшне.
Промо-арт фильма «Коллектор»
В ходе подготовки я не всегда, но часто присутствовал на репетициях. Это было важно в плане корректировки мизансцен по монтажности. Алексей и Денис проигрывали сцену, определяли точки, где будет камера, а мне нужно было понять, смонтируется это или нет. Соответственно, если я понимал, что не смонтируется, мы вносили коррективы. Могу добавить, что рук у нас было мало, поэтому помимо своих прямых обязанностей, мы помогали друг другу, чем могли. Именно поэтому, во многом, нам и удалось сделать фильм со скромным бюджетом и уложиться в семь ночей. Просто в одном месте собралось много прекрасных неравнодушных людей.
— Можете подробнее рассказать, как вы взаимодействовали с режиссером?
Артем Барышников: Алексей из тех режиссеров, которые предоставляют команде свободу. Во всяком случае, режиссеру монтажа. Часто бывает, что режиссер стоит над душой и рассказывает, что ему нужно, а монтажер лишь нажимает кнопочки. Это плохой подход. У нас было иначе. Я был предоставлен сам себе, монтировал и отправлял варианты Алексею, сопровождая их своими замечаниями. Обратно приходил длинный список правок, и дальше я их вносил. Ну, или не вносил, если мы в ходе обсуждения приходили к выводу, что они неуместны.
На съемках фильма «Коллектор»
Денис Фирстов: Самое главное — слышать режиссера. Помогать, поддерживать его идею и сценарий, понимая, как туда привнести художественности и как правильно расставить акценты. Важно, чтобы все работало на идею и было оправдано. И, конечно, всегда нужно стараться искать лучшие из возможных решений.
— Как на вашей работе отразились съемки в хронологическом порядке?
Денис Фирстов: Главная сложность, которая возникла из-за съемок в хронологическом порядке — свет. Мы ставили его на площадке каждый раз, когда главный герой заходил в кабинет. При этом необходимо было держать в голове все нюансы и мелочи освещения. Мы снимали ночью, поэтому в плане количества приборов света нужно было очень мало. При этом необходимо было светить так, чтобы ни камера, ни свет не отражались в окнах, грамотно сбалансировав освещение с ночным городом.
На съемках фильма «Коллектор»
Артем Барышников: Плюс съемок по хронологии для меня лишь в том, что в период продакшна проще следить за развитием действия. На монтаже особой разницы нет. Правда, замечу, что у «Коллектора» есть одна особенность: бывают случаи, когда на монтаже можно что-то перетасовать, поменять местами. Здесь же все было очень последовательно, с постепенным развитием согласно букве сценария и точно завязано на диалогах.
— Какое оборудование — камеру, оптику и софт — вы использовали при работе над фильмом?
Денис Фирстов: Фильм снимался на Alexa XT. Оптику нам нужно было выбрать светосильную, ведь, например, некоторые сцены сняты на 1.3. Я выбрал объективы Master Prime, потому что они, на мой взгляд, создают более холодное, безразличное по настроению и атмосфере изображение, в котором нет такой романтичности, как, например, у Сooke. Именно это было нужно для нашего героя.
На съемках фильма «Коллектор»
Артем Барышников: Я монтирую в Adobe Premiere. Для многих покажется дикостью собирать в нем большое кино, но в этой программе я чувствую себя абсолютно комфортно, она меня не подводила. В конце концов мы не первые, кто смонтировал в нем полный метр.
— Что для вас обычно является источником вдохновения? Отразилось ли что-то из этого на «Коллекторе»?
Денис Фирстов: Меня всегда вдохновляет самое разное. Алексей Красовский, например, на первых встречах рассказал о своем любимом художнике Эдварде Хоппере. Меня зацепила одна из его работ, в которой особенно сильно ощущалось одиночество героя, перекликающееся с историей нашего фильма.
Картина Эдварда Хоппера
Артем Барышников: Для «Коллектора» особых источников вдохновения у меня не было. Скорее я просто развивал материал, который сам подсказывал, что ему нужно. Если говорить о других фильмах, то они меня вдохновляют на уровне ощущений и эмоций. Я не столько выхватываю технические приемы, сколько то, как они работают на меня. Если ты смотришь кино, и тебе становится больно и грустно или хорошо и здорово — это эффект. Соответственно в своей работе я стараюсь достигнуть чего-то подобного. Конечно, есть вещи, которыми восхищаешься именно в техническом плане. «Безумный Макс», например, — это полный восторг в плане монтажа. Вдобавок это пример подготовки и работы людей. Получается, что подобное кино также может быть источником вдохновения в плане подхода к творчеству и работе.