Когда нужно заканчивать многосерийный проект

Если есть желание высказаться — это одно, хотите поддержать разговор — другое. Начиная историю, надо знать, когда вы намерены ее закончить: и мозги, и весь организм перестраиваются под предполагаемую дистанцию. Здесь есть несколько принципиально разных подходов, и проще объяснять на их примере.

Поход первый: «есть история». В моем случае это была реальная история, и ее хотелось рассказать. Военный инженер возвращается с фронта и узнает, что с его невестой очень нехорошо обошелся мерзавец, наделенный властными полномочиями. Тогда инженер дает волю эмоциям и оказывается на скамье подсудимых. Адвокат, взявшийся его защищать, сильно рискует, так как сам — сын расстрелянного в первые дни революции коммерсанта. Попав в пересыльную тюрьму, инженер не может мириться с диктатом уголовников и, организовав фронтовиков, отменяет власть воровского закона, но после этапа на зону понимает, что рано или поздно уголовники его убьют, и единственный выход — побег. Во время побега инженер обнаруживает одно из первых месторождений якутских алмазов.
 

Серия из сериала «Защита»

Скупой набор фактов семейной хроники. Результат — четыре серии сериала «Защита». Можно было додумывать и подтасовывать, но не хотелось врать, ведь речь шла о моих предках. Другое дело, что эта история вместе с потомками героев перепрыгнула через границы бывшего СССР и удивительным образом продолжилась в нашем времени.

Подход второй: «есть тема и набор интересных фактов». Так мы с Володей Брагиным и группой диалогистов делали «Острог».

Лидер тоталитарной секты берет в оборот начальника провинциальной тюрьмы. Дистанцию в сорок серий нам определили на старте. Получилось так, что, когда мы писали середину, начало сериала уже шло в эфире, а последнюю треть снимали, при том что финал мы тоже дописывали. По рейтингам мы держались в первой десятке среди всех сериалов, и на первом месте среди многосерийных фильмов НТВ, но производственные реалии были таковы, что историю пришлось оборвать на десять серий раньше: не все снять и смонтировать успевали. Так что в последнюю серию пришлось утрамбовать десять. В результате наиболее сообразительные зрители на форумах расшифровали наши намеки и спорили о вариантах финала.

Подход третий назовем «поддержать интересный разговор». В эту категорию попадают долгоиграющие истории о непростой судьбе временно одиноких женщин, трудностях семейной жизни — словом, сюжетные конструкции, чей фундамент замешан на быте и повседневности.

Как происходит дело тут? Собирается команда, проходит мозговой штурм, и главный автор пишет посерийный план эпизодов на шестьдесят. Шестьдесят эпизодов делятся на три, и формируются группы авторов сюжета, затем каждая группа пишет сюжеты своего двадцатисерийного блока, и тексты отдают диалогистам. Между группами курсирует хэдрайтэр и следит, чтобы у сюжетчиков сошлись стыки сюжетных линий и не мутировали герои. В этом случае дистанция определяется выносливостью хэдрайтэра и телеканалом.
 

Сцены из сериала «Острог. Дело Федора Сеченова»

Итак, когда заканчивать?

Если это зависит от обстоятельств: воли канала, продюсера, смены вектора зрительских предпочтений — заказчик скорее всего захочет закончить в момент пика рейтингов. Это хорошо для заказчика-продюсера, но история, как в случае с «Острогом», останется незавершенной, и зритель резонно спросит: «А где финал? Развязку хочу! У меня чешется незакрытый гештальт!». Пускаясь в плавание серий на тридцать, нелишне запастись альтернативной сюжетной конструкцией, позволяющей без смысловых потерь и очень сжато рассказать последнюю треть.

Работая с реальными событиями, заканчивайте, когда у вас иссякли достоверные факты и дальнейшие перипетии вызывают сомнения. Если же вас «прет», если от придуманного шерсть встает дыбом, если вы третьи сутки подряд не можете лечь спать, опасаясь, что снова «не поймаете вожжи», тогда наплюйте на все советы и пишите, ужать вы всегда сумеете: не войдет в текущую работу, так пригодится потом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *