Зрительский дискомфорт
Хорроры принято снимать трясущейся ручной камерой, чтобы добавить в материал паники, спонтанности и неожиданности. В этом жанре ручной метод съемки выступает еще одним раздражителем наряду с сюжетными жанровыми особенностями. Главное — не переусердствовать с тряской камеры и не перейти от эффекта расчетливого дискомфорта зрителя к эффекту укачивания и отвращения от материала.
Эффект погружения
Другой жанр, в котором практически не обойтись без активной ручной камеры — это военная драма. Например, фильмы «Черный ястреб» Ридли Скота, «Спасти рядового Райана» Стивена Спилберга, оскароносные картины Кэтрин Бигелоу «Повелитель бури» и «Цель номер один».
Ручная съемка максимально погружает зрителя в условия происходящих событий. Даже диалоги в спокойной обстановке сняты в таких фильмах на сверхдлинную оптику с нервным легким дыханием, что ни на секунду не дает успокоиться. Зритель как бы чувствует сбитый ритм пульса героев.
Long shots, или длинные кадры
На примере художественного фильма «Дитя человеческое» можно увидеть, как виртуозно Эмануэль Любецки владеет ручной камерой в неразрывных однокадровых сценах длительностью до 6 минут.
Почему для постапокалиптической картины был выбран именно такой прием? Внимание зрителя буквально примагничивается к происходящему. Отсутствие монтажных склеек, неразрывное повествование, близость к главному герою.
Импровизация
Когда составлены раскадровка, планы траекторий актеров и камеры, отрепетирован фрагмент и мизансцена (я называю это хореографией актеров и камеры), актер всегда может выйти за эти рамки. В такой ситуации можно остановить съемку и сделать дубль. А можно продолжить снимать, оставаясь максимально гибким, идти за артистом. Я называю это импровизацией камеры и большой ее сторонник.
В сериале «Ольга» импровизация необходима. Концептуальное визуальное решение состояло в том, что Ольга и все персонажи фильма попадают в разные проблемные и комедийные ситуации, и камера должна следовать за героями, куда бы их не занесло. Кино — это не балет: если актер, образно говоря, «оступился», камера должна вместе с ним сделать так, будто бы так и было задумано, главное — не терять единый нерв и ритм сцены.
Трейлер сериала «Ольга»
На самом деле, во всем своем творчестве я стараюсь добиваться эффекта присутствия и близости зрителя к героям, а не созерцания зрителем фильма подобно картине в раме. Для меня рама — это лишняя деталь экрана.