Фильм «Сын»
Я очень хорошо помню, что каждую съемочную смену «Сына» я начинал с того, что ставил камеры на коллиматор и зажимал все, что можно было зажать, на поддержке оптики, после чего выезжал на смену или заходил в павильон.
Практически вся картина была снята на два объектива, а вернее — на две камеры: трехглазый Конвас с объективом ЛОМО НАС 35мм и одноглазый Конвас с объективом ЛОМО БАС 75 мм. У меня в арсенале был еще объектив 50 мм БАС и трансфокатор с анаморфотной насадкой на задний участок 40-240 мм и одна прижимная анаморфотная рамка на две камеры, которую приходилось переставлять.
Я старался не менять оптики — не был уверен, что задний отрезок будет сохранен. Объектив 35мм был нужен для общих и средних планов, 75 мм — для длиннофокусных и крупных планов.
В процессе съемки «Сына» я понял, почему советские операторы так не любили применять систему широкого экрана. Ведь нужно было всегда обеспечить диафрагму минимум 4, чтобы добиться идеальной вертикальной и горизонтальной резкости по всему полю кадра. А советские пленки были малочувствительными, и приходилось использовать много света. Это сейчас малая глубина резкости и размытые края привлекают современных молодых операторов-клипмейкеров.
После своей дипломной работы во ВГИКе я успел снять на анаморфотную оптику документальное кино про фронтового оператора Семена Школьникова. Тогда я понял, насколько широкоэкранное кино критично к горизонту на экране и к ручной камере.
Про фронтового Оператора Семена Школьникова
Мой однокурсник Игорь Гринякин, снимая картину «Викинг» на нашей отечественной анаморфотной оптике, попытался все кино выдержать на диафрагме режим 11-16, что дало зримый результат на проекции, даже на большом экране «Дома кино». Цифровое изображение стало сейчас настолько кристальным, что современные операторы ищут интересные естественные оптические дисторсии объективов, обращаясь даже больше к ретро-оптике.
О создании фильма «Викинг» (2016)
Недавно я снимал видеоматериал для проекции на новой концертной программе группы «Пикник». Это было видео в стиле вестерн, и нам очень хотелось, чтобы оно выглядело соответствующе. Но бюджет был очень невелик. У меня не было возможности на этом проекте использовать полноценную анаморфотную оптику и камеры типа RED Dragon или ALEXA Mini. В итоге я нашел бюджетное решение в виде камеры Panasonic GH 5 и анаморфотной насадки от старых DV-камер Panasonic. Коэффициент анаморфирования у насадки был 1х1,33. Что на широкоэкранной матрице дает формат кадра почти 1:2,39.
Формат матрицы камеры GH 5 невелик (как модно сейчас говорить, он «кропнутый»), и я применял стандартную оптику с невысокой светосилой, а насадка замечательно покрывала практически все фокусные расстояния от 12-60 мм. Длинный фокус 45-150 мм я использовал уже без анаморфотной насадки, так как уже не было никакой резкости рам.
Так для чего же нужна анаморфотная оптика сегодня, и целесообразно ли ее использовать?
Анаморфотная оптика дает совершенно другое ощущение экранной плоскости, но я давно с ней не работаю, потому как она достаточно сильно увеличивает бюджет как на камеру и оптику, так и на свет. Конечно, если у меня случится высокобюджетное кино, дорогая реклама или клип, я обязательно еще раз с радостью погружусь в мир анаморфотов.