Когда сценарист может нарушить исторические реалии?

Поскольку я историк по образованию, еще лет пятнадцать назад я бы ответил однозначно: нарушать исторические реалии нельзя ни в коем случае, этому нет никаких оправданий. За историческую достоверность порвал бы единственную рубашку на груди, повязал на палку и взобрался на баррикаду.

Но сейчас уже не могу дать такого однозначного ответа. Конечно, в идеальном мире хотелось бы, чтобы все было «по правде». Тут появляется много «но».

Во-первых, мало кто саму эту правду знает, а если речь идет о совсем уж «седой старине», то не знает никто. Существуют лишь определенные исторические традиции в трактовке тех или иных событий. Впрочем, они тоже различаются у разных исторических школ.

Фото: Da Kraplak
Фото: Da Kraplak

Во-вторых, фильмы и сериалы в современном мире — это, в первую очередь, развлечение, а не образование, на какую бы серьезную тему они не были сняты. И поэтому гораздо важнее, чтобы фильм был интересным, затягивал зрителя, цеплял, вызывал эмоции, а не рассказывал ему про отличия зарубинецкой археологической культуры от культуры штрихованной керамики. А уж если фильм зацепит, то увлеченный зритель сам заинтересуется и изучит вопрос, как минимум в «Википедии».

Если вы работаете над жанровым, коммерческим, развлекательным фильмом, то можете себе позволить больше свободы, чем в случае с условным байопиком или фильмом-исследованием судьбоносного исторического события. Опять же, недавняя история требует большей внимательности и ответственности, чем совсем уж древняя: ее лучше знают, есть много живых очевидцев событий, крепче стереотипы в голове у зрителя. Тут историческая недостоверность может пагубным образом сказаться и на драматургии: зритель не поверит, не сможет прикрепиться к истории.

В любом случае, хотелось бы видеть на экране меньше искажений истории в, скажем так, мелочах и деталях, а не в принципиальных моментах.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *