В первую очередь трудности коснулись проектов, бюджет которых рассчитан до девальвации рубля. С учетом нового курса резко подорожали декорации, транспортные расходы и техника. Оказавшись в новой экономической ситуации, продюсеры начали сокращать расходы. Но подход к этому у всех разный. Одни предпочитают экономить на зарплатах, другие стараются привлечь сильных профессионалов и за счет этого сократить количество съемочных дней без потери качества.
Михаил Китаев, исполнительный продюсер кинокомпании «Водород»:
«По моему мнению, в кризис нельзя экономить на специалистах. Важны все – от костюмеров до техников. Часто экономят на количестве репетиций и съемочных днях. Так как в Москве снимать дорого, нередко выбор падает на Петербург и Ярославль. Чтобы удешевить производство, приходится отказаться от сложных операторских съемок».
Одна из главных проблем, возникающих при сокращении бюджета, как не потерять в качестве. Найти оптимальный баланс при сокращении бюджета до 50% непросто.
Михаил Колодяжный, директор картин «А зори здесь тихие» и «Зеленая карета»:
«Сокращение зарплат уже состоявшихся профессионалов избежать все-таки не удается. Однако если на проекте работает хорошая команда, то не надо бояться привлекать талантливую молодежь, способную быстро учиться».
В начале этого года за сокращение зарплат выступил Федор Бондарчук, который в интервью «Коммерсанту» заявил, что рынок зарплат в киноиндустрии перегрет и заработки среднего звена технического персонала завышены. При этом Бондарчук видит свои плюсы в кризисе: снимать в России стало дешевле, а подорожавший зарубежный постпродакшн можно без потери качества заменить на отечественный.
Задача сохранить качество остается актуальной для всех участников кинопроцесса.
Алексей Пименов, исполнительного продюсера киностудии «NEW LINE OF STARS STUDIO»:
«Несмотря на кризис, важно создать все условия для комфортной работы на площадках. Мы не можем плохо одеть дорогого актера и выделить ему неподходящую гримерку. Стараемся искать скрытые резервы в бюджете и нам важно обеспечивать достойные условия труда, не только актерам, но и всем участникам кинопроцесса».
Падение курса рубля, конечно, сказалось на стоимости кинопроцесса. В начале этого года подорожала аренда аппаратуры, павильонов и специализированной автотехники.
Ксения Попова, генеральный директор компании по прокату кинотехники X-Ray:
«Это связано с тем, что практически вся техника для киноиндустрии производится в Европе и Америке. Все расходные материалы выросли в цене в два раза, при этом цены на наши услуги подорожали всего на 20%. Некоторые продюсеры пытаются сэкономить и обращаются к частным арендодателям, но, как правило, это потеря качества и своего времени, так как никто не гарантирует, что оборудование будет работать исправно».
Даниил Махорт, исполнительный продюсер кинокартин «Беременный» и «Чемпионы»:
«Сейчас стоит работать с проверенными, известными на рынке компаниями, предоставляющими технику для производства кино. У крупных состоявшихся компаний намного больше возможностей».
Несмотря на все проблемы, связанные с сокращением бюджетов и сложностями поиска новых инвестиций, прошлый год стал рекордным (за последние 8 лет) по количеству фильмов, снятых при участии государства. Из 96 прошлогодних картин при поддержке Министерства культуры снято 56 фильмов. В этом году на производство фильмов из бюджета будет выделено 6,9 миллиарда рублей. Эта мера призвана поддержать объем выпускаемых отечественных фильмов на уровне последних лет.
Тем не менее денег на проекты у продюсеров стало меньше, инвесторов пугает низкий уровень окупаемости. Сказываются повышение кредитных ставок и потеря украинского рынка. По оценке гендиректора компании «Всемирные русские студии» Юрия Сапронова, которую приводит «Коммерсантъ», заморожено около 40% новых кинопроектов.
Евгений Непейвода, управляющий партнер компании «Кинодоктор»:
«Снимать стали меньше. Но за последний год качество проектов, с которыми мы сотрудничаем, выросло. На плаву остаются те, у кого наибольший коммерческий потенциал. Что касается компаний, обсуживающих процесс кинопроизводства, кризис вынуждает уйти c рынка случайных людей и мелких игроков».