Евгений Коряковский, режиссер фильма «Читай, читай»
— Для тех, кто еще не видел фильм и не представляет, о чем в нем идет речь, пара слов об идее картины. Ты взял реальные биографические истории молодых актеров и попросил известных писателей придумать их будущее. Как тебе пришла в голову такая мысль?
— Фильм родился из моего внутреннего ощущения тревоги за будущее молодых актеров, которые приезжают «покорять» столицу. В 2010 году я встретил своего однофамильца Ваню Коряковского. Он – выпускник Ярославского государственного театрального института (курс Александра Кузина) – познакомил меня с однокурсниками. Глядя на них, я впервые испытал это чувство беспокойства, даже страха. Огромное количество молодых провинциальных артистов каждый год приезжает в Москву. Мало кто из них становится звездами, в основном люди либо уходят из профессии, либо возвращаются в родные пенаты. Много и просто переломанных судеб. Конечно, подобные истории есть в любой профессии, но в актерской они, мне кажется, максимально выпуклы. Это чувство тревоги и подсказало идею.
Мы поставили некий эксперимент: ребята написали свои биографии, на их основе известные писатели придумали рассказы, «предсказывающие» будущую жизнь этих актеров. Получившийся текст герои зачитали на камеру. Это чтение – встреча с самим собой в будущем, с собственным стариком, если хотите, – и есть основа фильма.
— Писатели легко согласились на такой эксперимент?
— Сначала было непросто. Мне нужны были люди, со мнением которых считаются. В первом списке значилось около 50 имен, но большинство из них отказались сразу, как услышали слово «эксперимент». Может быть, пугал момент соревновательности, не знаю.
Потом к нам присоединился Захар Прилепин, и стало легче, писатели поверили. Мои друзья – Ольга Столповская и Александр Снегирев – пригласили тех, кого знали лично. В какой-то момент я понял, что подбираются авторы примерно из одного «лагеря», и постарался привлечь к работе другие литературные сообщества. Например, мне нравились маргинальные и жесткие тексты сетевого писателя Упыря Лихого. Было любопытно предложить ему поучаствовать. Ярослава Пулинович и Михаил Дурненков написали, на мой взгляд, достоверные продолжения своих героев. Возможно потому, что современные драматурги уделяют много внимание вербатиму, это уже понятное и знакомое им поле. Участие писателей превратило этот эксперимент в полифоническую историю ожиданий самого разного толка и добавило необходимый вес высказываниям.
— Не было сомнений, справятся ли «подопытные»? Ведь получилось довольно серьезное психологические испытание – всё по-настоящему, можно сказать, «основано на реальных событиях».
— Именно поэтому я сразу решил работать с актерами. Это люди, у которых разработан психоэмоциональный аппарат и которые умеют им управлять. Артисты знают, как дистанцироваться от текста, они привыкли присваивать себе чужие личности, находить на своей внутренней эмоциональной карте места, резонирующие с ролью, исследовать их. Если бы это был обыкновенный человек, воздействие могло быть гораздо сильнее.
— Как в сцене, где актриса одновременно смеется и плачет, вспоминая об инсульте отца…
— Наверное, это была все же удача для фильма – в тот момент, когда Аня рассказывала самую трагичную в своей жизни историю, в парке Баумана неожиданно включились фанфары. Музыка странным и даже страшным образом наложилась на ее текст. С одной стороны, я осознавал, что провоцирую человека на выплеск эмоций, не зная, к чему это приведет. С другой стороны, не понимал, должен ли прекратить это истязание. Это все равно что видеть, как человек несется с горы на огромной скорости, и не иметь возможности и даже желания его остановить. В итоге все хорошо закончилось. Получилась очень важная, я бы сказал, ключевая сцена фильма.
— Как восприняли «Читай, читай» на фестивале «Зеркало»?
— Мне показалось, кинокритики сделали вид, что моей картины не существует. Многие после показа находились в состоянии некоторой фрустрации, они не могли определить, к какому жанру принадлежит фильм – игровой он или документальный? Вообще, что это? Видимо, они привыкли исследовать понятные им формы.
Вивек Гомбер, Евгений Коряковский и Мяоянь Чжан на фестивале им. Тарковского «Зеркало»
Одна хорошая критикесса (это ведь не обидное слово, да?) сказала, что нельзя так долго показывать крупный план, что это запрещенный прием. Но в каких киноскрижалях это прописано, кто его запретил? Мне было интересно именно это – человеческое лицо. Другой критик написал про мой фильм, что это «самое радикальное высказывание на фестивале Тарковского». При этом на показе в Иваново картина получила невероятную зрительскую поддержку. В такие моменты у меня ломается мозг: самое радикальное высказывание с точки зрения критиков оказывается очень понятным и даже близким простому зрителю.
— Раз речь зашла о жанре, ты сам его как определяешь? Это все-таки документально кино?
— Черт его знает. Наверное, было бы правильнее, если бы я пришел на фестиваль не только с фильмом, но и с точным пониманием его жанра, концепта. Но у меня лишь ребенок, у которого нет имени и которого никто из кинокритиков называть не спешит. Что тоже симптоматично.
— То есть ребята сами предлагали площадки для съемок?
— Да, они должны были найти место в пространстве города, чтобы рассказать там свою историю. Иногда я подталкивал их к определенному решению. Например, мне хотелось, чтобы Ваня Мозговой существовал около театра, но то, что это будет МХТ им. Чехова, Ваня решил сам. Также актеры помещали свое имя в пространство столицы: они рисовали эскиз таблички, а мы из него делали неоновый титр. В фильме есть простая мизансцена, где Дима Слинкин бегает по городу и закрывает собственным именем какие-то рекламные вывески. Это можно прочитать по-разному: как попытку обнаружить себя в этом городе или даже как конкуренцию живого с неживым. Никто не говорил Диме, что он должен делать, это рождалось спонтанно, как личный перфоманс. Он, Москва и его имя, написанное чуть светящимися буквами на картоне.
Неоновый титр Михаила Дурненкова
Кроме того, мы вешали на героев камеру (Body Mount). Они сами решали, где будут с ней находиться, что будут делать, как будут себя презентовать. Кто-то хотел даже прыгнуть с парашютом, но, к счастью, этого не произошло. Каждая из этих самопрезентаций довольно много говорит о персонаже.
— Пожалуй, самый прозаический и всегда актуальный вопрос: во сколько обошелся фильм?
— Практически все работали бесплатно, и все равно это вылилось в приличную сумму – около 1,2 млн руб. Достаточно много ушло на цветокоррекцию, технические перегоны, мы покупали технику, арендовали студии, транспорт, сняли большое количество актеров массовых сцен в поиске любопытных лиц стариков и так далее.
Иногда я ошибался. У меня был один режиссер монтажа, с которым я пробовал нащупать киноязык. Он предложил сделать странный неструктурированный видеоарт. Это совершенно не работало на историю, но денег стоило приличных. В итоге мы отказались от работы с ним, а в картине не осталось ни одного его кадра.
— Кстати, на стадии монтажа ты говорил, что и как должно быть, или это была совместная работа с группой постпродакшна?
— Конечно, совместная. У меня было два режиссера монтажа. С одним я делал истории про прошлое актеров, добиваясь практически сентиментального мироощущения. Со вторым мы монтировали само чтение, там был больший концептуализм и даже минимализм.
Режиссер Евгений Коряковский и оператор Ирина Шаталова на съемках фильма «Читай, читай»
С точки зрения мысли мы двигались от совершенно одиноких персонажей, по восприятию на тот момент, к дуэтам, а после дуэтов выходили на остросоциальную тематику. Когда прием уже понятен зрителю, с ним можно и нужно совершать какие-то метаморфозы. Например, я объединил детство двух персонажей – Ани Кочетковой и Димы Тархова. Дима рассказывал про сестру, а Аня про брата, и вдруг они сложились у меня в некую семью – так похожи по тональности были истории. Их трагические наслоения срифмовались, стали этакой общей проекцией на семейные отношения, которые существуют в России.
— Планируешь показывать картину за рубежом?
— Европейским фестивалям вряд ли будет любопытен мой фильм, потому что в нем много текста. Зрителю «Читай, читай» придется не смотреть кино, а буквально читать и читать! 80% времени в состоянии бешенной читки. Я смотрел за реакцией иностранцев на фестивале «Зеркало», как в попытке догнать субтитры отчаянно бегали их глаза. Время от времени они бросали это дело, просто смотрели на лица героев, потом опять пытались читать.
Наверное, у меня получилось русское кино. Хотя Вивек Гомбер, представляющий на фестивале фильм «Суд», сказал, что это и про Индию тоже. Конечно, мне хотелось бы показов не только для русскоговорящей публики, там возможны новые прочтения. Но гораздо важнее, чтобы этот фильм увидел наш зритель.