«Мы не лезем с камерой “в лицо”»: как создается фильм о поисковом отряде «Лиза Алерт»

— Как появилась идея снять фильм о поисково-спасательном отряде «Лиза Алерт»?

Александра Петровская (режиссер)Александра Петровская (режиссер): Полтора года назад на творческих посиделках один знакомый оператор в разговоре упомянул об отряде «Лиза Алерт» и об их деятельности. Знала ли я тогда о «рыжем братстве» хоть что-нибудь? Максимум информации, который у меня был, это смутные воспоминания эпизодов художественного фильма «Нелюбовь» Звягинцева и периодически всплывающие репосты-объявления в Facebook — просьбы распространить информацию о поисках человека. Но вдруг возник личный запрос — понять, что же такое добровольчество, что движет человеком в желании бескорыстно помогать незнакомым людям? Интерес совпал с волнующими меня темами в творчестве и дал толчок проекту.

Кадр из фильма «В поисках человека» (2019) / Фото предоставлено Ильей Гавриленковым
Кадр из фильма «В поисках человека» (2019) / Фото предоставлено Ильей Гавриленковым

— Как вы готовились к съемкам?

Александра Петровская: Подготовка началась с классического этапа — формирования заявки, то есть идеи и формы будущего фильма. Мы изучали историю создания отряда, его структуру и специфику деятельности, находили контакты с этой организацией.

Второй шаг — команда. Основная движущая сила любого проекта — это люди, которые вместе проходят достаточно трудный, но увлекательный путь от зарождения идеи до ее воплощения. А когда речь идет о некоммерческом проекте, то важность команды возрастает вдвойне, потому что мотивация здесь держится не на материальном стимуле, а на реализации личных интересов участников группы. Фундаментальной фигурой становится продюсер, на плечи которого ложится тяжесть поиска средств и ресурсов для достижения целей.

На съемках фильма «В поисках человека» (2019) / Фото предоставлено Ильей Гавриленковым 
На съемках фильма «В поисках человека» (2019) / Фото предоставлено Ильей Гавриленковым 

После формирования заявки и «костяка» съемочной группы мы стали искать финансы и технику. Год назад я участвовала во всероссийском молодежном образовательном форуме «Таврида» и выиграла грант. Он стал стартовым бюджетом фильма, но покрыл только расходы на организацию съемочных экспедиций.

Ключевым событием для нас, конечно, стало сотрудничество с компанией Canon, которая заинтересовалась проектом и стала генеральным техническим спонсором. Они предоставили нам камеры и оптику для съемок. Мы понимали, что будем снимать в сложных условиях и нам нужны были легкие, мобильные камеры.

— Вы работали в условиях внезапности — невозможно предсказать, когда потребуется помощь поискового отряда. Не самое комфортное состояние для съемочной группы. Как вы справлялись?

Александра Петровская: Да, нужна была максимальная мобильность, и в этом заключалась сложность. Как только на форуме «Лизы Алерт» появлялась заявка на поиск, у нас было всего полтора-два часа, чтобы взять оборудование, пересечься со съемочной командой и добраться до места сбора отряда. Конечно, это дискомфорт — у всех есть планы и личные дела. Поэтому у нас была команда операторов: два основных и три дополнительных.

На съемках фильма «В поисках человека» (2019) / Фото предоставлено Ильей Гавриленковым
На съемках фильма «В поисках человека» (2019) / Фото предоставлено Ильей Гавриленковым

Огромный плюс — мы могли взять камеры в любой момент. Компания Canon договорилась об этом с ренталом, и мы могли в любое время забрать наш комплект оборудования. Он всегда был собран, заряжен и готов к работе. В условиях наших съемок это был просто невероятно важный момент.

Обычно мы выезжали на поиск с двумя операторами. Один снимал в штабе, где раздаются задачи, а другой уходил с отрядом в лес или город на шесть-восемь часов. Потом операторы менялись местами — и мы продолжали снимать, пока не закончатся поиски. После пятого-шестого выезда мы поняли специфику работы, моменты, которые есть всегда и которые наиболее эмоциональны. В процессе съемок на них и делались акценты.

Дарья Лихачева (оператор фильма):Дарья Лихачева (оператор фильма): Я выезжала на смены тогда, когда это совпадало с моим графиком занятости. Заранее мы планировали только съемки интервью с героями, в основном я снимала именно их. Мы «не привязывались» к каким-то определенным локациям, в процессе съемки нужно было максимально быстро ориентироваться в пространстве, находиться в постоянном режиме изучения среды, поиске композиционного и визуального решения, чтобы подчеркнуть характер персонажа в кадре.

Дарья Лихачева с камерой Canon EOS-R на съемках фильма «В поисках человека» (2019) / Фото предоставлено Ильей Гавриленковым
Дарья Лихачева с камерой Canon EOS-R на съемках фильма «В поисках человека» (2019) / Фото предоставлено Ильей Гавриленковым

Оператор Маша Замотаева снимала героев в условиях активного поиска. Самый длинный из ее выездов — пять суток в природной среде. Это действительно сложные условия работы, потому что ночь, лес, ты не видишь, что у тебя под ногами, люди перемещаются по непредсказуемым траекториям, при этом нельзя мешать волонтерам в их работе или отвлекать, например, светом. Часть материала снималась с помощью электронного стабилизатора, часть приходилось снимать ручной камерой.

Оператор Маша Замотаева с камерой Canon EOS-R на съемках фильма «В поисках человека» (2019)  / Фото предоставлено Ильей Гавриленковым
Оператор Маша Замотаева с камерой Canon EOS-R на съемках фильма «В поисках человека» (2019) / Фото предоставлено Ильей Гавриленковым

— Были ли у вас какие-то специфические требования к технике для такой работы на износ?

Дарья Лихачева: Многие представляют поисково-спасательную операцию как нечто масштабное, экстремальное и динамичное. Такой образ сформирован новостями и кинофильмами. В реальности — это сложная и монотонная работа. Десятки, сотни человек делятся на группы по двое-трое, каждой дается свой «квадрат» 500 на 500 метров, который надо тщательно проверить. На отработку такой задачи уходит от четырех до восьми часов, в зависимости от участка: от городских улиц до лесных массивов с непроходимыми буреломами. Отсюда основные требования к технике: компактность, легкость, хорошая внутренняя стабилизация изображения.

Кадр из фильма «В поисках человека» (2019) / Фото предоставлено Ильей Гавриленковым

Кадр из фильма «В поисках человека» (2019) / Фото предоставлено Ильей Гавриленковым

Кадр из фильма «В поисках человека» (2019) / Фото предоставлено Ильей Гавриленковым

Кадр из фильма «В поисках человека» (2019) / Фото предоставлено Ильей Гавриленковым

Кадр из фильма «В поисках человека» (2019) / Фото предоставлено Ильей Гавриленковым

Кадр из фильма «В поисках человека» (2019) / Фото предоставлено Ильей Гавриленковым

Кадр из фильма «В поисках человека» (2019) / Фото предоставлено Ильей Гавриленковым

Кадр из фильма «В поисках человека» (2019) / Фото предоставлено Ильей Гавриленковым

Кадр из фильма «В поисках человека» (2019) / Фото предоставлено Ильей Гавриленковым

Кадр из фильма «В поисках человека» (2019) / Фото предоставлено Ильей Гавриленковым

Кадр из фильма «В поисках человека» (2019) / Фото предоставлено Ильей Гавриленковым

Кадр из фильма «В поисках человека» (2019) / Фото предоставлено Ильей Гавриленковым

Большинство выездов на поиски проходят ночью. Это происходит по двум причинам: первая — как правило, заявки приходят вечером, когда человек не вернулся домой с работы, учебы, прогулки; вторая — волонтеры приезжают на поиск после работы, проводят ночь в поисках, а утром возвращаются на работу. Для съемки в таких условиях необходимы высокая светочувствительность камеры и максимальная светосильность оптики.

Кадр из фильма «В поисках человека» (2019) / Фото предоставлено Ильей Гавриленковым

Кадр из фильма «В поисках человека» (2019) / Фото предоставлено Ильей Гавриленковым

Кадр из фильма «В поисках человека» (2019) / Фото предоставлено Ильей Гавриленковым

Кадр из фильма «В поисках человека» (2019) / Фото предоставлено Ильей Гавриленковым

Кадр из фильма «В поисках человека» (2019) / Фото предоставлено Ильей Гавриленковым

Кадр из фильма «В поисках человека» (2019) / Фото предоставлено Ильей Гавриленковым

Нам повезло поработать с новой моделью камеры Canon EOS-R не только потому, что это первая полнокадровая беззеркальная камера компании. В ней сочетались все необходимые для нас характеристики: компактная и легкая, подходит для длительной съемки с рук, надежный корпус с защитой от влаги и грязи, с возможностью снимать видео в 4K разрешении и логарифме, с высокой светочувствительностью и прекрасным автофокусом.

Камера Canon EOS-R на съемках фильма «В поисках человека» (2019) / Фото предоставлено Ильей Гавриленковым
Камера Canon EOS-R на съемках фильма «В поисках человека» (2019) / Фото предоставлено Ильей Гавриленковым

Раньше, когда я работала с автофокусом при слабом освещении, камеры либо не справлялись с наводкой на резкость, либо делали это шумно и нарушали стабилизацию изображения. В камере EOS-R со светосильными объективами L-серии автофокус справлялся идеально. Есть и удобная функция — при отключении автофокуса показывается, насколько объект отклонился от зоны резкости и в какую сторону. Обычно без дополнительного монитора на общих планах зону резкости не видно совсем.

Хороший экран с регулируемым углом наклона — изображение видно даже в солнечный день, монитор не бликует. Камера удобно лежит в руке. Как правило, при съемке с рук начинают болеть пальцы правой руки, с Canon EOS-R этого не происходит — рукоятка очень комфортная.

Оператор Дарья Лихачева на съемках фильма «В поисках человека» (2019) / Фото предоставлено Ильей Гавриленковым
Оператор Дарья Лихачева на съемках фильма «В поисках человека» (2019) / Фото предоставлено Ильей Гавриленковым

Правда, у камеры нет встроенных рамок кадрирования, отображающихся на экране. Мы планировали снимать фильм с соотношением сторон 2:35, для этого приходилось клеить на монитор дополнительные метки. Но это не так существенно.

— Вы продумывали, каким должен получиться фильм по стилистике, визуальным решениям? Как вы это будете снимать?

Александра Петровская: Да, мы заранее определили основные моменты, важность и значимость крупных планов и эмоциональных, образных деталей, разработали монтажные решения для переходов между эпизодами. Обговаривали с операторами стилистику. Но на съемках поняли, что многое из задуманного просто «не работает». В документальном кино зачастую то, что ты придумал во время подготовительного периода, проходит проверку на прочность и отсеивается беспощадным образом, потому что не согласуется с «правдой» жизни.

Кадр из фильма «В поисках человека» (2019) / Фото предоставлено Ильей Гавриленковым
Кадр из фильма «В поисках человека» (2019) / Фото предоставлено Ильей Гавриленковым

Это интересная специфика документального кино — «здесь и сейчас»: ты попадаешь в обстоятельства, которые не можешь спрогнозировать, и действуешь скорее по наитию, по внутреннему ощущению. Режиссер и оператор должны уметь чутко воспринимать реальность, «слушать» ее, быстро реагировать на изменения обстоятельств и существовать в постоянном невербальном общении и контакте друг с другом. Это сложно. Но этому можно и нужно учиться, тренируя внимание, концентрацию, способность к «предвидению» события, точно так же как, например, можно тренировать и развивать мышцы тела.

Кадр из фильма «В поисках человека» (2019) / Фото предоставлено Ильей Гавриленковым

Кадр из фильма «В поисках человека» (2019) / Фото предоставлено Ильей Гавриленковым

Кадр из фильма «В поисках человека» (2019) / Фото предоставлено Ильей Гавриленковым

Кадр из фильма «В поисках человека» (2019) / Фото предоставлено Ильей Гавриленковым

Кадр из фильма «В поисках человека» (2019) / Фото предоставлено Ильей Гавриленковым

Кадр из фильма «В поисках человека» (2019) / Фото предоставлено Ильей Гавриленковым

Одной из наших основных задач было показать, что поиск человека — это предельно энергозатратный труд. И это нельзя сделать, сняв просто репортаж. Нужно самому пройти весь этот путь и пережить то состояние, когда волонтеры возвращаются с поиска буквально без сил. Уходя на задачу с группой, прочесывающей местность, ты уходишь на все время выполнения задачи, которую дал координатор поиска. Ты не должен оказаться «слабым звеном». Ты не можешь сказать, что все отснял и теперь уходишь. Если ты пошел на выполнение задачи, то стал членом группы.

Но главной причиной, почему ты не можешь повернуть назад, всегда будет человек, которого ищут, который сейчас жизненно нуждается в помощи. Если ты уйдешь с «квадрата», то просто отберешь у него один шанс на спасение.

— Кто герои фильма? По каким критериям они отбирались?

Александра Петровская: Их несколько. На самом деле, снять фильм можно буквально о каждом члене отряда — здесь можно встретить самых разных людей: успешные бизнесмены, люди трудовых профессий, студенты. У каждого свой внутренний интерес быть добровольцем. Некоторые идут в отряд из гуманистических соображений. Другие — потому что уже занимались чем-то подобным. Есть те, кто терял близких.

Кадр из фильма «В поисках человека» (2019) / Фото предоставлено Ильей Гавриленковым
Кадр из фильма «В поисках человека» (2019) / Фото предоставлено Ильей Гавриленковым

При выборе героев мы старались показать, насколько разной может быть личная мотивация людей для волонтерской деятельности. Главная наша задача — создать коллективный портрет неравнодушного человека.

— Могу предположить, что вы сталкиваетесь на съемках с шокирующими вещами. С этической точки зрения, как вы определяете, что может быть показано на экране, а что нет?

Александра Петровская: Вообще в «Лизе Алерт» есть подразделение СМИ, которое регулирует этическую норму того, что можно снимать, а что нет. Но у нас не было никаких ограничений, каких-то запретов. Мы смогли заслужить доверие и доказать, что не позволим пренебрежительного, потребительского отношения к происходящему. Кроме того, наш метод съемки — это наблюдение. Мы не задаем вопросы родственникам, которые переживают невыносимо трудный период ожидания, не лезем с камерой «в лицо», не ищем «горячих» фактов.

На съемках фильма «В поисках человека» (2019) / Фото предоставлено Ильей Гавриленковым
На съемках фильма «В поисках человека» (2019) / Фото предоставлено Ильей Гавриленковым

Я лично была на поиске, где был «Найден. Погиб.» Всегда нужно помнить о том, что это чей-то родной и близкий человек: отец, мать, сын… Сложные темы, трагические события можно показать по-разному. Условно говоря, гибель человека можно снять в открытую, показав на экране труп, а можно те же самые чувства и эмоции передать через крупные планы, детали, оценки или создать образный кадр. Киноязык очень широк. Все зависит от выбора и от того, чего ты хочешь добиться — шокировать или передать идею.
 

 


Обложка: кадр из фильма «В поисках человека» (2019) / Фото предоставлено Ильей Гавриленковым

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *