Арсений Тишин, Артем Ожогов, Петр Келептришвили и Кирилл Скобелев на съемках фильма «Пространство музыки» (2019) / Фото: Planeta Inform Film Distribution
«Come Together»
— Кому принадлежит такая простая, но гениальная идея: снять фильм про музыкантов, которые вот-вот смогут стать звездами? Пете?
Петр Келептришвили: Если вкратце, то да, идея появилась у меня, когда я ездил на велосипеде через всю Европу. Нас было двое, и мы проехали от Питера до Португалии. На меня тогда эта поездка произвела очень сильное впечатление.
Попутно мы снимали уличных музыкантов. Для меня музыкальная тематика является чуть ли не сакральной. Пока мы ехали, я познакомился с кучей музыкантов. Мы сняли фильм про наше путешествие, про велокультуру в европейских странах. После этого я решил снять полнометражное кино про музыкантов в отдельно взятой стране. А где, как не в Великобритании, это можно снять?
Трейлер фильма «Пространство музыки» (2019)
— Как вы определяете жанр «Пространства музыки»? Там и роуд-муви, и музыкальное кино, и детектив, и какая-то новая «Орел и решка»…
Арсений Тишин: Роуд-бади-детектив-муви (смеются).
— У вас есть какое-то кинематографическое образование?
Петр Келептришвили: У нас большой опыт.
Арсений Тишин: Я операторский закончил во ВГИКе.
Артем Ожогов: Мы с Петей познакомились на кинофакультете Академии коммуникации Wordshop и с тех пор вместе снимаем что-то периодически.
Петр Келептришвили: Мы клипы снимали грузинским ребятам из группы Mgzavrebi. Потом сняли клип на песню Моби. Это такой творческий путь, когда везде пробуешь и пытаешься учиться всему.
Арсений Тишин, Петр Келептришвили и Артем Ожогов / Фото: Ольга Наседкина
— А музыкальное образование?
Арсений Тишин: У меня нет, я просто люблю музыку.
Артем Ожогов: Я музыку вижу.
Петр Келептришвили: Я окончил музыкальную школу. Теперь пишу фортепианную музыку. Скоро выпущу свой дебютный альбом.
— Честно говоря, мне «Пространство музыки» кажется какой-то авантюрой…
Петр Келептришвили: В каком-то смысле, это и было авантюрой. Больше 50% денег мы заняли у друзей, остальную сумму взяли в кредит. Мы пытались собрать деньги краудфандингом на «Планете», но в итоге там получилось какое-то смешное число, около 60 тыс. руб. Причем 50 тыс. нам кинул наш друг, и еще 6-7 тыс. мы добавили сами, по факту, получается, незнакомые нам люди перевели около 5 тысяч рублей. Это был полный провал. Из-за этого мы отложили поездку на год.
На съемках фильма «Пространство музыки» (2019) / Фото: Planeta Inform Film Distribution
Мы изначально думали, что мы поедем в августе — как только соберем нужную сумму. Но деньги к сроку мы не собрали, время подошло к сентябрю. Стало понятно, что пока мы будем заниматься визами и другими важными мелочами, наступит британская осень, которая не сулит нам солнечные деньки и, соответственно, уличных музыкантов. Мы решили оставить эту историю до весны. Весной мы встретились с Темой и решили просто взять и поехать. А за три недели до поездки к нам присоединились Сеня с Кириллом.
— То есть вы не знали друг друга раньше?
Петр Келептришвили: Мы с Темой не знали Арсения и Кирилла до этого. Друзьями мы уже стали в Британии. Когда я встретился с Сеней, то уже минут через 15 понял, что это наш человек.
Арсений Тишин: Для меня в этом обалденном проекте сложилось все, что я люблю, умею и знаю, потому что я вырос на британской музыке: от The Beatles до Radiohead. Плюс, моя профессиональная деятельность связана с кино. И снять фильм такого рода — большое событие. Из всех тридцати суток, что мы были в Британии, я помню каждый день, потому что все было насыщено событиями, кадрами. Уникальный опыт. Хотелось бы, чтобы каждый проект был таким.
На съемках фильма «Пространство музыки» (2019) / Фото: Planeta Inform Film Distribution
Петр Келептришвили: Благодаря Сене музыканты, с которыми мы разговаривали, раскрывались. За 5-10 минут разговора они от Сени узнавали про британскую музыку столько, сколько они и сами не знали. Они понимали, что мы не просто ребята с камерами, которые приехали непонятно что снимать, а мы на самом деле знаем и любим британскую музыку.
Арсений Тишин: Спасибо Джону Леннону.
Артем Ожогов: А еще в каждом городе, в который мы приезжали, обязательно был свой «священный Грааль», место, обязательное для посещения, про которое я читал в книжках. Например, в Ливерпуле — это Cavern Club, где «Битлз» начинали выступать, в Манчестере — Hacienda, своеобразная «Мекка» диско и рейв-культуры. И так далее. Лично меня это очень заряжало.
«We Can Work It Out»
— Я рассмеялся в конце вашего фильма, когда увидел закрывающие титры: там почти вся группа состоит из вас четверых: от режиссуры до монтажа.
Петр Келептришвили: Ну да, мы все сделали сами, оборудование купили сами, организовали все сами, искали музыкантов сами. Постпродакшн тоже сделали сами. Единственное, на последнем этапе, на звук мы позвали профессионала, чтобы перед прокатом сделать 5.1.
— Я правильно понимаю, что у каждого из вас было по камере? Итого: 4 камеры?
Артем Ожогов: Каждый участник был оператором. У каждого из нас была своя история и, соответственно свой набор камер. Арсений, например, был главным оператором-постановщиком.
Арсений Тишин, Петр Келептришвили и Артем Ожогов / Фото: Ольга Наседкина
Арсений Тишин: Если подробно, то у нас был Mark III, Canon 5D, 6D и из более-менее профессиональных — С300. «Стекла» тоже были Canon и Zeiss, за исключением каких-то небольших «советских» изысков. И в первые дни, когда мы снимали в Ливерпуле, мы использовали анамортфотку, которую я купил еще здесь, в Москве. Но она оказалась такая… мыльная, мы с ней больше не работали.
Артем Ожогов: У нас были кадры, которые мы снимали на iPhone. Мы делали очень много материала. Каждый из нас выбирал что-то свое. У Кирилла (Кирилл Скобелев, — прим. tvkinoradio) была основная камера, но она быстро разряжалась, поэтому я замечал, что он переключался на iPhone.
«A Hard Day’s Night»
— С теорией разобрались, а теперь про практику. Для начала о логистике. Вы велосипеды из России вывозили или брали в прокат?
Петр Келептришвили: Мы брали их в России. Cдували шины, складывали их в чехлы…
Арсений Тишин: Причем параллельно мы складывали в чехлы много вещей, потому что в багаж у нас много не помещалось.
Петр Келептришвили: И мы смотрели через иллюминатор, как сотрудники аэропорта буквально кидали наши велосипеды в багажный отсек.
— Аппаратуру вы брали в аренду в Британии или везли все свое?
Петр Келептришвили: Мы пытались договориться с англичанами, но у нас не получилось, поэтому, в основном, использовали свое оборудование. Например, C300 мы взяли у нашего товарища по смешной цене.
— На что вы писали звук?
Артем Ожогов: «Бума» у нас не было. Мы писали на Zoom. В случае с интервью использовали петлички.
Петр Келептришвили: Мы старались использовать максимально большое количество микрофонов. И на камеру, и Zoom, и петлички. На концертах вообще работали все средства записи звука. Даже с пульта что-то брали, получалось не очень, но все равно были попытки.
— А свет?
Артем Ожогов: Снимали с естественным светом. Нам очень повезло с погодой. Почти все время нашей экспедиции светило солнце.
— Но у вас были варианты, если будут сплошь классические английские туманы и дожди?
Петр Келептришвили: Мы были настолько сфокусированы на съемках, на поисках музыкантов, что уже не думали о погоде. В Шеффилде как раз мы попали в двухдневный дождь, и как раз там мы нашли меньше всего музыкантов.
Арсений Тишин, Петр Келептришвили и Артем Ожогов на съемках фильма «Пространство музыки» (2019) / Фото: Planeta Inform Film Distribution
— Сколько вы проехали на велосипедах за 30 дней?
Артем Ожогов: Я посчитал: примерно 1000 километров.
— Как долго вы были в каждом городе?
Артем Ожогов: 3-4 дня. От города зависело. В Ливерпуле нам казалось, что там все музыканты, и все «битлз». В Лондоне были неделю.
— Во сколько, в итоге, вам обошелся весь фильм?
Петр Келептришвили: По ощущениям, сама поездка обошлась примерно в миллион. Пост-продакшн еще 300-400 тысяч. В общем, весь фильм от начала до конца — это примерно полтора миллиона.
Петр Келептришвили / Фото: Ольга Наседкина
— И сколько вы записали материала по времени?
Петр Келептришвили: Когда мы выложили весь материал на тайм-лайне, получилось 7 суток. Ну, сам посуди: интервью с каждым артистом длилось примерно по часу. 5-7 часов мы снимали в каждом городе. Да еще на разные камеры. Вот и получилось примерно 170 часов, которые мы отсматривали две недели.
«The Long and Winding Road»
— У вас был изначально какой-то сценарий?
Петр Келептришвили: У нас был сценарный план. Изначально мы хотели оставить нас, как героев. То есть как рассказчиков. Мы хотели снимать историю про нас, что у каждого есть какая-то личная цель, свой бэкграунд. Мы писали интервью с каждым по 40 минут. Но потом на монтаже мы поняли, что нас слишком много. И оставили только те кадры, где мы или взаимодействуем с музыкантами, или ищем их…
Артем Ожогов: Мы — такая связующая ниточка всего.
Петр Келептришвили: Когда мы только приехали в Ливерпуль, у нас была одна только «ниточка». В первый день у нас не было ни одной договоренности ни с одним музыкантом. Мы еще в Москве пытались договориться с кем-то из Ливерпуля или Манчестера , и вроде бы договорились, но потом нам перестали отвечать вообще.
На съемках фильма «Пространство музыки» (2019) / Фото: Planeta Inform Film Distribution
Так что мы в первые дни сняли только старичков, которые играли прямо рядом с домом Леннона, и это стало первым кадром нашего фильма. Потом мы стали искать музыкантов другими методами. Искали через интернет всеми способами: от iTunes до Facebook и электронной почты, использовали личные связи.
У нас в российском Warner работал друг, который прислал нам корпоративную почту британского Warner, и мы списались с ними. Если бы не это, то у нас бы ничего не получилось, потому что все остальные рекорд-лейблы, к которым мы обращались, нам не отвечали. Вот из таких мелочей у нас все и складывалось.
— Как вы выбирали музыкантов, с которыми хотели познакомиться?
Петр Келептришвили: У нас довольно жесткий отбор. Это была командная работа. Если кому-то что-то понравится, он дает слушать остальным. Если даже один человек не был уверен в этом музыканте прямо вот на 200%, то мы вычеркивали этого исполнителя из списка. В фильме есть момент, где присутствует список из 150 музыкантов. Так вот, это список не тех, кого мы прослушивали, а только тех, кого мы отобрали. Этим 150 людям мы написали, из них примерно 40-50 человек дали какой-то фидбэк, с 10-15 удалось встретиться, остальных мы нашли уже в ходе путешествия.
Артем Ожогов: Это как раз был еще один наш метод. Например, в Манчестере мы шли мимо какого-то монументального здания и услышали музыку. Было понятно, что где-то кто-то репетирует. Мы еле нашли вход, поднялись, оказалось, что там музыкант Jamie McCool отмечает подписание контракта с Universal Record. Так совпало, что ему в этот день пришло подтверждение и уже через три часа к нему вломилась группа с камерами (все смеются). Он уже отмечает с близкими друзьями, но решил впустить нас. И все это и вошло в фильм.
— Когда мы снимаем кино, и в кадр попадает случайный человек, или при съемках хроники в документальном фильме, то все люди должны подписать определенную форму, соглашение. В Англии так же?
Петр Келептришвили: Да, у нас тоже была простая форма на русском и английском языках о том, что они согласны, что они будут в кадре, что будет использована их музыка.
Артем Ожогов: И было очень интересно, как они это подписывали. Они практически не читали соглашение. У них была такая степень доверия к нам, что даже менеджер, который ищет музыкантов для Warner, в последние минуты интервью, не глядя, расписался на форме и такой: все, ребята, спасибо за интервью.
— Когда вы были около дома Джона Леннона, у вас чисто по-человечески сердце не екнуло?
Арсений Тишин: Я лично чуть не умер, когда мы к студии Abbey Road подъехали. Я помню этот момент, я действительно чуть не прослезился. Но никто этого не снял, к сожалению.
Петр Келептришвили: Мы пытались прорваться в Abbey Road, зашли внутрь, нас встретил охранник, но не российский, а нормальный британский интеллигентный охранник, не чоповец. Сказал, что сейчас никого нет, позвоните вот по такому-то номеру, приходите завтра. Мы потом еще дозванивались, пытались их уговорить, но так и не получилось у нас снять в Abbey Road.
— Я весь фильм думал: вот они обязательно доедут до Лондона, обязательно окажутся на улице Abbey Road. Но не дай бог они пройдутся по этой легендарной зебре — эта пошлость испортит весь фильм. И вы не прошлись, за что вам огромное спасибо.
Арсений Тишин: Там в любое время дня и ночи постоянная пробка. Куча туристов, мы бы в этой толпе просто затерялись, азиаты бы нас задавили. Да и кадр был бы, ты прав, банальный, а наш фильм не про это. Но очень хотелось, для битломана это нормально.
— Я в какой-то момент понял, что второй главный герой вашего фильма — это сама Англия.
Артем Ожогов: Английское название фильма «Landscape of Music», дословно — музыкальный пейзаж. Мы через музыку хотели передать атмосферу, города, Англию, почему вот именно там рождается такая музыка. Мы к таким кадрам очень серьезно относились.
— Вы собираетесь отбивать свои деньги в прокате? Или это все из любви к искусству?
Петр Келептришвили: Перед нами не стояла задача отбивать деньги. Никогда финансовая история не была на первом месте. Мы придумали, нам захотелось это сделать, и нам это было в кайф. Было проведено огромное количество работы, потрачено много нервов, времени. Но когда все складывается, когда ты встречаешь того же Jamie McCool, который только что подписал контракт. Или трио джаз-музыкантов Mammal Hands, которых я слушал еще до приезда в Британию, и вдруг, оказавшись в Шеффилде, из какой-то брошюрки мы узнаем, что они этим же вечером играют в одном культовом клубе на окраине города, мы едем туда, знакомимся с ними, снимаем концерт, интервью. И все это так ловко закручивается, собирается пазл, что невероятно. Это джаз.
Мы специально оставляли в наших интервью много разговоров о творчестве. Они важны в этом фильме. Это заставляет зрителя взглянуть на все чуть шире, подумать о природе творчества в целом. И когда об этом рассуждают люди с горящими глазами, которые занимаются любимым делом и живут этим — это вдохновляет, мотивирует что-то сделать самому, что-то создать. Это, возможно, основной месседж, который зрители получают от нашего фильма.
Обложка: Петр Келептришвили, Арсений Тишин и Артем Ожогов / Фото: Ольга Наседкина