Чтобы решить задачу равномерного освещения, я использую приложение Green Screener. Это, на мой взгляд, самый правильный и хороший помощник в процессе освещения зеленого экрана. В интерфейсе приложения есть три кнопки, которые можно переключать в зависимости от уровня производства. При «высоком» уровне приложение очень внимательно следит за перепадом света на хромакее, а на «низком» оно менее придирчиво. Это очень удобно.
Всеволод Каптур и Сергей Валяев на съемках фильма «Хардкор» / Фото: STX Entertainment
И еще одно. Самая большая хромакейная рама, которую можно найти в московских ренталах, по размеру составляет 20 футов. Это около шести метров. К тому же в Москве много хромакейных рам такого размера найти сложно, поэтому итоговая площадь, которую можно перекрыть зеленым экраном, достаточно небольшая. К слову, на сайте Grip Rigs я видел презентацию интересного изобретения: американцы придумали хромакейную стену — некое подобие детского батута в форме огромного паралеллепипеда, который накачивается воздухом; в результате у оператора и группы есть возможность за очень небольшое время построить огромную площадь хромакея. Можно, например, перекрыть 50 квадратных метров пространства на крыше хромакеем — никаких проблем! Здорово, когда есть такие технические возможности, но в нашем кино практически нет настолько масштабных проектов, которые могли бы позволить себе бюджеты для осуществления подобных нововведений.
В процессе вашего взаимодействия с цехом художников по костюмам критически важно понимать, как сделать так, чтобы цвета костюма не пересекались с хромакейными. Если на смене имеется только зеленая хромакейная рама, а сам актер одет в зеленое — тогда это, конечно, проблема: придется идти в рентал за синей рамой. Но синего в одежде у нас и так много — это майки, джинсы и пиджаки. Поэтому вам всегда лучше иметь двухсторонний, сине-зеленый хромакей.
И конечно, при проведении комбинированных съемок нельзя ставить в приоритет чисто технические задачи. К примеру, чтобы снять натурную Москву 60-х или 70-х годов в наши дни, вам надо выстроить мизансцену в городе таким образом, чтобы актеры не пересекали пространство хромакея. Но пространства хромакея всегда ограниченны, поэтому ограниченной станет и ваша мизансцена. «Техническое» решение подобного рода может сильно ограничить визуальные и драматургические возможности режиссера; и в результате картина серьезно пострадает. Вердикт: на первом месте всегда должны стоять вопросы драматургии.