Филипп Абрютин: Я родился на Чукотке, поэтому мне особо готовиться к климатическим условиям не надо было. Мороз, пурга и особое атмосферное давление, конечно, играли свою роль во время съемок, но, по сравнению с другими составляющими моего режиссерского дебюта, все-таки были на втором плане.
Ярослав Жалнин, исполнитель главной роли, и Филипп Абрютин, режиссер фильма «Трагедия в бухте Роджерс»
Самым главным для меня была максимально подробная подготовка к реализации проекта, замысел которого возник еще во время учебы во ВГИКе. А про климат и особую природу лучше расскажет Саша.
Саша Тананов: Многое понять помогла поездка для выбора натуры. Мы специально провели на месте съемки целый день, чтобы оценить, как меняется пейзаж и световое состояние. Дело в том, что там особенное небо, особенное солнце и особенный ландшафт. Солнце очень низкое и светит почти всегда. А самое странное — нет никаких деревьев, сплошной белый, текучий, как волны, застывший пейзаж. Создается полное ощущение другой планеты. Пару раз мы попали в белую мглу. Это когда возникает дымка, и из-за того, что везде — снег, который отражает свет, а небо пасмурное, становится невозможно ориентироваться вообще, попадаешь в белое нигде. Жуткое состояние.
На съемках фильма «Трагедия в бухте Роджерс»
Ещё важный момент — благодаря проведенному там дню я понял слабые места своей экипировки. Вернувшись, мы каждому кандидату в съемочную группу первым делом объясняли, что будет холодно, тяжело, что придется терпеть лишения..
— Погода как-то повлияла на выбор техники?
Саша: С камерой всё было довольно просто. Мы снимали на Red Epic. Камера компактная, к тому же позволяет снимать с разрешением 4K и выше, что было необходимо для графики. Ещё у Red оказалась полезной такая фишка: на ней можно снижать разрешение во время съемки, получая таким образом более крупное изображение. Допустим, мы снимаем сцену на 32-й объектив, а хотелось бы — на 40-й, которого нет. Так вот, мы можем сымитировать крупность и перспективу 40-го объектива, если переключим камеру из 5K в 4K. Это позволило использовать меньший набор объективов, а нам нужен был максимально ограниченный и легкий комплект.
Были проблемы с батарейками. На таком морозе они садятся с чудовищной скоростью, поэтому мы взяли с собой двойной комплект. Если обычно на смену хватает порядка трех-четырех аккумуляторов, то тут нужно было семь-восемь. Но пару раз и их не хватало.
На съемках фильма «Трагедия в бухте Роджерс»
Всё оборудование мы везли на самолете, благодаря чему я теперь знаю, сколько какие приборы весят. Дело в том, что оборудование приходилось отбирать по весу, оставляя самое легкое. Например, мы на свой страх и риск брали легкие карбоновые штативы, хотя, по нашему опросу, никто не отваживался брать их в такие суровые условия, потому что они могут не выдержать. Сломался, однако, только один осветительный прибор, ну, и пара генераторов. В итоге, операторского оборудования у нас оказалось около 800 килограммов и где-то около 200 килограммов реквизита, в том числе, кресла, столы.
— Как вы выбирали локации и как с ними работали?
Филипп: Картина на 90% снималась на Чукотке, в реальных локациях и интерьерах, которые, правда, понадобилось с художниками довести до ума. Звучит это просто, но была проделана серьезнейшая работа по изучению и воссозданию быта полярных станций 30-х годов и жизненного уклада коренных жителей Чукотки, чукчей и эскимосов. Только на воссоздание самой полярной станции и стойбища было потрачено около трех недель.
Полярная станция в 25 километрах от Анадыря, место съемок фильма «Трагедия в бухте Роджерс»
Саму локацию (Чукотский автономный округ, Анадырский район, мыс Калашникова) мы выбрали из-за нескольких факторов. Во-первых, на самом острове Врангеля (где находится бухта Роджерс — прим. ред.) снимать невозможно, потому что сейчас там ведется активная работа по застройке территории. К тому же добраться до него стоит колоссальных денег: только на корабле или вертолете. Во-вторых, инфраструктура. Когда вы попадаете в Анадырь, выясняется, что перелет в ближайшее поселение стоит столько же, сколько добраться до Чукотки из Москвы. Посмотрев несколько объектов, мы решили, что станция в 25 километрах от Анадыря — самая подходящая.
Саша: На остров Врангеля ещё не было смысла ехать потому, что там точно такой же пейзаж, как на месте, которое мы нашли на Чукотке. Отличие лишь одно — на острове Врангеля повсюду торчат бочки из-под дизельного топлива и антенны военных.
— А расскажите подробнее, как вы добирались до места съемок?
Саша: Все, живущие на Чукотке, говорят о своём месте обитания, как об острове. Остальную землю они называют материком. Дело в том, что привезти туда какой-то груз можно или во время морской навигации, которая длится полтора месяца в году летом, или самолетом. Дорог, в том числе, железных, туда нет. Соответственно, каких-то вещей, к которым мы привыкли здесь, тоже нет.
Филипп: Хуже того, сломанный генератор отказались оттащить обратно в город, из-за чего нам пришлось придумывать, как его замаскировать. А он огромный, с четверть домика, то есть совершенно неуместен для наших пролетов и общих планов. Кое-как закопали его в снегу. Для электричества же пришлось ограничиться где-то пятью маленькими пятикиловаттными электростанциями.
Настоящее чукотское стойбище. Кадр из фильма «Трагедия в бухте Роджерс»
Поначалу мы думали ездить каждый день на площадку из Анадыря, но быстро поняли, что по 25 километров туда и обратно — это слишком. Поэтому со второго или третьего дня решили оставаться там. Это оказалось важным, потому что позволяло нам часа по два перед сном и утром впитывать окружающую среду, что-то обсуждать, слушать, как пурга заметает домик. Мне кажется, и группа этим прониклась, и это отразилось на фильме.
Вообще нам предлагали снимать Чукотку в Подмосковье. Но мы бы тогда не смогли ни себя убедить, ни зрителя в том, что мы делаем хоть сколько-нибудь серьезное кино. Мы хотели снять о Чукотке на Чукотке.
На съемках фильма «Трагедия в бухте Роджерс»
И сама история, которая рассказывается в фильме, имеет колоссальное значение для меня, как для автора. Ведь нам всем, независимо от возраста или места жительства, хотя бы раз приходится делать выбор. И не про сорт колбасы или альбом музыкальный. Принципиальный выбор, который покажет, какую сторону ты занимаешь, за какую правду ты готов биться и идти до конца.
Снимая фильм об этом, мы хотели всем — изобразительным решением, музыкой, звуком и всей атмосферой — накалить ситуацию, в которую попадает герой. Постепенно, но до максимального предела, сжать пружину этого конфликта. Мне кажется, что по-настоящему раскрыть конфликт в этой истории можно, только если во время съемок не идешь на компромиссы. Поэтому Чукотка, поэтому в реальную пургу, поэтому настоящее стойбище и коренные жители.
— Как сложилось визуальное решение картины? У меня создалось ощущение, что вы сознательно обращались к стилистике фильмов 30-х годов, вроде «Семеро смелых».
Филипп: Да, у нас было принципиальное решение, чтобы картина в первой половине стилистически была близка к фильмам 30-х годов. Картина «Семеро смелых» как раз была одним из ориентиров. Но когда наш герой переживает определенную точку невозврата, когда он принимает решение бороться за свою справедливость, там мы уже создаем более динамичную, «живую» стилистику. Впрочем, надо заметить, что во многих картинах 30-х годов режиссерские и операторские решения кажутся более современными, чем те, что в некоторых фильмах используются сейчас.
Саша: Так же мы разделяли эпизоды по цвету и по свету. У нас есть три пласта: Ленинград, Чукотка и Чукотка в ретроспекции. Различий мы добивались на постпродакшне с помощью цветокоррекции, на площадке — с помощью фильтров, а также у нас была долгая подготовка с художником по костюмам и художником-постановщиком.
Кадр из фильма «Трагедия в бухте Роджерс»
Мы решали, какие и где используем цвета, в каком диапазоне работаем в каждом из пластов. Это касалось и подбора костюмов, и подбора реквизита, и цвета стен, рамок окон, занавесок. Так мы старались помочь зрителю, во-первых, окунуться в атмосферу, а во-вторых, не запутаться в сюжете. Да, и мы сознательно исключили, где только можно, зеленый цвет, поскольку в естественной чукотской среде его просто нет.
Филипп: Ещё мы разделяли мир зимовщиков и мир туземцев. Если у первых всё и по звуку, и по цвету более или менее тёплое, то у последних — холод. Плюс можно заметить, что от начала действия к хроникальному финалу остаётся меньше цвета, изображение становится почти серым.
Саша: Большую роль в фильме играет природа. Это один из героев, он не прописан, но он существует. Думая, как эту идею реализовать, мы пришли к такой стилистике: первую часть снимали чуть общее, чем принято. То есть мы оставляли место пространству, в которое вписан персонаж — зритель видит не только его эмоции, но и окружающую суровую природу. У нас порой были настолько общие планы, что в накамерном мониторе человека угадать было довольно сложно. Но мы надеялись, что попадем на большие экраны, и это сработает.
— Фильм был снят в довольно сжатые сроки. Как удалось в них уложиться?
Филипп: Уложиться удалось благодаря команде. У нас был замечательный второй режиссер Сергей Сафонов, прекрасный планировщик. У Саши была чудесная команда гафера Рустама Хуснетдинова, которая очень быстро умеет работать, ассистент оператора Денис Ковалев, потрясающей воли человек. В итоге минимальная выработка у нас была порядка полутора-двух минут в день, а максимальная — около 12-ти.
На съемках фильма «Трагедия в бухте Роджерс»
Саша: И важно, что у нас была подготовка хорошая. Были раскадровки, мы знали, что и как хотим снять. Плюс, поскольку был очень маленький комплект техники, даже при всём желании мы не могли бы долго ставить свет.
Вообще, я на любой площадке — ярый сторонник субординации и того, чтобы каждый занимался своим делом, о чем, к сожалению, в отечественном кино редко вспоминают. Но интересно, что тут эта история с субординацией совершенно не работала. Все делали всё. Например, операторская группа, костюмеры, осветители дружно откапывали объекты. И так во всём. Пожалуй, в таких жестких условиях по-другому и нельзя. Без этого сплочения неизвестно, был бы в итоге фильм.
— Филипп, а как в таких сложных условиях работали с актерами?
Филипп: Главное, что мы делали, готовясь к съемкам, — это много репетировали. Прошли по несколько раз почти все сцены. Репетировали и обсуждали. Что-то меняли в сценарии. Была проведена большая работа.
Кадр из фильма «Трагедия в бухте Роджерс»
Для меня было очень важно максимально размять материал, прожить его вместе с актерами еще до самой экспедиции. А вот когда мы отправились на Чукотку, и герои увидели вживую объекты, занесенные снегом, и в которых настолько холодно, что лампочки инеем ночью покрываются, вот тогда началась работа по внесению финальных правок и шлифовке сцен и героев.
— А экстремальные ситуации случались?
Саша: На Чукотке есть такая удивительная вещь. Всю смену температура держится на отметке -10°. Скажем, мы снимаем крайнюю сцену в режим. А потом, буквально за полчаса, пока собирается группа, температура падает до -35°. В один из таких моментов у нас в ночи между Анадырем и объектом сломался вездеход с осветителями. Пришлось вызывать МЧС.
Филипп: Но подобные ЧП воспринимались не как катастрофа, а как очередная сложность, через которую просто надо пройти.
— Филипп, а что нового для вас, как режиссера, открыл опыт такого дебютного полного метра?
Филипп: Многие вещи. Во ВГИКе кино снимается по-другому. Там всё рождается легко, с друзьями. А в полнометражном проекте ты понимаешь, что у тебя есть разные цеха, с которыми надо грамотно взаимодействовать. Появляется второй режиссер, о существовании которого во ВГИКе ты мало слышал и не думал, что на площадке он станет человеком, который скажет тебе, будешь ты вот это сейчас снимать или не будешь. Но ВГИКовская школа дала очень важные вещи, которые я опробовал во время съемок: понимание о чем история, как выстроить конфликт, как работать с актерами.
Кадр из фильма «Трагедия в бухте Роджерс»
Какие-то простые вещи я открыл для себя заново. Конечно, и во ВГИКе, и во время посещения мастер-классов и семинаров многие вещи рассказывают, но только на собственном опыте ты понимаешь, какое колоссальное значение имели те или иные слова. Самое важное, в чем я убедился, это то, что к любой картине надо готовиться очень подробно и долго. Надо осмысливать, формулировать, что ты хочешь. Надо тщательно подбирать актеров и так далее. Здесь получился подготовительный период около полугода, из которых месяца два писался сценарий. На следующей своей картине я бы готовился ещё дольше.
Потом монтаж. Тут ты видишь, как реально работают между собой сцены, работают ли те вещи, которые ты раньше придумал, понимаешь, что если у тебя что-то сломалось во время съемок, то это надо подкручивать. Самое приятное — писать сценарий и снимать. Здорово снимать, когда ты чувствуешь, что занимаешься чем-то конкретным и что работаешь с увлеченными единомышленниками.