— Я попала в профессию абсолютно случайно. Всю жизнь жила театром, потом поступила на режиссуру театрализованных представлений и праздников во МГИК к Юрию Поповичу. Сразу после вступительных экзаменов у Поповича стартовал проект, и он предложил своему курсу периодически ходить на него, чтобы на практике учиться режиссировать хотя бы массовкой. Буквально через несколько дней мне дали должность помощника режиссера. Собственно, так я и попала в кино.
На съемках / Фото: предоставлено Любовью Казанцевой
— Что вас привлекло в профессии помощника режиссера, и в чем ее основные сложности?
— Вопрос не в привлекательности. Так как я училась на театральном отделении, у меня не было базового понимания кинопроцесса. Я не знала, кто чем занимается, какая профессия сложнее, даже приблизительно не понимала, сколько всего входит в обязанности помощника режиссера. Помню, первым делом прочла книгу Кулешова «Основы кинорежиссуры», чтобы правильно научиться определять планы.
О сложностях, наверное, надо говорить с начинающими помрежами. Потому что у меня их уже совсем нет: вся работа — на автомате. Поначалу очень сложно научиться ловить информацию. Но сейчас я могу сидеть недалеко от площадки, заполнять монтажные листы, и ловить при этом краем уха, какой объектив ставит на камеру оператор механиков.
— Рассматриваете ли вы профессию помощника режиссера как ступеньку в киноиндустрию?
— Я обожаю свою профессию. Хотя бы за то, что «театр начинается с вешалки, а кино с хлопушки». В основном, «хлопушками» работают молоденькие и веселые девчонки. Сейчас я понимаю, что психологически это очень правильно: на площадке может происходить разное и, несмотря ни на что, надо излучать спокойствие и стараться успокаивать режиссера; с утра обязательно настраивать его на позитивный рабочий процесс. В этом может помочь кружка кофе, или веселая история, которая произошла с тобой, или с кем-то еще.
На съемках / Фото: предоставлено Любовью Казанцевой
Но как бы мне не нравилась моя работа, все же это ступень. По моим ощущениям, ступень пока не пройденная, но, несмотря на это, я уже начинаю вникать в две другие кинопрофессии: скрипт-супервайзера и второго режиссера.
— Верите ли вы в суеверие, что «хлопушкам» не стать режиссерами, или даже серьезными киноделами?
— Я знаю девушек-помрежей, которые становились продюсерами, вторыми режиссерами, скриптами, операторами, начинали крутить фокус, и были при этом мастерами своего дела. Поэтому это не более чем суеверие, к реалиям оно мало относится. Конечно, есть и пожизненные «хлопушки», но это уже тип людей, которые любят стабильность.
— Ваши планы на будущее.
— В планах повышать квалификацию в киноиндустрии и дальше работать по своей театральной специальности. Люди, посвятившие всю жизнь кино — они в какой-то степени ненормальные. Только они готовы «пахать» в графике 6/1 по 12-14 часов ежедневно. Я очень люблю киношников и съемки, но не каждая девушка готова пустить на самотек свою личную жизнь и свободное время ради работы. Я, например, не готова. У каждого — свои приоритеты.