Видный театральный режиссер, создатель театра на Таганке Юрий Любимов утверждал, что нет и не было никакой системы Станиславского, был метод работы великого мастера. Сам Станиславский неоднократно уверял, что его система — это не церковный канон и не догма. Наоборот, догматичный подход убьет его систему, поэтому необходимо придерживаться изложенных методов не как беспрекословных к выполнению правил, а как методических указаний, которые могут быть неприменимы в определенных ситуациях. На закате жизни Константин Сергеевич вообще забросил (казалось бы) дело всей своей жизни, открыто отказался от всех своих наработок и начал исследовать так называемый метод физических действий. К сожалению, он успел только начать им заниматься, и метод физических действий потом продолжали изучать его ученики Михаил Чехов, Всеволод Мейерхольд, далее Таиров, Эфрос и так далее.
Тем не менее на основе трудов Станиславского «Моя жизнь в искусстве», «Работа актера над собой», а также «Работа актера над ролью в творческих процессах переживания и воплощения» живут и творят множество театров по всему миру. Иногда добавляя что-то свое, иногда изменяя почти до неузнаваемости. Однако, эта методика в театре работает — и работает замечательно.
Константин Сергеевич Станиславский / Фото: Wikipedia
Секрет прост: Константин Сергеевич методически четко и структурно описал создание роли в виде художественной композиции, чего до него никто и никогда не делал. Законы музыки были уже давно выверены и законы драматургии давно изложены, однако до эпохи Станиславского актер воспринимался не как художник, а, скорее, как живой граммофон с возможностью визуализации, с разной степенью четкости озвучивающий чужие слова и действия. Другими словами, никто особо не занимался исследованием творчества артиста, поскольку действия артиста никто не считал творчеством.
Теперь вспомним основные постулаты системы Станиславского. Необходимо продумывать предлагаемые обстоятельства, то есть то, что произошло до событий, описанных в пьесе, но имеет важное значение. Далее, необходимо создавать для роли сквозное действие, то есть понять, каким и в какой момент я вхожу на сцену и почему, что происходит, что меняется во мне, каким я вхожу в следующий эпизод и так далее. В рамках спектакля это, при должной фантазии и хорошо натренированном аппарате вполне применимо, так как развиваясь постепенно, от эпизода к эпизоду, артист естественным образом накапливает необходимое состояние — и ему относительно легко исполнять его на сцене.
А что же в кино? Сегодня мы снимаем финальный эпизод, завтра — что-то из середины, послезавтра — опять финал, далее — начало… Кинопроизводство зависит от локации, от календарного плана, от погодных условий и много-много еще от чего, поэтому не может, как спектакль, развиваться постепенно и помогать артисту выходить на нужное состояние естественным образом. Некоторые актеры перед каждым съемочным днем проигрывают внутри себя все то, что ему предшествовало — и так ежедневно. Но вы представляете, как это тяжело? Такой метод подходит далеко не каждому и используется редко, исключительно апологетами универсальности системы Константина Сергеевича, не желающими расставаться со своими убеждениями.
Фото: Mark-Christian Killick-Calver
С другой стороны, отдельные инструменты методики Станиславского необходимы и в кино. Например, те же предлагаемые обстоятельства, определение сверхзадачи роли и так далее. Да почти все они необходимы, если вдуматься, просто в кино все происходит несколько иначе, чем в театре.
Как же использовать методы Станиславского в кино? Для этого надо вспомнить его недоделанную работу последних лет о методе физических действий. Основной ее постулат гласит, что самая устойчивая память человека — это физическая память: эмоциональная память довольно быстро разрушается, и ее надо каждый раз воссоздавать, логическая память тоже подвержена энтропии, тогда как освоенное один раз физическое действие (например, открывание двери ключами, катание на велосипеде или коньках, почесывание подбородка и так далее) не только остается с человеком на всю жизнь, но каждый раз притягивает за собой другие виды памяти, сопряженные с событием освоения физических действий.
В репетиционный период я рекомендую актерам отрабатывать каждый из ключевых эпизодов на методе физических действий Станиславского (и его последователя Михаила Чехова). Таким образом с нужной степенью таланта, натренированности и практики, «вскочить» не просто в образ, но и в нужный момент в его развитии, артисту будет относительно легко.