— Ответ простой. Мы идем от аудитории. Для нас ее ядро — молодежь, люди 12-35 лет. Соответственно, мы запускаем проекты в том ключе, который пользуется популярностью у этой аудитории. Конечно, для нас важен российский рынок, но при этом проекты, которые мы производим, ориентированы и на западного зрителя. То есть мы стараемся создать интернациональное кино.
Кадр из фильма «Танцы насмерть»
— Как вы отбираете идеи? Какие у вас критерии сценария, который можно запустить в производство?
— Опыт последних нескольких лет показал, что если ты не создаешь идею сам, то количество вопросов, которые потом возникают в процессе производства, оказывается слишком большим. Критерий наших идей прост — они должны быть нашими и оригинальными. Все сценарии разрабатываются нашей креативной группой. И в этом смысле мы уникальны, потому что от момента возникновения идеи до момента захода в производство у нас над проектом сразу же работает сценарист, режиссер, оператор-постановщик, редактор, маркетологи, специалисты по CG и продюсеры. То есть это сразу же командная работа. В итоге в момент начала съемок мы имеем готовый сценарий, согласованный со всеми департаментами, что оптимизурует весь процесс.
— При этом в KINODANZ работает устоявшаяся производственная команда. По какому критерию вы подбираете подходящих людей?
— Понятно, что любой проект — это объединение большого количества людей. Критерий для всех членов нашей команды — это профессионализм, желание и готовность много работать ради достижения общих целей. Если это есть, то это приносит свои плоды. Например, с Вячеславом Лисневским мы начинали работать как с оператором-постановщиком. Но уже на третьем нашем фильме, «Проект «Gemini»», мы предложили ему попробовать себя в качестве режиссера-постановщика, что, на наш взгляд, было абсолютно естественным. Александр Богуславский сейчас является креативным продюсером и режиссером-постановщиком нашей компании. А начинали мы с ним только как с режиссером-дебютантом на картине «За гранью», что не помешало Александру сразу прекрасно сработаться, например, с Антонио Бандерасом. Он уже снимает вторую нашу картину — «Эбигейл». Думаю, что наши амбиции и устремления достаточно сильно отличают нас от других компаний.
— Присоединиться к нашей команде не просто возможно, а необходимо. В компании сейчас на разных стадиях девелопмента находятся более десяти проектов. Только в этом году у нас будет произведено не меньше пяти картин. А в следующем забюджетированно уже шесть проектов. Это означает, что наша команда растет, и растет она буквально ежемесячно. В самое ближайшее время у нас появится не меньше трех-четырех постоянных производственных групп. Мы стараемся объединить вокруг себя пул профессиональных режиссеров, операторов, исполнительных продюсеров и так далее. Попасть к нам просто — мы абсолютно открыты.
— Как известно, из почти сотни выходящих в прокат отечественных картин в прокате окупаются единицы. Как вы в таких условиях планируете развитие компании?
— Каждый проект мы просчитываем изначально, в момент, когда предлагается идея. Почему мы говорим, что ориентированы на международного зрителя? Потому что мы понимаем определенную ограниченность российского рынка. Исходя из этого, мы делаем универсальные истории, которые востребованы на Западе. Истории, ориентированные на широкий кинотеатральный показ, а не только VOD. То есть наша модель рассчитана таким образом, что прокат в России, конечно, очень важен, но на все 100% мы от него не зависим, потому что значительная доля наших продаж поступает с международных территорий.
На съемках фильма «За гранью»
— Как вы работаете в направлении международного продвижения?
— Сегодня мы работаем в тесном партнерстве с крупной американской компанией AMBI GROUP. Они продают нас на западных территориях и участвуют в сопродюсировании наших проектов. Один из них как раз — «За гранью». Фильм уже отснят и в ближайшее время будет готов к дистрибуции. Благодаря AMBI GROUP в картине принял участие Антонио Бандерас. Также и другие совместные с нашими партнерами фильмы, «Проект «Gemini»» и «Эбигейл», планируются с участием голливудских звезд. Отдельная страница, которую мы начали с недавнего Берлинского кинорынка, — партнерство с крупными китайскими компаниями. Китайский и вообще азиатский рынок для нас также является стратегически важным. У нас есть определенные планы в этом направлении, о которых мы в скором времени объявим.
— Расскажите, как удалось привлечь Антонио Бандераса.
— По существующему контракту это была зона ответственности компании AMBI GROUP, так как они продают нас на западных рынках. Предложение об участии голливудских звезд исходило с их стороны. Среди рекомендованных вариантов был Антонио Бандерас. Мы к этой позиции, конечно, максимально прислушались и согласились. Что привлекло самого Бандераса? Надо понимать, что звезды его уровня имеют возможность выбирать. А значит необходимо, чтобы проект для них представлял большой интерес. Соответственно, AMBI GROUP прежде всего запросили у нас готовый сценарий. Перед съемками у режиссера Александра Богуславского было несколько дней очень конструктивных обсуждений с Антонио для того, чтобы согласовать видение, принципы работы и прочие вопросы. После этого на площадке работа протекала просто идеально. Съемки с Бандерасом прошли в декабре в Риме.
Евгений Мелентьев, генеральный продюсер KINODANZ / Фото: Юлия Шиманская
— Вопрос, не теряющий актуальности. Как вы относитесь к интернет-пиратству? Есть ли, на ваш взгляд, у этого явления положительные стороны для кино?
— К пиратству отношение, конечно, крайне негативное. Но в то же время мы понимаем, что иногда даже голливудские студии сознательно выкладывают свою продукцию в сеть до официального релиза. Это вполне может быть пиар-ходом, который может сработать на успех проекта. Вспомним недавнюю историю с фильмом «Сплит», который лежал в сети несколько месяцев до выхода в прокат. И это не помешало картине сделать кассу и в Северной Америке, и в России. У нас тоже были инциденты, когда материал, причем недоработанный, выкладывался в сеть. Но по откликам я знаю, что в итоге это сыграло нам на пользу.
— По вашему мнению, можно ли говорить, что будущее кино — за онлайн-кинотеатрами?
— Однозначно. Это площадки, которые будут только развиваться. Уже сейчас это неотъемлемая часть индустрии. Мы, разумеется, тоже учитываем это развитие, и для нас выход в digital-пространство крайне важен. У нас уже запланированы определенные бизнес-шаги в этом направлении, о которых мы тоже объявим в ближайшее время.
— Однозначно государство должно защищать свой кинематограф. Это в принципе такая индустрия, куда должна вливаться государственная поддержка. Мы со своей стороны очень благодарны, что Министерство культуры помогло нам в прошлом году, и рассчитываем на поддержку в этом. Государство у нас делает абсолютно стандартные шаги, которые используются на всех рынках. Хотя, конечно, остается вопрос взвешенности всех подходов и сбалансированных решений. Продюсеры, в свою очередь, у нас находятся в диалоге с государством и готовы делиться своим мнением.
— Напоследок такой вопрос. Отталкиваясь от своего продюсерского опыта, какой совет мы могли бы дать начинающим продюсерам?
— Совет простой: верить в себя.