– Вы и продюсер, и сценарист. «Ошибку времени» писали вместе с режиссером Брэдли Кингом. Как строится работа в тандеме?
– Мы записываем идеи на карточках и вешаем их на стену. Порядок не важен. В итоге из тех идей, которые нравятся обоим, выстраивается фабула со всеми поворотными пунктами и перипетиями. Когда порядок карточек определен, садимся напротив друг друга с ноутбуками и начинаем писать. На этом этапе рождаются диалоги и вырисовываются характеры. Когда достаточное количество страниц написано, распечатываем их и начинаем редактуру. И так пока сценарий не будет готов.
Б.П. Купер на съемках фильма «Ошибка времени»
– Роль продюсера как-то отражается на вашей работе над сценарием?
– Помогает держаться в рамках, поскольку я могу оценивать, сколько та или иная сцена будет стоить и, если в этом нет необходимости, избегать дорогостоящих элементов, вроде визуальных эффектов, трюков, удаленных локаций, массовок и так далее. С одной стороны, это позволяет находиться в пределах бюджета. Но с другой стороны, все-таки счастье – писать и не думать об этих вещах. Для меня работа над сценарием — это постоянная внутренняя борьба.
– За две недели плотной работы мы придумали все сцены на карточках, потом еще две недели писали сценарий на их основе. Итого, за месяц был готов первый драфт. Безумно быстро! Затем мы разослали сценарий коллегам, которые внесли изменения, и после редактуры сценарий был готов. Но я бы никому не рекомендовал брать месячный срок за ориентир для написания сценария, и вряд ли я когда-нибудь еще буду способен работать в таком темпе.
– В фильме всего несколько локаций, но найти их было непростой задачей. В чем состояла сложность? Как локации были изменены художником-постановщиком?
– Фильм снимался в одном месте. Несколько помещений располагались на одной территории. Мы изначально хотели найти жилой комплекс в Лос-Анджелесе, который был бы свободен для съемок и при этом там был бы внутренний двор, устроенный таким образом, чтобы одно здание смотрело на другое.
Кадр из фильма «Ошибка времени»
Найти такое место оказалось сложной задачей. Мы обратились к списку заброшенных владений на сайте о жилищной собственности Лос-Анджелеса, посмотрели адреса по Google Earth и выбрали те точки, где был двор. Затем я и Брэдли объехали все подходящие места. Поскольку они все были заброшены, но огорожены заборами, нам приходилось без спросу перелезать ограждения. То есть мы много раз довольно серьезно нарушили закон.
На съемках фильма «Ошибка времени»
Комплекс, в котором в итоге снимали, был построен в 1920-е годы, и сейчас почти разрушен. К счастью, его владелец, с которым нам пришлось общаться по обычной почте, поскольку в реестре не были указаны ни телефон, ни электронная почта, оказался застройщиком, собиравшимся все сносить. Благодаря этому наш художник Трэйси Хэйс и ее команда могли делать, что угодно.
Кадр из фильма «Ошибка времени»
Мы изменили гигантское смотровое окно, убрали потолки, чтобы поставить свет, снесли стены, чтобы сделать длиннее коридоры. Поставили новые стены и двери. Потом была большая работа по декорированию: покраска дверей, замена окон, стрижка сада, который был в запущенном состоянии. Нам удалось сделать это место приятным и похожим на жилое. Но это только видимость. Локация расположена в опасном районе города, и она вся рассыпается на глазах. Я там, кстати, проезжал недавно — к сожалению, уже все снесли.
– Расскажите о поиске бюджета и о том, как ограничения повлияли на производство.
– К тому времени, когда мы начали писать сценарий, бюджет уже был. Брэдли на протяжении нескольких лет готовился к полному метру и успел накопить некоторую сумму от своего бизнеса. Вообще сложно делать такое небольшое кино, если хочешь снимать его не трясущейся ручной камерой. Многие независимые авторы выбирают такое художественное решение просто потому, что оно позволяет быстрее работать на площадке.
Режиссер Брэдли Кинг и Б.П. Купер на съемках фильма «Ошибка времени»
Рельсы, репетиции, выстраивание кадра — все это требует времени, которого у независимых почти нет. В кино вообще ни у кого нет времени, но у независимых его еще меньше. Долго собирать деньги, чтобы снять кино именно так, как мы хотели, — в этом был вызов. Брэдли хотел снять фильм почти целиком, за исключением нескольких сцен, стабилизированной камерой, и я считаю, что его выбор оказался эстетически правильным.
– В «Ошибке времени» актеры точно попали в образы. Каковы были критерии выбора исполнителей?
– Мы изначально писали Кэлли, держа в уме на эту роль Даниэль Панабэйкер. Но скорее рассматривали ее как воплощение архетипического образа. Ведь шансы, что известный актер, которого ты представил себе, согласится играть в фильме, невелики. Нам нужна была исполнительница, которая смогла бы воплотить многослойный образ. Мы как раз увидели Даниэль в фильме «Девочки против мальчиков», где она блестяще сыграла одновременно обаятельную и безумную героиню. Поэтому решили, что примерно такой образ нам и нужен.
Кадр из фильма «Ошибка времени». Актриса Даниэль Панабэйкер
Остальных героев писали, не предполагая кого-либо, поэтому пошли традиционным путем кастинга. Мы посмотрели кучу «шоу-рилов», провели много встреч с актерами. Брэдли пересмотрел полдюжины недавних сериалов, чтобы найти новые таланты. Критерий был простой и сложный одновременно. Мы хотели лучших актеров, но что вкладывать в понятие «лучший»? Вопрос, предполагающий миллион ответов. Мы это определили для себя так — актер, который сможет поднять написанное в сценарии на новый уровень, который воплотит героя так, как ты его задумал, добавив что-то свое.
– Что может помочь привлечь известного актера в картину к независимому дебютанту?
– Если у вас нет примера вашей работы, скажем, короткометражки, соберите пакет материалов, который позволит представить все характеристики проекта. Впрочем, это надо делать в любом случае, даже если у вас есть примеры других работ. На мой взгляд, это лучший и наименее дорогостоящий инструмент для режиссера, чтобы показать свой талант.
Джон Рис-Дэвис на съемках фильма «Ошибка времени»
Пакет может включать визуальные референсы, которые помогут понять настроение, стиль и атмосферу фильма; эскизы костюмов, локаций, реквизита; раскадровки пары впечатляющих сцен; обращение режиссера, написанное хорошим языком и объясняющее историю, характеры, особенности визуального решения. Также можно добавить справки о группе для понимания уровня людей, с которыми человеку возможно предстоит работать. По моему опыту, для актеров важны две вещи: А) чтобы у режиссера было определенное видение и понимание, как его реализовать; Б) чтобы вся команда была способна работать на реализацию этого видения как слаженный механизм. Даниэль говорила нам, что согласилась встретиться с нами потому, что, помимо сценария, мы ей предоставили вот такой пакет.
– По какому принципу вы подбирали команду?
– Копать приходилось глубоко, поскольку нужно, чтобы эти люди, как и ты, понимали видение истории, ну и чтобы их целью не было обогащение, поскольку в независимом кино этого добиться нельзя. Важно, чтобы команда не просто верила, что это будет замечательный фильм, но была уверена в том, что будут реализованы все таланты и умения каждого. Нам повезло во всех цехах — люди оказались не просто профессионалами, они действительно чувствовали, что материал принадлежит им и потому относились к нему с особой заботой.
– Насколько была важна роль препродакшна, сколько времени заняла подготовка?
– Чем больше подготовительный период, тем лучше. Это касается любого фильма. Всегда есть финансовые ограничения. У нас препродакшн был пять месяцев, что для независимого кино безумно много. Правда, половину этого времени работали только я и Брэдли. Потихоньку собиралась команда, и в полном составе мы были за полтора месяца до съемок.
На съемках фильма «Ошибка времени»
Нам пришлось сдвинуть сроки старта на неделю из-за того, что мы не рассчитали время, необходимое на подготовку локации. Хорошо, что поняли это вовремя, дней за десять, и была возможность скорректировать график.
– Фильм снимался 28 дней. С какими трудностями вы столкнулись, планируя съемочный график?
– Самой большой сложностью было продумать, как снимать сцены с полароидом, когда мы в реальном времени показываем фотографии в руках актера, на которых запечатлены события, которые ещё не произошли. Не совсем понятно, да? Пришлось разработать для некоторых сцен график по принципу игры в классики, чтобы не пришлось повторять какие-то сцены.
Кадр из фильма «Ошибка времени»
Мы хотели, чтобы все полароидные фотографии были снимками реальных сцен, чтобы любой, кто захочет глубже изучить сюжет, мог сравнить кадры и убедиться в их абсолютной идентичности. Это была, пожалуй, главная трудность, к которой, однако, мы быстро приноровились.
– Каково было ваше участие в монтаже фильма?
– Как для продюсера для меня было принципиальным участие во всех этапах производства. Но я был не так сильно вовлечен в монтаж, как Брэдли. Он и монтажер Том Кросс буквально жили в монтажной. Это все-таки процесс работы монтажера и режиссера. Чем больше людей присутствует, тем медленнее продвигается работа. На мой взгляд, продюсеру в этот момент достаточно ограничиться периодической проверкой и высказыванием пожеланий, а не сидеть там целыми днями.
Оператор Джонатан Венструп и режиссер Брэдли Кинг на съемках фильма «Ошибка времени»
– В США, как и в России, трудно попасть в прокат независимым фильмам. Как вашей картине удалось пробиться?
– Тут вся заслуга принадлежит нашему дистрибьютору XLrator Media. Мы изначально рассчитывали на VоD-релиз, но иметь ограниченный прокат, конечно, тоже приятно. Кинотеатральный прокат не рассматривался как способ заработать, но он помог привлечь дополнительное внимание к фильму и соответственно, привлечь публику для VоD-платформ.
– «Ошибка времени» получила десятки наград различных кинофестивалей и премий. Как это помогло картине?
Мы были очень удивлены фестивальному успеху, было интересно наблюдать за реакцией зрителей, встречаться с фанатами фильма. Сложно точно оценить влияние фестивалей на последующую прибыль, но они, конечно, помогают продвижению.
Кадр из фильма «Ошибка времени»
Естественно, есть вполне определенные вознаграждения за показы и денежные премии. Но признание твоего творчества и деньги — это все-таки вещи, которые нельзя сравнивать. Общение со зрителями всего мира бесценно.
– Как бы вы оценили потенциал VоD-релиза?
– Мы успешно выпустили «Ошибку времени» в США и в некоторых других странах. Например, на iTunes в США мы заняли вторую строчку в научно-фантастическом жанре, уступив только «Из машины», и одиннадцатую строчку среди фильмов всех жанров. Надеюсь, в России будет не хуже.
– Какой главный урок или опыт вы приобрели благодаря «Ошибке времени», которым хотели бы поделиться?
– Окружайте себя талантливыми людьми, которые знаю больше вас. Не старайтесь делать все самостоятельно и не бойтесь, что вам никто не захочет помочь — смелее просите о помощи.
На съемках фильма «Ошибка времени»
Еще важный момент — устраивайте тестовые показы, чтобы иметь обратную связь. Вы услышите много болезненных вещей, особенно если они будут касаться того, что поправить уже нельзя, но вы получите и конструктивные советы, которые помогут сделать фильм лучше. В любой случае, если хотите сделать кино правильно, тестовые просмотры — это бесценная вещь.