Трудно представить, чтобы, работая над историческим фильмом, художник использовал аутентичные костюмы, а для сериала на ту же тему воспользовался ближайшим магазином одежды.
Для меня нет разницы в работе над фестивальным фильмом или сериалом. Есть уважение к своему труду, труду коллег и к зрителям, будь они домохозяйками или искушенной фестивальной публикой.
Специфика работы над кинофильмом или телесериалом чаще всего проявляется в процессе подготовки: готовность проекта к запуску, финансовая составляющая, сроки и прочее.
Работая над фильмом «Водитель для Веры» (режиссер — П. Чухрай, 2004), я смогла тщательно подготовиться: съемочный процесс затянулся и поменялись художники. Для съемки сцены в ресторане многим актерам массовых сцен шились персональные костюмы по меркам.
Тизер фильма «Водитель для Веры» (2004)
Несколько позже мне довелось работать на сериале «Громовы» (режиссера А. Баранова, 2006). Проводилась серьезная подготовка: обсуждались эскизы, были найдены и приобретены множество аутентичных костюмов. По моей просьбе, операторы даже сделали пробную съемку костюмов. Не актеров в костюмах, а именно костюмов. Мне было важно сохранить в кадре цвета 1970-х годов, показать начало истории яркими и насыщенными оттенками, а потом убирать эту яркость по мере развития в сюжете трагических событий. Все творческие задумки были решены.
Фильм Юрия Быкова «Дурак» (2014) снимался в непростых условиях: множество ночных смен подряд, часто на улице при сильных морозах, с ограниченной сметой. Но мы с режиссером подробно обсудили эскизы: силуэты, детали, цветовое решение, характеристики персонажей.
Трейлер фильма «Дурак» (2014)
Творческий подход и высокий профессионализм всех участников, тщательная работа самого Быкова над каждым эпизодом принесли свои плоды. Фильм стал одним из самых любимых зрителями отечественных картин последних лет. В этом примере считаю важным правильную организацию процесса, подбор специалистов, творческую атмосферу в группе. Но так бывает не всегда.
Сценарий сериала «Семейный альбом» (режиссера Л. Прудовского, 2016), действие которого происходит в 1950-е и 1960-е годы, дописывался и корректировался уже во время съемок. Актеров и актрис, исполнявших главные роли, я впервые увидела незадолго до съемок. Эти обстоятельства негативно повлияли на творческий процесс.
Серия фильма «Семейный альбом»
Некоторые современные режиссеры и продюсеры не умеют работать с эскизами художников и ограничивают обсуждение персонажей референсами. А ведь эскизы — это важная часть творческого процесса, и не всегда оправданно ограничиваться лишь референсами. Таким образом, процесс работы над проектами ускоряется и упрощается, но это не всегда приводит к положительному результату.
Кроме того, привлечение к процессу людей, далеких от кинематографа и его специфики, а также нестабильное финансовое обеспечение, сильно затрудняют работу. Это касается и работы над полнометражными фильмами, и работы над сериалами. Даже над вторыми в большей степени.
Ощущается отношение к сериалу у производителей и зрителей, как к второсортному продукту. Появились термины: «сериальчик» (с пренебрежительной интонацией), «сериальный актер». Нужно изменить отношение к сериалам, вернув художественность и творчество на первый план, чтобы каждый художник мечтал работать на таких проектах.