«Искусство монтажа стоит у истоков мирового кинематографа, его значение в создании кинокартин сложно переоценить. Идеи, сформулированные великими мастерами прошлого, в числе которых Эйзенштейн, Кулешов, Довженко, получили широкое распространение и признание во всем мире. Награда за монтаж не только олицетворяет признание киносообществом мастерства уже состоявшихся режиссеров монтажа, но и мотивирует молодых специалистов превосходить себя, что неизбежно скажется как на качестве отдельных произведений, так и на российском кинематографе в целом», — говорится в письме.
— Непонятно, почему «Ника» принципиально не дает премии за монтаж и грим. Причем практически эти же самые люди голосуют на «Золотом орле» за эти номинации. У нас вообще кроме «Золотого орла» и премии ассоциации продюсеров больше нет наград — в отличие от американцев, у которых есть «Оскар», «Глобус» и так далее.
Если номинацию «За лучший монтаж» введут на «Нике» — это, конечно, повысит престиж профессии, потому что «Ника» — вторая по значимости премия в стране. Причем нужно учитывать не только фильмы, но и сериалы. Когда-то нашу профессию вообще мало уважали, потому что режиссеры думали, что они делают все сами. Но тогда и режиссеры были другие, они действительно реально больше могли и больше делали самостоятельно. Сейчас режиссеры по большей части вообще в монтаже не очень-то и разбираются, также как и огромное количество людей, которые называют себя «режиссерами монтажа».
Кадр из фильма «Юрьев день»
Вся суть нашей профессии в том, чтобы сделать интересную историю, которая затягивала бы зрителя и заставляла его переживать за героев, а не просто нарубить кадры как капусту и напихать кучу эффектов. Делать склейки может кто угодно, достаточно мало-мальски владеть техникой. Настоящий режиссер монтажа может предложить что-то новое режиссеру и сделать историю без его присутствия.
В нашей стране людей, которые реально могут называться «режиссерами монтажа», можно пересчитать по пальцам. Все остальные — это монтажеры, они могут смонтировать лихо, клипово — как угодно, но это не значит, что они сделают настоящую историю. У нас нет этого понимания вообще, молодежи не на чем учиться — нет учителей, которые бы научили их думать, а не клеить.
Курсов навалом, но там делается упор только на техническую историю. У меня есть люди, которые приходят ко мне после этих курсов, садятся вместе со мной на одну-две картины, и тогда они начинают понимать суть профессии. Я никого не хочу обидеть, но, к сожалению, этих курсов слишком много — и, на мой взгляд, это всего лишь «выбивание бабла».
Иван Лебедев («Бумер», «Коктебель», «Как я провел этим летом», «Еще один год»):
— Я абсолютно далек от того, чтобы сетовать на судьбу и ничего особенно не хочу доносить до фестивалей и кинообщественности, однако в современном кинопроизводстве сложно представить себе более значимую фигуру, чем режиссер монтажа. Сравнить ее, пожалуй, можно только непосредственно с режиссером. Я не имею никакого отношения к возникновению инициативы, но этот вопрос занимал меня всегда. Подозреваю, что это рудимент советского мышления — раньше монтажерами были прекрасные пожилые женщины в белых халатах, которые могли максимально профессионально исполнить на пленке склейку, предложенную режиссером. То есть речь шла о ремесле, а момент превращения ремесла в искусство был благополучно пропущен.
Мария Сергеенкова («Мы из будущего», «Брестская крепость», «Батальонъ»):
— Главная мысль обращения — определение статуса режиссера монтажа как полноценного творца наравне с другими кинопрофессиями. Недостаточно внимания нашей профессии уделяют по привычке — раньше монтажеры были «техническими ручками» режиссера, которые «под диктовку» реализовывали его видение картины. Сегодня же режиссеры монтажа стали самостоятельной профессией.
Это происходит по причине того, что кино со временем меняется и становится более «монтажным», а также потому, что мы вошли в эру продюсерского кино — и теперь уже режиссер не всегда главный человек на площадке, а в постпродакшне вообще может не участвовать или просто отсматривать смонтированный материал и комментировать его.
Кадр из фильма «Батальонъ»
Режиссер монтажа отвечает за финальный визуальный ряд картины — за драматургию, темпоритм-ритм, стилистику и иногда даже за игру актеров, прикрывая их «проколы». Режиссеры монтажа иногда могут даже изменить жанр картины и ее целевую аудиторию. Не случайно нас периодически называют докторами, занимающимися реанимацией. Пришло время отмечать это не только в начальных титрах, но и призами на фестивалях.
Александр Амиров («Дом», «Две женщины», «Приличные люди»):
— Сообщество режиссеров монтажа оформилось только сейчас — появилась своя гильдия, которая стремится отстаивать интересы одной из важнейших кинематографических профессий. Но, по мнению многих продюсеров и режиссеров, монтировать может любой. И правда, сегодня любой школьник может смонтировать свое видео. Монтажные программы и простейшие приемы монтажа становятся доступны — как авторучка доступна человеку, желающему писать.
При этом не каждый владеющий авторучкой — выдающийся писатель. Собственно, как писатель отличается от простого человека с авторучкой, режиссер монтажа отличается от человека умеющего склеить несколько кадров. Режиссер монтажа владеет тем киноязыком, который необходим, чтобы по зрителю побежали мурашки, ради которых он и смотрит кино.
Артем Барышников («Коллектор», сериал «Реванш»):
— Вопрос учреждения номинаций, насколько мне известно, отдельные режиссеры монтажа поднимали и раньше. Услышаны они, к сожалению, не были, поэтому в этот раз все объединились, чтобы сказать чуть громче. Если и теперь не последует никакой реакции от организаторов кинофестивалей и кинопремий, то это многое о них скажет. Нужно всего-то ответить на простой вопрос: будет ли учреждена номинация? Если да, то когда. Если нет, то почему.
Надеюсь, что у них найдутся силы и пять минут свободного времени, чтобы вступить в такой короткий, но содержательный диалог со специалистами, которые уже много лет работают в кино. Среди подписавших обращение немало больших профессионалов, игнорировать которых — как минимум — некорректно. А пока происходит именно это.
Кадр из фильма «Коллектор»
Очень многие придерживаются мнения, что режиссер монтажа — это «технарь», «кнопкодав», непонятный элемент, от которого требуется не так много, функции которого может выполнять кто угодно. Так будет продолжаться, пока в голове что-то не щелкнет, пока не будет сформировано другое отношение к своей и чужой работе. И суть обращения, на мой взгляд, не в номинации как таковой и не в статуэтках, а в перемене отношения киносообщества к монтажу и к режиссеру монтажа как к творческой единице, чей вклад в общее дело не меньше, чем у остальных участников кинопроцесса.
В силах фестивалей задать тон, способствовать формированию этого отношения. Разумеется, активно работать в этом направлении необходимо и Гильдии режиссеров монтажа, и каждому отдельно взятому специалисту. Почему номинации не были учреждены раньше — для меня загадка. Не вижу ни одной адекватной причины, только идиотские. Если вдруг окажется, что этого не произошло только потому, что не было такого запроса — то вот, пожалуйста, есть запрос.
Возможно, всегда вступал в силу самый главный аргумент: учреждение номинации — это дополнительные расходы. Но ведь можно начать с малого и просто отметить лучшие работы дипломами. Лист формата А4 в рамке под стеклом больших денег не стоит, а начало традиции положит. И, наконец, чем больше фестивалей будут иметь номинацию «За лучший монтаж», тем больше молодых специалистов получит возможность заявить о себе и пробиться в индустрию. В кино придет больше людей, любящих свою работу, перед ними появятся двери, через которые они смогут войти и стать замеченными. Зрители, в свою очередь, увидят больше картин, сделанных теми, кто любит свою работу. Мне кажется, это прекрасно, и нужно двигаться в этом направлении.
Зарубежный опыт
«Уже более 80 лет присуждается премия Oscar за лучший монтаж, почти 50 лет отмечаются лучшие работы режиссеров монтажа кинопремиями BAFTA и Saturn. В 2014 году режиссеры монтажа были услышаны и удостоены номинации организаторами кинофестиваля Tribeca. Число фестивалей, учреждающих номинацию «За лучший монтаж» постоянно растет», — пишет в письме Российское сообщество режиссеров монтажа.
Оскар
Национальная премия «Оскар» за лучший монтаж присуждается аж с 1935 года. Эта номинация неразрывно связана с главный призом «за лучший фильм», поэтому очень часто на нее номинировались картины из основного конкурса. Причем среди лауреатов этой премии есть свои рекордсмены — это Ральф Доусон (за фильмы «Сон в летнюю ночь», «Энтони Несчастный», «Приключения Робина Гуда»); Тельма Скунмейкер («Бешеный бык», «Авиатор», «Отступники»); Даниэл Манделл («Гордость янки», «Лучшие годы нашей жизни», «Квартира») и Майкл Кан («Индиана Джонс: В поисках утраченного ковчега», «Список Шиндлера», «Спасти рядового Райна»). Майкл Кан к тому же номинировался восемь раз, что является абсолютным рекордом за всю историю премии.
BAFTA
Национальная премия Британской академии кино и телевизионных искусств учредила номинацию «За лучший монтаж» в 1969 году. Здесь абсолютным рекордсменом является Джерри Гэмблинг, который номинировался шесть раз и выигрывал трижды (за фильмы «Полуночный экспресс», «Миссисипи в огне», «Группа «Коммитментс»). Оскароносные режиссеры монтажа Тельма Скунмейкер («Бешеный бык», «Славные парни») и Майкл Кан («Список Шиндлера», «Роковое влечение) являются фаворитами и у британцев, оба выигрывали дважды, при этом Скунмейкер номинировалась девять раз, а Кан — семь.
Сезар
В рамках французской национальной премии «Сезар» номинация за лучший монтаж вручается с 1976 года, когда эта премия была учреждена Академией искусств и технологий кинематографа. Причем абсолютными рекордсменами среди французских режиссеров монтажа являются женщины: Жюльетт Вельфлин (за фильмы «Смотри, как падают люди», «Мое сердце биться перестало», «Скафандр и бабочка», «Пророк», «Ржавчина и кость», всего номинировалась девять раз), Ноэль Буассон («Что заставило бежать Давида?», «Медведь», «Сирано де Бержерак», «Два брата», номинировалась на премию шесть раз) и Мари-Жозеф Йойотт («Пистолет «Питон 357», «Микрокосм», «Птицы», номинировалась на премию пять раз).
Каннский фестиваль
У старейшего европейского кинофестиваля есть специальный приз, который присуждается Высшей технической комиссией. Режиссеры монтажа награждались им не так часто. В 1987 году приз был присужден режиссерам Жилю и Лорану Жакоб («Кино в глазах») «за великолепный монтаж эпизодов использованных фильмов при глубоком уважении к оригинальным произведениям». В 2000 году режиссер монтажа Ульям Чен получил награду технической комиссии за работу в фильме «Любовное настроение» (режиссер Вонг Кар-Вай). В 2006 приз получил Стивен Моррионе за монтаж фильма «Вавилон» (режиссер Алехандро Гонсале Иньярриту). А в 2011 году специального упоминания удостоился Джо Бини за монтаж фильма «Что-то не так с Кевином» (режиссер Линн Рэмси).
Венецианский кинофестиваль
Помимо «Золотого» и «Серебряного» львов — главных наград фестиваля, существует особый приз — «Osella», который вручается сценаристам, операторам, или за различные технические достижения. Однако за всю историю номинации, она ни разу не вручалась режиссерам монтажа.
В целом, во всем мире фестивалей и национальных кинопремий, вручающих отдельные призы режиссерам монтажа не так много — можно пересчитать по пальцам. Американская гильдия режиссеров монтажа еще в 2012 году разместила свою петицию к организаторам крупных международных кинофестивалей с просьбой признать заслуги ее участников. Их инициативу поддержали Нью-Орлеанский кинофестиваль, фестиваль Трайбека, Бостонский кинофестиваль, Лос-Анджелесская и Чикагская ассоциации кинокритиков, кинопремии Spirit, Saturn, Annie и другие.
А как в России?
Мы обратились к дирекции национальной премии «Ника», учрежденной Российской академией кинематографических искусств, с просьбой прокомментировать обращение Гильдии режиссеров монтажа.
Главный редактор конкурса Ирина Ильичева пообещала вынести на обсуждение Совета Академии этот вопрос, однако выразила сомнения в том, что номинацию точно утвердят. Так как, по ее мнению, пока не ясно, кто должен определять победителей в этой сугубо профессиональной номинации, плюс ее учреждение может удлинить и без того длинную церемонию.
Такие крупные фестивали как «Кинотавр», «Послание к человеку» или «Окно в Европу» оставили нашу просьбу прокомментировать письмо режиссеров монтажа без ответа. Только Московский международный кинофестиваль и фестиваль документального кино «Артдокфест» решились высказать свою позицию.
Кирилл Разлогов (Программный директор Московского кинофестиваля, президент Гильдии киноведов и кинокритиков России):
— Существующая практика предполагает номинацию по монтажу в премиях по итогам года (она есть у «Золотого орла», например), но не на фестивалях. В исключительных случаях в этих целях может использоваться Специальная премия жюри. Я бы рекомендовал для укрепления позиций монтажеров создать свою премию, а возможно — и свой специализированный национальный или международный фестиваль.
Виталий Манский (Президент фестиваля «Артдокфест», режиссер и продюсер):
— «Артдокфест» отличается от многих отечественных фестивалей строгостью регламента именно в отношении призов. На фестивале предусмотрены только три приза в конкурсной программе, что придает им больший вес и статус. Но жюри имеет право один из трех призов вручать по своему усмотрению со специальной мотивировкой. Например, «Специальный приз за работу режиссера монтажа».
В Национальной премии «Лавр» есть премия «Лучший по профессии». Она вручается по очереди: оператору, звукорежиссеру, сценаристу и продюсеру. Если в «Совет премии» поступит предложение сообщества режиссеров монтажа, уверен — оно будет рассмотрено. Лично я как генеральный продюсер «Премии Лавр» не вижу противоречий для введения режиссеров монтажа в номинацию «Лучший по профессии».
Очевидно, что не только в российском, но и мировом профессиональном киносообществе назрела необходимость кардинального изменения отношения к профессии режиссера монтажа. И если у крупных национальных премий есть отдельная номинация «За лучший монтаж», то с фестивалями ситуация обстоит гораздо сложнее: даже такие «монстры» как Берлинский, Каннский, Венецианский и другие кинофестивали не имеют отдельной номинации, но при этом выделяют работу операторов или других специалистов, задействованных на этапе продакшна. Возможно, в недалеком будущем ситуация изменится — во всяком случае, все предпосылки для этого уже есть.