— Наша кинокомпания существует два года, и мы продолжаем экспериментировать и ищем свою нишу. Мы обязательно ее найдем, но для этого мне как продюсеру, человеку творческой профессии, сначала интересно попробовать разные жанры. Что объединяет все, за что мы беремся — это авторы. Мы ищем режиссеров и сценаристов, которым есть, что сказать, и весь период существования компании Hype, от рекламных роликов до кинопроектов, мы занимались поиском и развитием новых талантов. Мы не боимся приглашать дебютантов, и не важно, являются ли они бывшими кинокритиками, как Роман Волобуев, театральными режиссерами, как Александр Молочников, или актерами, как Алиса Хазанова. Такой поиск — это наша стратегия. Как я понимаю, что проектом стоит заняться? Мне кажется, как и у всех, это происходит интуитивно и с опорой на свой собственный вкус.
Илья Стюарт, продюсер фильма «Блокбастер» / Фото: Ольга Наседкина
— Хорошо, а как вы понимаете, что с определенным режиссером у вас сложится сотрудничество?
— С каждым режиссером мы работаем индивидуально, пытаясь найти его почерк. С Кириллом Серебренниковым мы делали фильм «Ученик» и сейчас готовим картину «Лето». С таким автором, как Кирилл Семенович, работает вера в его безусловный, неоднократно доказанный талант, гарантия высказывания высокого уровня. Нам очень повезло, что он в нас поверил как в продюсеров. Общаясь с новым автором, мы пытаемся понять, командный ли он игрок, ищем его энергию, ищем стиль. Например, в случае Саши Молочникова мы посмотрели его театральную постановку и сразу увидели его почерк, который захотели перенести на экран. То же и с Ромой Волобуевым — в его профессии кинокритика чувствовалась острота, особый ракурс, которые перенеслись и в кино. Это и мотивировало нас заняться нашим первым на тот момент фильмом.
Кадр из фильма «Блокбастер»
— Как возник «Блокбастер», фильм, резко отличающийся от «Холодного фронта»?
— «Блокбастер» — это уникальный случай. В том-то и дело, что мы той же командой, которой работали над «Холодным фронтом», решили совместно снять что-то иное, что-то более зрительское, повторить знакомый путь, но при этом попробовать себя в новом жанре. Вместе со Светой Устиновой, Аней Чиповской и Ромой мы придумали историю, на основе которой Рома написал сценарий. При этом мы очень хотели сделать женское кино, то есть дать возможность двум героиням через себя рассказать ценную историю. Это была одна из главных мотиваций. Ведь, к сожалению, в мировом кино женщины чаще выступают подругами главного героя. Мы же решили, что у нас должно быть больше, так скажем, феминистского кино.
Илья Стюарт, продюсер фильма «Блокбастер» / Фото: Ольга Наседкина
— Что стало для вас как для продюсера новым опытом в «Блокбастере»?
— Легкость жанра криминальной комедии, прежде всего. Как продюсеру мне было интересно сыграть в этот новый для меня жанр. А второй новый момент — попытаться найти баланс между зрительским кино и авторским. И приз «Кинотавра» (специальный диплом жюри «За новый уровень жанрового кино» — прим. tvkinoradio.ru) подчеркнул, что у нас это получилось.
— Кстати, на «Кинотавре» стало известно, что Роман Волобуев решил снять свое имя с фильма. В связи с этим вопрос — по вашему опыту, чем отличается взгляд продюсера и режиссера на общий фильм?
— Я регулярно говорю, что продюсер — это единственная профессия в мире, где ты сам нанимаешь своего начальника. Мы придерживаемся позиции, что необходимо договариваться на берегу, необходимо обсуждать все условия заранее, а далее штурвал берет в руки режиссер. Наверное, в этом и есть фундаментальная разница в профессиях режиссера и продюсера. Если режиссер — это человек, который находится за рулем, то продюсер — это его навигатор.
Кадр из фильма «Блокбастер»
— «Блокбастер» — уже второй фильм Hype вместе с «Учеником», который выпускает «Вольга». Чьей была инициатива сотрудничества? Какой механизм взаимодействия двух компаний? И чем подход к прокату «Блокбастера» отличается от «Ученика»?
— Мы очень довольны совместной работой с «Вольгой» над «Учеником» и с удовольствием доверились этой компании и с «Блокбастером». «Вольга» были в курсе проекта еще на самых ранних стадиях монтажа, и их вера в картину и в команду чувствовалась на всех этапах. Безусловно, механизм работы с жанровой криминальной комедией отличается от работы с брендами Кирилла Серебренникова и Каннского фестиваля. Но, прежде всего, для нас важно взаимодействие с партнерами со схожим вкусом и мировоззрениям.
На презентации фильма «Блокбастер» / Фото: Ольга Наседкина
— Поскольку компания Hype начинала с производства рекламы, скажите, перенесли ли вы какие-то особенности создания рекламы в кино?
— Да, мы перенесли в кино наш подход к производству. Дело в том, что рекламное производство — это невероятная, бесконечная дисциплина. Это определенная иерархия, структура взаимодействия, форма общения с клиентами, с заказчиками. Здесь нет права даже на малейшую ошибку. Этот же подход мы стараемся перенести на производство кино. При этом фундаментальное и главное отличие состоит в том, что в случае кино у нас нет заказчика — мы сами отвечаем за тот продукт, который производим.
Илья Стюарт, продюсер фильма «Блокбастер» / Фото: Ольга Наседкина
— С учетом того, что единицы российских картин окупаются в прокате, как бы вы оценили прокатные перспективы ваших фильмов? Возможно ли их продвижение за рубежом?
— Опять же рано пока говорить, потому что мы пробуем разные вещи. Но в том числе у нас есть проекты и с акцентом на международный рынок. У нас уже есть, например, невероятный успех по продажам на другие территории фильма «Ученик» — его покажут в двадцати пяти странах. Вообще первые наши два фильма, «Ученик» и «Холодный фронт», были изначально рассчитаны на создание имиджа и на фестивальный успех. С «Учеником» это действительно получилось на международном уровне. Дальнейшая наша долгосрочная стратегия — это системное кинопроизводство с расчетом на кинотеатральный прокат, без которого существовать как бизнес невозможно. Но это не отменяет того факта, что мы будем продолжать искать баланс между зрительским интересом и автором.
В целом российская киноиндустрия находится на стадии стартапа, и без поддержки государства она не состоится. Я сохраняю оптимизм и думаю, что в дальнейшем все будет хорошо, потому что сейчас постоянно рождаются новые имена как среди продюсеров, так и режиссеров. Например, я очень рад, что в России есть такие компании, как «Водород», которая зарабатывает миллиард в прокате, есть «Кинослово» Петра Анурова. Без таких людей, без новых имен среди продюсеров индустрия развиваться не будет.
Илья Стюарт, продюсер фильма «Блокбастер» / Фото: Ольга Наседкина
— А есть ли идеи взаимодействия вашей компании с телевидением и онлайн-сервисами просмотра кино?
— Я буду очень рад, если по аналогу с Западом компании вроде Netflix будут появляться и у нас. За ними, безусловно, будущее. Все больше крупных авторов уходит на телевидение, потому что там есть возможность рассказать историю, тогда как в кино эта возможность сужается. Туда мы тоже нацелены. Планы пока раскрывать не буду, но они уже есть.