— Я увидела его в роли Чичикова в спектакле «ПОХОЖДЕНИЕ» по поэме Н. В. Гоголя “Мертвые души”» . Сергей там не танцует, конечно же, но в нем была невероятная пластика, которую нечасто можно увидеть даже у профессиональных танцоров. Сережа «слышит» музыку, каждую синкопу, каждый акцент. После спектакля я спросила его: неужели никто не использовал эти его возможности? Он ответил, что нет. Уже к утру у меня сформировалась идея фильма, а сценарий «После тебя» появился буквально за неделю.
Кадр из фильма «После тебя»
— Насколько Сергей помогал в написании сценария?
— Он помогал во время читок сценария. Мы читали каждую версию. К примеру, как только мы придумали, что его герой будет заикаться, Сергей пробовал говорить по-разному. Мы обсуждали, на какую букву он будет запинаться: на гласную или на согласную. Когда мы остановились на гласной, то переписали реплики героя заново, потому что в этом случае его персонаж, Алексей Темников, должен был разговаривать по-другому.
Анна Матисон и Сергей Безруков на пресс-конференции, посвященной фильму «После тебя» / Фото: Виктор Вытольский
— Первая часть фильма снята с большим количеством длинных кадров. Чем было вызвано такое режиссерское решение?
— Вы второй человек, который заметил, что это только «часть фильма», а не вся картина. Спасибо вам за это, потому что многие критики пишут, что вот, мол, мы в «Бёрдмэна» решили поиграть, обращая внимание на появление этого приема, но пропуская его окончание. В фильме Иньярриту этот прием работает с начала до конца. У нас же это только первая часть, которая озаглавлена «День». Герой в ней не живет. Это существование, текучесть и бессмысленность которого мы должны почувствовать. Следующая часть, «Неделя», — это классический монтаж, неделя попыток начать действовать. И последняя, «Месяц», выполнена в клиповом монтаже, когда за 10 минут экранного времени происходит множество событий. Этот месяц Темникова наполнен работой, вдохновением, смыслом жизни. Я бы не хотела, чтобы зритель это видел, я за то, чтобы это считывалось на уровне подсознания.
Анна Матисон на пресс-конференции, посвященной фильму «После тебя» / Фото: Виктор Вытольский
— Какая сцена с длинным кадром была наиболее трудной с точки зрения съемок? Наверное, «московская», с проездом от библиотеки имени Ленина до Большого театра и вылетом из окна троллейбуса?
— У нас не было бюджета, как у того же «Бёрдмэна». Мы не могли полноценно перекрыть движение в центре Москвы, не могли долго репетировать эту сцену. Однако нам было важно, чтобы это была библиотека имени Ленина, чтобы была Моховая, Кремль, чтобы Москва была узнаваемая. Мы с дублером Сергея прошли все эти точки, просчитали все математически, но все равно эта смена оказалась самой дорогой. И именно по ней случилась отмена, потому что сотрудники ФСО нас остановили, так как нужно было пропустить кортеж. Мы ждали один раз два часа, второй раз — еще полтора часа. В результате мы пропустили время, когда был поток машин, а снимать на полупустой улице не имело смысла, и мы были вынуждены отменить съемки и перенести на другой день.
Кадр из фильма «После тебя»
Тем не менее самая большая сложность таких однокадровых сцен не в технике, а в человеческом факторе. Если хоть кто-то ошибется, то мы начинаем с самого начала. И это отображается на всех членах группы: от главного героя до артистов массовых сцен. Ответственность лежит на каждом человеке, потому что если, помимо актерских задач, вы идеально отрепетировали все точки с оператором, фокус-пуллером, звукорежиссером, то попадать в них надо очень точно. Я только сейчас понимаю, что с нашей стороны это очень дерзко — использовать такой прием. Мы снимали первую сцену, где главный герой выходит из дома, садится в «Феррари», доезжает до школы танца, мы видим в окнах, что там занимаются дети. В какой-то момент я поняла, что у нас есть технически чисто снятый первый рабочий дубль, потом второй, третий. Вы себе не представляете, какое я испытывала счастье!
Кадр из фильма «После тебя»
— Как вы относитесь к сравнениям с «Бёрдмэном»? Обидно или, наоборот, гордитесь этим?
— Это комплимент. Другое дело, что многим кажется, что мы делали это ради моды, чтобы просто сделать, но в нашем случае это было снято осознанно, намеренно, а вопрос намерения в любом искусстве, в том числе и в кино, первичен. Нас еще сравнивают с «Одержимостью» — и это сравнение здесь тоже уместно, так как у нас в центре герой, фанатично преданный своей профессии.
— Сергей Безруков выступает в фильме не только как исполнитель главной роли, но и как продюсер. Он же понимает, что длинные кадры — это дорогостоящее предприятие. Не пытался ли он отговорить вас от этого решения?
— Нет, совсем нет. Он понимал красоту этой идеи, он мне доверяет. Тем более что у меня экономическое образование, я никогда не придумываю то, что мы не сможем реализовать. Я бы могла прописать в сценарии, скажем, полет на Луну, но этого там, конечно, нет, потому что мы не смогли бы это воплотить на должном уровне. Я писала такие сцены, которые я знаю, как снять. Голливуд бы, наверное, вздрогнул, увидев наши «кулибинские придумки», но это сработало, этого не видно.
Сергей Безруков на пресс-конференции, посвященной фильму «После тебя» / Фото: Виктор Вытольский
Во ВГИКе нам показывали, скажем, как снималась «Война и мир», где оператор проезжает на платформу крана на роликовых коньках, затем платформа поднимется и так далее. Или как над полем боя протягивают струну, вешают на нее камеру, и далее она «едет» сама. Когда ты видишь, что люди не боялись что-то придумывать, то ты сам заряжаешься этой смелостью, даже если с точки зрения Голливуда это, возможно, не технологично.
— Как монтировалась последняя часть фильма, где Сергей Безруков танцует, но на общем плане все сложные па исполняет дублер?
— Монтировалось очень просто. Мы изначально сделали тщательную раскадровку, буквально по секундам, и отрепетировали до мелочей каждую фазу. Из-за того, что мы очень хорошо подготовились, это сцена с финальным танцем была, наверное, одной из самых простых, если мы говорим именно о монтаже.
Анна Матисон и Сергей Безруков на пресс-конференции, посвященной фильму «После тебя» / Фото: Виктор Вытольский
— Большая часть времени «После тебя» проходит в танцевальном классе, где очень много зеркал. Я правильно заметил, что оператор прячется за учениками или за колоннами? Это какая-то маленькая камера?
— Нет. Обычная Alexa. Но вы же должны понимать, что там дело не только в камере. В классе находится не только оператор, но еще и ассистент по фокусу, режиссер, звукорежиссер. Мы пишем живой звук, следовательно, в помещении работает «бумщик», непосредственно стэдикам. Как минимум это шесть человек, не считая актеров. Плюс к этому мы должны не попасть в кадр с зеркалами и не отбрасывать тени. Это все очень сложно.
На съемках фильма «После тебя»
— Как на это реагировала актриса Настя Безрукова, сыгравшая дочь Темникова?
— Настя — безумно талантливая, красивая девочка с очень хорошим правильным воспитанием. Порой даже Сергей не выдерживал нервного напряжения, но Настя стойко отрабатывала все то, что мы с ней отрепетировали заранее. У нее была очень сложная роль, она должна была танцевать, потом сразу плакать, потом кричать — все это без «стопа». Сергей, конечно, помогал, порой специально доводил до такого состояния, но Настя справлялась. Порой у нас было 14 дублей, вся группа находилась уже на грани нервного истощения, но только не Настя. И, что еще важно, повторяла все эмоции на озвучании. В течение съемок я видела в ней моторику профессиональной актрисы.
— Ну признайтесь, наконец, Настя Безрукова имеет отношение к Сергею Безрукову?
— Нет, это простое совпадение. Мы нашли ее в процессе кастинга, у нее прекрасные родители. Даже Сергей искал какие-то корни, но она действительно однофамилица. Когда мы проводили кастинг, мы искали детей в том числе и через фонд Константина Хабенского, и мне в списке делали пометки. Допустим, «Катя», и в скобочках — «Хабенский»: имелось в виду, что мы ее нашли через Константина. Увидев «Настя Безрукова», я нисколько не удивилась, и спрашиваю: «Какая твоя фамилия?». Она отвечает: «Безрукова». «Я понимаю, что ты от Безрукова, фамилия-то какая?» — в общем, забавная была ситуация.
Настя Безрукова, актриса
— Можно ли еще про кастинг? У вас потрясающий актерский состав: Егоров, Меньшов, Газаров, Бабенко… Причем многие из них были заняты в эпизодах. Невозможно же уложиться в бюджет с такими артистами. Кто-нибудь снимался бесплатно?
— Абсолютно все в той или иной степени шли нам навстречу. Актерам понравился сценарий, понравился проект. Это полностью актерское кино, в котором ставка делалась на артистов. Это советская традиция, в хорошем смысле этого слова, в которой очень важны были именно актерские работы. Все шли нам навстречу, потому что все понимали, что наш бюджет не может себе позволить оплачивать их обычный гонорар. И огромное им спасибо за это.
Анна Матисон и Сергей Безруков на пресс-конференции, посвященной фильму «После тебя» / Фото: Виктор Вытольский
У нас открытая информация по бюджету, так как деньги дал Минкульт, а часть — «Фонд Кино», и об этом все знали. Ни копейки лишней. Поэтому все съемки, например, в «Пусть говорят» также проводились на добровольной основе. А Большой театр? А Мариинский? А Гергиев? Это была удивительная творческая волна. Я сейчас смотрю и удивляюсь: как это у нас все получилось?