Попав в кино из консерваторских стен и мира академической музыки, я прошел разные этапы становления. Были работы, где многое пришлось узнать о специфике музыкальной драматургии в кинематографе. В других фильмах, наоборот — я разбирался в технологии музыкального производства и мелких, чисто технических деталях.
Фото: Dolo Iglesias
Но главное, с чем приходилось сталкиваться всегда, — это психологические аспекты профессии и вопросы коммуникации, вера соратников в вас и ваш материал. Эти аспекты составляют, на мой взгляд, наибольшую сложность в композиторском деле в кино. Наиболее яркие и успешные представители нашей профессии известны именно способностью убеждать своих соавторов — режиссеров, продюсеров, заказчиков/администраторов в верности своего видения. Такие «заклинатели» способны дать возможность своим коллегам по проекту очень быстро поверить в предлагаемое композиторское решение, почувствовать его своим.
Достичь прогресса в психологических аспектах можно в три этапа.
1. Вначале вам следует дать вашим будущим соратникам поверить в необходимость наличия композитора в их кинокартине. Сейчас не редкость, когда даже самые крупные отечественные кинопроекты обходятся без композитора, используют стоковую библиотечную музыку. Иногда у композитора все же возникает счастливая возможность доказать, что в музыке у изделия ручной работы есть преимущество над поточной штамповкой. В телефонном разговоре с продюсером или режиссером у вас есть шанс отстоять свою идею: без примеров: только ваша речь, навыки общения. Задача захватывающая и, безусловно, сложная.
2. Затем нужно дать будущим соавторам поверить в необходимости вас как композитора. Многочисленные питчинги, когда вас никто не видит и не знает, и вы слепо пишете музыку к случайному отрывку картины с неизвестным сюжетом, редко приводят к желаемому результату. Только при личном общении с режиссером или продюсером вы сможете понять, о чем история, чего от вас ждут, чего не ждут, чем можно удивить, а чем — лучше не стоит.
Но даже после такой встречи далеко не факт, что ваша музыкальная идея, реализованная впопыхах, кого-то убедит. Ведь необходимо вжиться в материал, а на это нужно больше двух-трех дней, или даже недели, отведенной на питчинг. Поэтому здесь вам тоже понадобится искусство убеждения, определенный кредит доверия. Яркие находки и точные музыкальные попадания обязательно возникнут, но уже ближе к концу, когда вы будете полностью в материале. Мой личный опыт доказал, что по-другому почти не бывает, а значит — вся надежда на вторую встречу, и опять — на ваше искусство убеждать. Как сделать, чтобы эта вторая встреча вообще состоялась и закончилась в вашу пользу — снова захватывающая задача!
3. Вот, наконец, вы в проекте! Посылаете заказчикам эскиз за эскизом, но все — не то, и в ответ популярная фраза — «отличная музыка, но не из нашего фильма». Что же вам делать? Нужно сесть с сомневающимся коллегой, режиссером или продюсером, в студии и шаг за шагом, такт за тактом убеждать в правильности совместно принятых музыкальных решений, дав привыкнуть к новому материалу, пока он не станет для соавтора своим. Комфортная атмосфера в студии и хорошее вино не раз помогали нашим голливудским (и не только) коллегам найти общее видение с режиссерами и продюсерами.
Саундтрэк к фильму «Экипаж»
Но эта задача — не из легких, ведь вам должны доверять. В противном случае режиссер будет думать: «…зачем мне композитор с которым надо возиться и сидеть над каждой сценой, если есть кто-то, кто предложит готовое решение, которое мне сразу понравится…». Как правило, готовое решение может предложить только композитор, который хотя бы уже раз прошел длинный путь именно с конкретным режиссером и знает психологию его музыкального восприятия. Случайные попадания крайне редки, а значит — ваша задача убеждать, «заклинать», «гипнотизировать», помогать вашему соавтору преодолевать неуверенность в материале, словом — продолжать путь. Сложно? Захватывающе?
В мире академической музыки законы иные: композитор более свободен и независим, но необходимость правильной коммуникации все равно есть, так как общение с исполнителями, издателями, концертными организаторами и прочими заказчиками бывает неизбежным и плодотворным.
Эти психологические аспекты не имеют, конечно, ничего общего с собственно созданием музыки, и их можно наблюдать практически в любой области коллективного сотворчества. Но именно они часто оказываются решающими в кинокарьере композитора.