— Я учу не только тому, что я делаю — не думаю, что это было бы полезно. Я написал несколько книг, в основу которых легли интервью со многими режиссерами о секретах их работы (Close Up: Interviews with Directors Nominated for Best Film by the Directors Guild of America, — прим. tvkinoradio.ru). Я всегда рассказываю студентам о разных способах решения задач, стоящих перед ними, и даю ключи к пониманию тех возможностей, которые у них есть. Самая главная вещь для любого режиссера — точно знать, чего он/она хочет.
Режиссер, сценарист, профессор Университета Южной Калифорнии Джереми Каган / Фото: Евгений Пахоль
Следующий вопрос: что я могу сделать, чтобы получить то, чего хочу? У режиссеров существует множество методов. Актеры, в свою очередь, заканчивают разные школы, где они обучаются этим методам. Важно помнить, что у вас на руках множество техник, которые вы можете использовать, чтобы заставить кого-то сыграть то, что вы хотите. Здесь нет лучшего подхода, есть только ваш.
Основная цель репетиций — погрузить актера в историю.
— Должен ли актер знать о своем персонаже абсолютно все до начала работы над ролью или стоит оставлять некоторые моменты неясными?
— Все зависит от режиссерского стиля. Даже при отсутствии постоянных репетиций, короткий разговор непосредственно перед съемкой может очень сильно поддержать актера. Режиссеру важно быть честным с актером и объяснять, чего он хочет и как актер должен это сыграть.
Режиссер, сценарист, профессор Университета Южной Калифорнии Джереми Каган / Фото: Евгений Пахоль
В ситуации, когда вы начинаете съемку, не проговорив с актером двух этих пунктов, есть риск потратить гораздо больше времени и денег, объясняя ему все по ходу действия. Основная цель репетиций — погрузить актера в историю. Допустим, вы выбрали актера, который сразу же очень хорошо чувствует свой персонаж, потому что он прекрасно прописан в сценарии. В таком случае все, что вам нужно — просто прогуляться рано утром в первый день съемок и обсудить, что вы будете делать. Но даже тогда шанс открыть что-то новое — а это является нашей основной целью, ведь мы не хотим просто повторяться — может быть упущен. Для того, чтобы нечто непредсказуемое возникло в процессе, нужна подготовка.
Режиссер должен направлять действия актера разными способами, подсказывать ему новые направления.
Да, есть режиссеры, которые не любят репетировать. Они проводят хороший кастинг, выбирают именно того актера, который им нужен, и все снимают с первого дубля. В этом тоже есть доля истины: когда вы снимаете второй, третий дубль, он уже не так свеж, как первый. С другой стороны, если у вас каждый раз получается что-то новое, вы столкнетесь с большой проблемой, когда сядете отсматривать материал и выбирать из него. Есть режиссеры, которые любят спонтанность, импровизацию, но зачастую это лишь выглядит так.
Режиссер, сценарист, профессор Университета Южной Калифорнии Джереми Каган / Фото: Евгений Пахоль
Например, один из моих любимых режиссеров — Джон Кассаветис. Многие думают, что он всегда импровизировал, потому что каждая сцена его фильмов наполнена такой свежестью. На самом деле у него было четко прописано буквально каждое слово. Но, работая с актерами, он умел привносить в процесс нечто настолько заразительное и вдохновляющее, что заставляло их полностью поверить в реальность ситуации. Я был поражен, когда узнал об этом. Я хотел быть как он: просто уметь забывать о сценарии, делать так, как будто нет никакого плана, полностью отдаваться случаю. Именно определенный режиссерский стиль Джона позволял актерам все время оставаться «в моменте».
Я был на съемочной площадке фильма «Женщина под влиянием» («A Woman Under the Influence», 1974) и видел, как Джон делал дубли снова и снова, не меняя реплики в диалогах, но каким-то образом заставляя актеров каждый раз играть по-разному, привносить что-то новое в каждую реплику. А если актер предлагал то, что отвечало его собственным представлениям о сцене, об образе, он легко соглашался и позволял пробовать.
Трейлер фильма «Женщина под влиянием» (1974)
Режиссеру нужно быть готовым к тому, что непредвиденное может оказаться тем самым искомым элементом, который привнесет в картину новизну.
— Говорят, что подбор актеров на роль — часто решение интуитивное и во многом зависящее от конкретных обстоятельств. При этом кастинг — процесс достаточно упорядоченный. В чем секрет этого баланса?
— Эта ситуация похожа на ту же, что и с импровизацией: я говорил со многими режиссерами, которые используют разные подходы. Самый важный вопрос, который стоит себе задать: как я могу влиять на поведение актера?
Некоторые люди проводят кастинг в формате разговора. Мы можем просто говорить о чем-то, что волнует человека. Скажем, о ваших родителях. «На кого вы похожи? Кто из ваших родителей сильнее? Что бы ваши родители сделали, если бы вы поступили как-то неправильно?» Часто самый обычный разговор с человеком оказывается очень практичным и быстрым методом для того, чтобы понять, подходит ли он на роль. Когда я понимаю, что этот метод не работает, я начинаю искать другой. Например, мы можем устроить читку сценария.
Режиссер, сценарист, профессор Университета Южной Калифорнии Джереми Каган / Фото: Евгений Пахоль
В любом случае режиссер должен направлять действия актера разными способами, подсказывать ему новые направления. Порой это может привести к совершенно разным результатам. На выходе вы получаете ответы на вопросы: сложилась ли коммуникация? Следовал ли актер вашим направлениям? Если да — возможно, перед вами тот самый актер, который идеально подходит на роль.
Музыка и графика — важнейшие составляющие процесса производства фильма.
— В вашем послужном списке фильмы самых разных форматов: короткометражки, сериалы, полнометражные игровые. Насколько отличается работа режиссера с актерами в каждом случае?
— На самом деле этот процесс везде одинаков. У вас всегда есть три компонента — история, актеры, команда. Только финансирование разное. Иногда у вас есть меньше времени на производство, просто потому, что у вас меньше денег. Но результат всегда один, делаете ли вы веб-сериал или полнометражный фильм. В каждом случае работа режиссера с актерами заключается в поиске того подхода, который позволит сделать их игру максимально соответствующей конкретной истории. Иногда бывает так, что отсутствие денег может оказаться полезным, потому что заставляет вас искать неожиданные пути решения тех или иных проблем.
Режиссер, сценарист, профессор Университета Южной Калифорнии Джереми Каган / Фото: Евгений Пахоль
— Нужно ли режиссеру ориентироваться на определенного актера, чтобы подбирать весь спектр технических средств (камера, звук, цвет) или его фокус внимания должен быть в большей степени смещен на общую концепцию фильма?
— Режиссер — единственный человек, который помогает актеру играть правдиво. Режиссер должен понимать, что только он влияет на актерскую игру с помощью всех средств, которые есть в его арсенале. Например, мне очень помогает умение рисовать. Я также немного играю, и я неплохой музыкант. Музыка и графика — важнейшие составляющие процесса производства фильма. Знаете, куда я первым делом пошел, когда приехал в Москву? В Пушкинский музей, чтобы посмотреть коллекцию Щукина. Искусство чрезвычайно волнует меня. Работа со многими талантливыми композиторами доказала мне важность музыки, хотя я знаю некоторых режиссеров, которые не придают этому такого большого значения.
Кино — это искусство компромисса, к которому приходишь часто уже на этапе монтажа.
Для меня быть режиссером — значит уметь соединять все эти элементы воедино. Кроме того, не стоит забывать о социальной ответственности. Работая над фильмом «Выстрел» (2017), я думал о том, что в Америке оружие — это болезнь, из-за которой умирают сотни людей ежедневно. И это ужасно. Я хотел сделать фильм, который бы раскрыл эту проблему, фильм, за который бы я сам себя уважал. Соединение всех элементов в одном произведении — ключ к равновесию.
Трейлер фильма «Выстрел» (2017)
— В съемочном процессе не редки ситуации, когда что-то получается не совсем так, как задумано. В теории есть возможность исправить (по крайней мере, подкорректировать) актерскую игру с помощью монтажа на постпродакшене, но насколько это удается на практике?
— Да, на постпродакшене вы можете совершенствовать как хорошую актерскую игру, так и плохую, но одновременно вы можете и испортить ее. Когда режиссер находится на съемочной площадке, он должен понимать, что дальнейшая обработка отснятого материала — естественная часть процесса. При возникновении определенной проблемы вы начинаете искать альтернативы ее решения. Часто такая возможность может появиться только на постпродакшене.
Некоторые мои студенты на курсе в МШК хотят снять сцену за один дубль, как это сделал Сокуров в «Русском ковчеге» (2002). Но давайте представим, что вы сняли одним планом три минуты. Затем вы начинаете отсматривать материал, фиксируете несколько удачных моментов, но понимаете, что вся сцена вам просто не нужна. Я считаю, что один из первых советов для режиссера — дать себе возможность охватить больше для того, чтобы потом урезать это после. Кино — это искусство компромисса, к которому приходишь часто уже на этапе монтажа. Выстраивая из кусочков лучшую версию, не забывайте, что есть опасность сделать актерскую игру менее интересной.
Трейлер фильма «Русский ковчег» (2002)
— Как вы считаете, что важнее для режиссера — фокусироваться на частном или на общем? Скажем, в анимации для многих режиссеров очень важной является деталь, причем деталь достоверная и порой какая-то случайная, неуловимая. Нет ли опасности в такой концентрации внимания на нюансе?
— Это очень хороший вопрос. Когда вы делаете фильм, вы много думаете над общей концепцией, представляете, как все должно выглядеть в итоговой версии. Одновременно вам приходится концентрироваться на деталях. Секрет в том, чтобы все время отходить назад и смотреть на результат в целом. Если режиссеры чересчур фокусируются на деталях, может возникнуть ситуация, в которой они вынуждены признать, что провели весь день, снимая какую-то прекрасную сцену, но при этом ее нельзя использовать, так как она не вписывается в общую картинку. Режиссер должен всегда держать в уме общую концепцию фильма. Это сложная задача, требующая постоянного переключения с конкретной детали на главное, но без соблюдения этого баланса ничего не получится. Вы должны быть уверены, что детали, на которых вы концентрируетесь, отражают целое.
Режиссер, сценарист, профессор Университета Южной Калифорнии Джереми Каган / Фото: Евгений Пахоль
Однажды я был на съемочной площадке «Семейки Крудс». Все стены комнаты были увешаны раскадровками, чертежами, фиксирующими движения, эмоции, перемещения персонажей мультфильма. Казалось, будто там строят космический корабль — настолько все было детально расписано. Когда основной съемочный процесс был завершен, все сели отсматривать материал и вдруг осознали, что у главного персонажа нет имени, что оно не звучит ни в одной сцене! Пришлось добавлять новые линии и менять последовательность, чтобы ввести имя — должны же зрители понимать, о ком они смотрят фильм. Суть в том, что даже когда ты контролируешь каждую деталь, проводя ее из сцены в сцену, из кадра в кадр, ты не должен забывать о главном.
Трейлер мультфильма «Семейка Крудс» (2013)
— Какой совет дадите начинающему режиссеру?
— Я тоже задавал этот вопрос многим режиссерам. Мой совет — наслаждайтесь процессом создания фильма. Будьте уверены, что это правильное дело для вас. Если вы через много лет вдруг осознаете, что это было ошибкой, жизнь станет похожа на агонию. Но если вы будете получать удовольствие от любого дела, от решения любой задачи, тогда ваша жизнь будет наполненной. У меня были студенты, которые страдали, снимая фильм. Я спрашивал их: что вы хотите делать? Страдать день за днем или найти то, что будет приносить вам радость?
Есть 4 элемента, наличие которых подскажет вам правильный выбор. Во-первых, у вас должен быть талант, и вы должны это понять, почувствовать в себе. Самая сложная задача на начальном этапе — понять, в чем ваш талант, чтобы успешно его развивать.
Режиссер, сценарист, профессор Университета Южной Калифорнии Джереми Каган / Фото: Евгений Пахоль
Второе необходимое качество, которым должен обладать режиссер — настойчивость. Надо быть готовым, что в процессе вы будете сталкиваться с большим количеством отказов, и несмотря на них продолжать добиваться своего.
Третий элемент — амбиции. Вы должны понимать, что это единственный путь, по которому вы хотите идти, выражать себя только так и никак иначе.
Режиссер должен всегда держать в уме общую концепцию фильма. Вы должны быть уверены, что детали, на которых вы концентрируетесь, отражают целое.
И последнее — удача. К сожалению, меньшее, что вы можете контролировать, но без нее ничего не получается. Если у вас есть талант, упорство, но не хватает удачи, то нужные двери могут не открыться перед вами.
Если вы уверены в себе, можете начать снимать кино хоть сейчас, взяв в руки телефон. И если вам повезет, все получится.
Джереми Каган Режиссер, сценарист и продюсер, один из ключевых профессоров Университета Южной Калифорнии (USC). Среди его работ: «Герои» (Heroes), «Большой сговор» (The Big Fix), «Избранные» (The Chosen) и «Путешествие Нэтти Ганн» (The Journey of Natty Gann). Профессор Каган получил премию «Эмми» за режиссуру драматических сериалов и снял множество известных телевизионных шоу, включая «Западное крыло» (West Wing, 1999-2006) и «Похищенный» (Taken, 2002) Стивена Спилберга. |
Обложка: режиссер, сценарист, профессор Университета Южной Калифорнии Джереми Каган / Фото: Евгений Пахоль