— В декабре 2016 года был показ дипломных работ первого курса режиссерского факультета МШК (куратор — Алексей Попогребский). Никогда не забуду яркую картину «Половинки», которая стала хитом и того вечера, и последующего сезона. Проходит полтора года, и я случайно узнаю, что режиссером дорогого сериала «Большая игра» на СТС стал тот самый молодой режиссер Байбулат Батуллин, который снял «Половинки». И у меня не складывается пазл: как так возможно? Я не помню такого случая, чтобы человек без протекции ВГИКовских мастеров взял и снял такую большую работу…
— История следующая. Я поступал во ВГИК три раза. Не поступил. Но я не держу зла. Было ощущение, что поступать во ВГИК и идти в профессию — разные вещи. Тогда я задумался: хочу ли я учиться у тех мастеров, к которым поступал. И представил список режиссеров, от которых мне действительно было бы интересно узнавать о профессии. Но в стенах ВГИКа представить их было сложно.
Тогда к частным киношколам все относились скептически. В том числе и я. Случайно наткнулся на сайт МШК. Мне понравился формат. И каким-то чудом куратором режиссуры оказался Алексей Попогребский, который был в том моем списке режиссеров. Я решил попробовать поступить. Поступил и рад этому.
Трейлер сериала «Большая игра» (2018)
— В чем отличие МШК от других киношкол?
— Даже если ты не боишься перестараться, то все равно получается, что по выходу из Школы у тебя будет 4 работы в портфолио. У меня вышло еще больше с учетом заданий, этюдов и прочих студенческих заданий. Кроме большого количества практики вдохновила связь с индустрией, ты снимаешь реальные заказы: реальные агентства, студии, клиенты и так далее. Получается репетиция перед выходом в индустрию.
Режиссер Байбулат Батуллин / Фото: предоставлено Байбулатом Батуллиным
— Индустрия — это 16-серийный сериал, я правильно понимаю?
— Я думал так: сниму классный короткий метр. Можно считать, что с этой задачей я более или менее справился. Потом думал, что покажу его на каком-нибудь фестивале и попаду в большую индустрию. На деле предложения были, но или это было не то, что я ожидал, или они останавливались на уровне переговоров. И тут мне звонит исполнительный продюсер из «Goose Goose Films» и предлагает снять шапку для одной телепередачи. Задача была простая и работы у меня тогда как раз не было. В итоге я сделал, что от меня просили.
Я думал, что меня нашли через «Кинотавр» или через «Короче», но нет, продюсер узнал обо мне почти случайно, через оператора, с которым мы были знакомы по МШК. Конечно, «Половинки» так или иначе повлияли на это.
Потом я снял еще несколько коротких работ. И мне предложили «Тренера» (так тогда назывался сценарий «Большой игры»).
На съемках сериала «Большая игра» / Фото: пресс-служба СТС
— Ты участвовал как-то в разработке проекта? У «Большой игры» в титрах значатся около 10 продюсеров.
— Нужно сказать, что я запрыгнул в этот поезд, когда он уже был на ходу. Сериал — это огромная мощная машина, в которой ты — всего лишь ее часть. Ты стараешься не испортить эту машину. Я же был не просто режиссером, но и режиссером-дебютантом. Это было для студии риском, со стороны продюсеров был тотальный контроль, что справедливо. Это стало для меня мощной школой.
— Ты кастинговал кого-то, или все уже было сделано до тебя?
— Я подключился не с самого начала проекта. Когда я пришел, поменялись только главная героиня и друг главного героя. Это из глобального. Ну и, само собой, был докастинг артистов второго плана и эпизодников.
— У тебя было право на окончательный монтаж?
— Нет, изначально было оговорено, что я принимаю минимальное участие на этапе постпродакшна. Но каждый съемочный день начинался с того, что я рассказывал продюсерам, как все это будет выглядеть на монтаже. Плюс монтаж уже шел параллельно на этапе съемок.
— Ты писал режиссерскую экспликацию, режиссерский сценарий?
— Нет. Я не успевал это сделать физически. У меня был всего месяц на подготовку. Но тут, наверное, сказалось то, что я уже работал в этом продакшне на коротких дистанциях.
На съемках сериала «Большая игра» / Фото: пресс-служба СТС
— И когда был первый мотор?
— Зимой. В декабре.
— Это были павильоны?
— В основном были реальные объекты. И был как бы павильон, который построили в бизнес-центре. Весь интерьер тренировочной базы сняли там.
Кадр из сериала «Большая игра» / Фото: пресс-служба СТС
— Как вы зимой снимали на стадионах? Крупные планы отдельно, общие отдельно?
— Мы снимали в Москве на «Спартаке» и в Санкт-Петербурге на стадионе «Зенит». В «Зените» — потому что это единственный крытый стадион, чтобы снимать зимой. Снимали на киношные камеры и на телевизионные камеры ПТС, для имитации трансляции.
Кадр из сериала «Большая игра» / Фото: пресс-служба СТС
— «Открывашка» снималась в последнюю очередь?
— А что, заметно? Ах, ну да, там же актуальные сцены! Да, в последнюю смену мы снимали эпизоды для открывающих титров.
— Ты понимал во время съемок, что это первый по-настоящему смелый сатирический сериал на СТС с узнаваемыми типажами не только спортсменов, но и министров? Что за некоторые шуточки могут и снять сериал с эфира?
— Я понимал, что этот проект не «пресный». Это меня и привлекало. Я далек от футбола, меня как раз привлекло, что весь этот абсурд и те проблемы, которые поднимаются в сериале, имеют отношения не только к футболу, но и к другим отраслям. Думаю, это было ясно в финальной речи Димы Попова.
Байбулат Батуллин на съемках фильма «Сокровища О.К.» (2013) / «Двадцатый Век Фокс СНГ»