Сложности многокамерной съемки для оператора

Благодаря многокамерной съемке на телевидении достигается эффект мгновенного присутствия. Режиссер управляет зрительским восприятием, расставляя акценты в нужных местах и фокусируя внимание при помощи монтажа. Задача операторской группы — помочь режиссеру все рассмотреть, понять географию сцены, увидеть мельчайшие детали происходящего. Поэтому расстановка камер идет не спонтанно и не подстраивается под вынужденные обстоятельства.

Нужно, чтобы со всех точек поступало качественное изображение, поэтому при многокамерной съемке световые решения ограничены. Ставить светотеневые схемы в портретах часто не получается, особенно если участники передвигаются по студии. Это обусловлено и спецификой телевидения: поскольку в кадре есть артисты и звезды шоу-бизнеса, нужен ровный и мягкий свет.

Подготовка к съемкам должна быть тщательной: поправки по свету во время записи почти невозможны. Часто с осветительного пульта прописывают сразу несколько готовых программ. Часть из них работает для разных схем расстановки камер и может варьироваться в зависимости от рубрики. Другие берутся для начала и конца передачи (динамический свет). Ведущий программы при этом всегда знает, на какие камеры и в какой последовательности он должен работать.

Нельзя упускать и важный момент сведения камер друг с другом. Уровень черного и контрастность, цветопередача и детализация со всех камер должны выглядеть максимально похоже, чтобы зритель (пусть даже бессознательно) не чувствовал, что изображение при прямых склейках несовместимо друг с другом. В студии используются камеры одной фирмы, сошедшие с конвейера, чаще всего, в одно время — у всех них один возраст и срок службы. Если эти условия соблюдать, разница в изображении минимальна.

В программе «Критик» у меня как у оператора-постановщика было семь камер. В кадре только ведущий и гость, но плановое разнообразие не дает зрителю скучать / Фото: предоставлено Олегом ЕфремовымВ программе «Критик» у меня как у оператора-постановщика было семь камер. В кадре только ведущий и гость, но плановое разнообразие не дает зрителю скучать / Фото: предоставлено Олегом Ефремовым

Схожи принципы многокамерной работы и на выездных съемках. Условия освещения тоже затрудняли работу: их сложно контролировать из-за местных источников света в кадре, например, окон. Никто также не застрахован от перепадов по свету и изменения цветовой температуры в течение дня. Флаги или фильтры помогут убрать лишний свет на одном из планов, но могут появиться в кадре другой камеры. Осветительные приборы на штативах вносят ряд дополнительных ограничений: не всегда получается поставить их на нужную точку, не попав ими в другой план.

В «Семейном альбоме» я использовал шесть камер. Камеры Canon C100 очень схожи друг с другом, поэтому корректировки по цвету и балансу были минимальными.  Но в связи с тем, что съемки происходили в настоящей квартире, возможностей разместить свет было сильно меньше, нежели в декорациях / Фото: предоставлено Олегом ЕфремовымВ «Семейном альбоме» я использовал шесть камер. Камеры Canon C100 очень схожи друг с другом, поэтому корректировки по цвету и балансу были минимальными.  Но в связи с тем, что съемки происходили в настоящей квартире, возможностей разместить свет было сильно меньше, нежели в декорациях / Фото: предоставлено Олегом Ефремовым

В условиях выездного реалити-шоу к этим сложностям добавляются незапланированные сцены. На «Невесте для M-Band» их приходилось готовить быстро, сохраняя при этом их качество. Что-то, конечно, удается предугадать, но, как минимум, реалити-шоу — это сложные условия для оператора, пытающегося сохранить красивое изображение при быстрой многомерной съемке.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *