В рамках конференции «20 лет Национальной ассоциации телерадиовещателей. Телеиндустрия – годы роста, развития и преодолений» состоялась дискуссия на тему «Телеконтент в цифровом формате. «Новое – уже не забытое старое»! Новые жанры, форматы, стилистика». Некоторые выводы представителей профессионального сообщества приводим в нашем материале.
Документальный контент на ТВ
Генеральный продюсер телекомпании «Формат ТВ» Оксана Барковская: «Документальное кино может быть очень и очень рейтинговым»
Оксана Барковская, генеральный продюсер телекомпании «Формат ТВ» / Фото: Зураб Джавахадзе
– На российском телевидении документальное кино – это всегда такая падчерица. Когда канал формирует бюджет, ему достается то, что осталось от игровых фильмов, ток-шоу и прочих развлечений. Продюсеры документального вещания, к которым я сама долгое время относилась, пытаются из этого бюджета, как в известной сказке, сшить семь шапок – причем так, чтобы эти шапки были красивыми, удобными и нравились зрителю. В собственной производственной телекомпании мы с Игорем Прокопенко, по сути, занимаемся тем же самым, создавая недорогой и качественный документальный контент. Делать его именно таким нам помогают определенные, выведенные опытным путем, принципы:
1. Документальный контент должен быть ориентирован на женскую аудиторию
Самый популярный среди этой аудитории формат – докуреалити, поэтому последние два-три года мы за меньшие деньги по заказу разных телеканалов делаем фильмы, условно говоря, как на TLC. В основном они рассчитаны на домохозяек, которые включают телевизор утром, чтобы посмотреть, что происходит в мире вокруг. Тематика может быть совершенно разной: социальной, научно-популярной или более прикладной, рассказывающей о том, как воспитывать детей или удержать мужа.
2. Позволяйте региональным телекомпаниям адаптировать ваш контент под себя
3. Следите за тенденциями за рубежом
4. Не бойтесь ставить в сетку документальное кино
Оксана Барковская и Денис Горшков на конференции «20 лет Национальной ассоциации телерадиовещателей» / Фото: Зураб Джавахадзе
В свое время проекты, которые мы запустили на РЕН ТВ со Стасом Прибыловым – «Продавец крови» и «Доктор Лиза, очень хочется жить» Елены Погребижской, – собрали в прайм цифры, какие не собирал ни один блокбастер, хотя сначала в их успех никто не верил. Документальное кино иногда бывает очень и очень рейтинговым, не только делает нас честнее, лучше, умнее, но и приносит деньги каналу.
Сериальный контент на ТВ и онлайн
Руководитель вещательных проектов компании AMEDIA TV и AMEDIATEKA Денис Горшков: «Молодая аудитория предпочитает находить контент в интернете и двигается в направлении персонального смотрения»
Денис Горшков, руководитель вещательных проектов компании AMEDIA TV и AMEDIATEKA / Фото: Зураб Джавахадзе
Как устроено вещание AMEDIA TV
Кроме того, мы пошли по продвинутому западному пути (Netflix, HBO) и одновременно с линейными телеканалами запустили онлайн-платформы. Так весь контент (а это лучшие мировые сериалы и документальные проекты от ведущих зарубежных производителей – HBO, Showtime, BBC, Fox) можно смотреть в сетях платных телеоператоров (Ростелеком, Билайн, Триколор, НТВ+, Орион Экспресс и другие). Все премьерные серии мы показываем одновременно с оригинальными западными каналами HD, со Dolby 5.1 и без рекламы. Это недешевое удовольствие, именно поэтому наш проект платный.
Как устроена «Амедиатека»
Итоги
2. Пока подписная база у нас формируется, по большей части, вокруг линейных каналов, где сейчас сфокусировано ¾ наших зрителей. При этом сегмент «видео по запросу» («Амедиатека») растет и развивается гораздо быстрее. Молодая аудитория предпочитает находить контент в интернете и двигается в направлении персонального смотрения, когда не нужно подстраиваться под сетку канала, чтобы не пропустить любимое шоу. Здесь нет большого ноу-хау, по этой же модели сейчас развивается телевидение на западе. Да и наши телекомпании тоже начали предлагать приложения второго экрана и создавать свои онлайн-платформы, где после эфира можно посмотреть контент, который идет у них на линейных каналах.
Конференция «20 лет Национальной ассоциации телерадиовещателей» / Фото: Зураб Джавахадзе
3. Значительно отличается аудиторный профиль AMEDIA TV и «Амедиатеки». На телеканалах превалирует женская аудитория, которая смотрит женские сериалы, костюмные драмы и мелодрамы. Пользователи «Амедиатеки» – по большей части мужчины, которые предпочитают жесткие, кровавые проекты («Банши», «Больница Никербокер») и политические триллеры («Родина» и «Карточный домик»).
4. Сейчас можно подвести промежуточные итоги нашей работы с российским контентом, который у нас появился не так давно. Например, очень позитивными стали показатели смотрения «Метода» с Хабенским в «Амедиатеке». Это значит, что аудитория, которая смотрит западные сериалы, хорошо реагирует и на качественные отечественные проекты.
Тренды
1. Раньше сериалы были длинными мыльными историями по 100-200 серий, сейчас мир перешел на короткие сезонные форматы (10-13 серий, новый сезон выходит каждый год).
2. В сериалы пришли большие кинорежиссеры и киноактеры.
Это тенденция постепенно дошла и до России.
3. В индустрии присутствует кризис сценарного жанра.
4. Очень круто на западе работает синергия музыки и сериала.
Кино как телеконтент
CEO LuxCinema Игорь Шибанов: «За последние несколько лет вырос интерес западного рынка к российскому контенту»
Игорь Шибанов, CEO LuxCinema / Фото: Зураб Джавахадзе
Сокращение локального рынка
Освоение международного рынка
Эдуард Сагалаев и Оксана Барковская на конференции «20 лет Национальной ассоциации телерадиовещателей» / Фото: Зураб Джавахадзе
Кроме того, порой их удается продавать за хорошие деньги. Особым спросом пользуется отечественная анимация производства Wizart (мульт-франшиза «Снежная королева»), «Анимаккорд» («Маша и Медведь»), «Аэроплан» (сериал «Фиксики») и так далее.
Механика продаж российского кино за рубеж