Владимир
Нагорный
«Джентльмены, удачи!», «Dzidzio.Контрабас»
Тихон
Корнев
«Экипаж», «Я буду рядом», «Гоголь. Начало»
Алан
Хурумов
Сериалы «Ника», «Казаки» и «Куба»
Николай
Куликов
«Легенда № 17», «Горько», «Экипаж»
Константин
Майер
Сериалы «Молодожены», «Физрук» и «FUNтастика»
Дмитрий
Петровский
Сериалы «Петля Нестерова» и «Под напряжением»
Андрей
Золотарёв
«Ледокол», «Притяжение», «Напарник»
Олег
Маловичко
«Ёлки 1914», «Призрак», сериалы «Метод» и «Черная кошка»
Владимир
Нагорный
«Джентльмены, удачи!», «Dzidzio.Контрабас»
И тут появляется Дмитрий Новиков, который совершенно задаром воплотил нашу мечту и создал «КИТ Сценарист». Сложно уложить в короткую рецензию все восторги, которые у меня вызывает программа. Перечислю несколько параметров: интерфейс, который не надо долго изучать, форматирование, которое будто сразу «знает», чего конкретно ты хочешь, и фичи, которые, попробовав раз, будешь использовать всегда. Чтобы работать в КИТе, не нужно во что-то вникать или чему-то себя учить. Самое главное, чего уж точно нет у конкурентов программы, — это бесперебойная техподдержка. Буквально день-в-день Дмитрий Новиков лично ответит на ваш вопрос, вытащит текст из поломанного файла и даже «приделает» нужную кнопку в интерфейсе. Обновление идет за обновлением — и Дмитрий не сдастся, пока не создаст поистине идеальную программу!
Отдельно хочу сказать, что «КИТ» все больше подстраивается для групповой работы. Режим онлайн-редактирования и наличие облачного сервиса, легкая установка софта, удобные импорт и экспорт текстов сделали КИТ главным инструментом для более чем десятка авторов возглавляемой мной компании «Сценарне КБ».
Тихон
Корнев
«Экипаж», «Я буду рядом», «Гоголь. Начало»
Во-первых, WriterDuet идеальна для работы в соавторстве. Можно писать один сценарий в 4-6-8 и более рук. К программе даже «прикручен» специальный чат для общения соавторов, правда, мы чаще пользуемся каким-нибудь внешним мессенджером. Во-вторых, ни одно из внесенных в текст изменений не остается необратимым: WD позволяет мне видеть все чужие правки в тексте. Если какие-либо из них мне не понравятся, я смогу вернуть первоначальный или какой-либо из промежуточных вариантов просто по щелчку мыши. Бывает, перечитываешь текст, и определенная реплика кажется корявой, потом вспоминаешь, что раньше она вроде бы звучала точнее. Глянул историю правок — там тоже фигня. И тогда сидишь, придумываешь третий вариант.
Конечно, важен финансовый вопрос. И здесь все также говорит за WriterDuet. Даже бесплатная версия программы абсолютно пригодна для работы, не хватает лишь нескольких функций, без которых вполне можно обойтись. При покупке профессиональной версии WriterDuet, сценарист сможет работать с ней на любом из своих или чужих компьютеров, просто пройдя авторизацию, и все сценарные материалы автоматически оказываются у него «под рукой». У WriterDuet также есть и портативная версия, чтобы работать офлайн. Кроме того, софт хорошо совместим с другими сценарными программами.
Из недостатков WD можно упомянуть ее «громоздкость»: в ней долго открывать большие по объему сценарии и создавать их копии. Если ищешь какую-либо конкретную версию, для этого нужно открыть с десяток возможных, поэтому процесс может затянуться и порядком «выбесить». Но плюсы софта с лихвой перекрывают этот минус.
Алан
Хурумов
Сериалы «Ника», «Казаки» и «Куба»
«КИТ сценарист» — это очень гибкая программа. Она позволяет самостоятельно формировать сценарные шаблоны. Работа с карточками — никаких проблем. Работа в облаке — то же самое. Но что самое важное — софт полностью адаптирован под российские стандарты. «КИТ» — единственная российская сценарная программа, в которую вшит шрифт Courier Prime с кириллическими символами. Остальные программы используют Courier New — шрифт куда менее удобный и информативный. Словом, софт почти безупречный. Надеюсь, разработчики остановятся на сценарной программе, а не будут учить свое детище самостоятельно писать сценарии, ведь тогда сотни российских драматургов останутся без работы.
Николай
Куликов
«Легенда № 17», «Горько», «Экипаж»
- Avid Script-Based Editing (.txt);
- EPUB EBook (.epub);
- Final Draft (.fdx);
- Formatted Text (.txt);
- Fountain (.fountain);
- HTML (.html);
- Open Scheduling Format (.xml);
- Rich Text Format (.rtf);
- Scrivener (Import and Split) (.rtf);
- Unformatted Text (.txt);
- XML (Open Screenplay Format) (.xml).
Мне еще не приходилось писать с соавтором удаленно, глядя на один текст в режиме онлайн. У Fade In такой функции нет. Но когда мы с соавторами обмениваемся текстом, Fade In показывает нам все исправления: они «прячутся» за маленькими цветными точками по бокам текста и совсем не отвлекают. Есть в программе и карточки, но я ими не пользуюсь — мне удобнее бумажные на пробковой доске.
Главная проблема только в том, что Fade In есть не у всех, ведь людям порой жалко потратить несколько тысяч рублей на рабочий инструмент. Поэтому новых соавторов на Fade In я, как дилер, «подсаживаю» сам, а членам съемочной группы, которые только читают текст, просто ее покупаю и дарю.
Константин
Майер
Сериалы «Молодожены», «Физрук» и «FUNтастика»
До Fade In я долгое время писал исключительно в Word с настроенными стилями. И даже не знал, что существуют специальные сценарные программы. Но чем больше я писал, тем неудобнее мне казался Word. Во-первых, им сложно было козырнуть в ночном клубе. Вряд ли кто-то восхитится, если ему с крутым видом сказать: «Я пишу в „ворде“». Fade In не решает эту проблему, зато решает много других. Наглядность структуры, удобные настраиваемые горячие клавиши, возможность хранения альтернативных версий сцен, быстрая система заметок, закладок, карточек и, конечно, статистика. В любой момент я могу узнать, сколько конкретно минут фильма или серии у меня занимает персонаж, какой объект чаще всего задействован и т.д. Если суммировать, программа Fade In хороша тем, что позволяет писать, не задумываясь о самой программе и о том, как мне нужно оформить тот или иной момент: в ней все максимально автоматизировано.
Кстати, этот текст я написал… в телефонных заметках. Ведь на самом деле вообще без разницы, в чем вы пишите, главное — что.
Дмитрий
Петровский
Сериалы «Петля Нестерова» и «Под напряжением»
Первая причина — в гениальной системе хранения текстов. В Ulysses они сохраняются не в отдельных файлах, как это происходит в других редакторах, а во внутренней базе данных программы*. Вы просто открываете программу и выбираете текст, с которым работаете, а не ищете файл, например, на локальном диске компьютера. Когда текст готов, его можно экспортировать в любой формат.
Во-вторых, по аналогии с программами Final Draft и Fade In, в Ulysses есть система карточек. Их можно делить на блоки, «склеивать» и «разрезать» одним нажатием кнопки, двигать потом эти блоки как хочешь. Но что важно: в Ulysses работа с карточками ведется не в рамках одного файла, а глобально со всеми вашими текстами. Каждый сценарий становится отдельной карточкой. Когда пишешь сериал и вынужден работать сразу с несколькими взаимосвязанными между собой сериями — это бесценно. Ведь можно с легкостью «перекидывать» куски из одной серии в другую.
Еще одна причина: мобильная версия Ulysses для планшета имеет абсолютно тот же функционал, что и версия для компьютера, и даже внешне они ничем не различаются. Для меня это важно, потому что я часто пишу в дороге и иногда вписываю какие-то идеи прямо на ходу. В Ulysses синхронизация между всеми устройствами происходит автоматически, в считанные секунды. И последнее — это дизайн. Ulysses красивый. Бытие определяет сознание, соответственно и уродливый интерфейс многих программ влияет на эстетическое восприятие автором мира, а значит — и на конечный текст.
* Приблизительно также, как в телефоне номера сохраняются во внутренней базе данных, а не отдельным файлом для каждого телефона (примечание Дмитрия Петровского).
Андрей
Золотарёв
«Ледокол», «Притяжение», «Напарник»
Олег
Маловичко
«Ёлки 1914», «Призрак», сериалы «Метод» и «Черная кошка»