Сергей Пускепалис, режиссер
— «Клинч» — это ваш дебют в кинорежиссуре после многих лет постановок в театре. Сняв картину, как бы вы определили главную задачу режиссера в кино?
— В кинорежиссуре самое главное заинтересовать всех участников процесса работы над картиной. Знаю, хотя в моей практике такое не встречалось, что порой режиссер мыслит только своим монитором. Это неправильно. На площадке у всех должен быть интерес. Именно режиссер должен заразить группу этим интересом. Если удалось, дальше он может просто подсматривать.
— Как бы вы сравнили съемочную площадку и сцену, открыл ли опыт в кино для вас что-то новое?
— В театре иначе организовывается процесс работы: подготовка другая, декорации иначе создаются, деньги совсем другие. Кино ещё отличается тем, что тут заранее надо заказывать много техники, например, операторской. Театр — это как корабль, ты его сделал и поплыл. А в кино ты работаешь на будущее — сделал часть, артисты разошлись, ты же продолжаешь дальше работать.
Кадр из фильма «Клинч»
Если в театре у тебя есть возможность что-то переделать после премьеры, сами артисты что-то будут менять и, кстати, зрители тоже, то в кино этого нет. Значит, на тебя ложится гигантская ответственность на монтаже — как режиссер ты должен подписаться под каждым кадром. Поэтому, возвращаясь к вопросу о работе с командой, в кино необходимо безусловное подчинение режиссеру, его слово — закон. В театре же можно поспорить, там скорее общее сотворчество идет, поскольку процесс созидания протяженный, постоянный. Если так же работать в кино, то потом режиссер на монтаже ничего не соберет. Каждый спектакль всё создается заново. В кино — трафарет, который появляется в день премьеры и больше уже не меняется.
— Опыт работы в зарубежном кино, на фильме «Черное море», как-то отразился на вас, в том числе при создании «Клинча»?
— Не хочу никого критиковать, но за рубежом есть такая особенность. Там с гораздо большей точностью следуют букве сценария. Для них сценарий — это как конституция, ни вправо, ни влево. Что-то менять во время съемок нам с Кевином (МакДональдом, режиссером «Черного моря» — прим. tvkinoradio.ru) стоило огромных трудов. Для продюсеров это было равносильно тому, как если бы Луна упала на Землю. У них актерам как сказали, так они и сделали.
Алексей Серебряков. На съемочной площадке фильма «Клинч»
А тут русский артист начинает на площадке что-то придумывать — нонсенс! «Старик, я просто знаю как лучше, поверь мне», — для них такое немыслимо. Под конец Кевин бегал и прятался от нас и наших предложений. Ну и на монтаже всё повырезал. Как на меня этот опыт повлиял? Я только ещё больше поверил в замечательного русского актера и лишний раз убедился, что мы не на помойке себя нашли. Тем более на Западе же учатся по Станиславскому, поэтому наши актеры с ними абсолютно на одном уровне.
— Как вы взаимодействовали на съемочной площадке с исполнившим главную роль Алексеем Серебряковым, учитывая, что вы тоже актер?
— Главное — мы друг другу не мешали. Я не мешал Алексею Валерьевичу, а Алексей Валерьевич мне помогал.
На съемочной площадке фильма «Клинч»
Алексей — артист опытнее меня раз в сто пятьдесят и в кино, и в театре. При этом я даже не могу подумать о том, чтобы у нас с ним мог бы возникнуть какой-то конфликт. Также как я не могу представить конфликт на фильмах моих друзей, где я выступаю как актер. Споры бывают, конечно, но их всегда надо воспринимать, как попытку другой стороны сделать лучше.
— «Клинч» — картина полижанровая: в одних эпизодах на первый план выходит драма, в других — комедия, где-то фарс, где-то проскакивают криминальные мотивы и так далее. Как вы совмещали такие разнородные элементы?
— Была сложность в том, чтобы сделать элементы этих жанров убедительными. Я чувствовал себя как Джеймс Бонд, который в погоне перепрыгивает из лодки в катер, из катера на корабль. То есть нужна своего рода режиссерская ловкость и смелость.
Кадр из фильма «Клинч»
Если у нас этот трюк получился, я буду счастлив, но это уже судить зрителям. Хотя, судя по первым просмотрам, затащить его в нашу историю удалось.
— Насколько я знаю, вы называете свою картину социальной. В чём это заключается?
— Социальная? Ну, наверное, да, социальная, ведь её центральная проблема затрагивает вопросы, волнующие большую часть нашего общества. Главный герой находится в возрасте от сорока до пятидесяти, когда приходит кризис не среднего возраста, а засреднего возраста, когда уже всё было, когда уже всё есть и когда жить становится скучно и неинтересно. Но жизнь-то продолжается.
Кадр из фильма «Клинч»
Поэтому у нормальных людей в это время возникают вопросы: кто я, что я сделал, кому это достанется? Когда уже нет метаний, но есть сомнения: «А тот ли огород я посадил?» Это важный для многих людей вопрос, поэтому в таком плане моя картина конечно социальная.
— Поскольку это ваш дебют, когда вы снимали картину, беспокоило ли вас, как её потом будет принимать зритель? Влияло ли это на работу?
— Кино, конечно, всегда делается для зрителя. Но прежде всего, нужно ответить на вопрос — а кто такой зритель? Это люди, которым нравится твое творчество? Или это люди, которым было холодно на улице и они зашли в кинотеатр погреться? Я для себя эту задачу решил так: зритель — это мои друзья. Они люди занятые, много повидавшие, сложные, одновременно простые и все разные. Одни лечат людей, другие строят дома, третьи защищают нашу родину и так далее. Всё это настоящие люди, с которыми я должен быть наравне, но в своей области. Я хочу их всех удивить, хочу сделать так, чтобы им было интересно на протяжении девяноста семи минут наблюдать за тем, что сделал их друг Сергей Пускепалис. Хочу их не просто развлечь, но и с чем-то их столкнуть, заставить о чем-то задуматься. Эти мысли и задачи я всегда старался держать в голове во время работы.