«Во “Времени первых” важным было не портретное сходство, а правдоподобность характеров»

— Вы известны как режиссер, работавший над развлекательными проектами: «Ёлки», «Черная молния» и так далее. Вы не боитесь, что эта репутация может принести вред драматическому фильму «Время первых»?

— Да, меня спрашивали об этом несколько раз. Я этого не боюсь. Я надеюсь, что есть аудитория, которая любит те фильмы, которые я снимал до «Времени первых». Имя режиссера — не показатель категоричного мнения по поводу того или иного фильма. Есть, конечно, изначально критически относящаяся аудитория, но, как мне кажется, большинство зрителей — это люди, которые прислушиваются к мнению профессионалов, коллег, критиков, друзей и знакомых. В этом смысле, я надеюсь, что все будет хорошо. Для меня, наоборот, важно, что «Время первых» поможет скорректировать мнение обо мне как режиссере.

Дмитрий Киселев, режиссер «Времени первых» ​/ Фото: Виктор Вытольский​Дмитрий Киселев, режиссер «Времени первых» ​/ Фото: Виктор Вытольский​

— Евгений Миронов выступил в этом проекте не только в качестве актера, но и как продюсер. Как вам работалось под таким начальством?

— У него было, скорее, творческое продюсирование. Он участвовал в обсуждении сценария, в нюансах, касающихся стилистики фильма. Мы потратили много времени на обсуждение степени зрелищности и документальной достоверности. Мы вообще очень долго говорили об этом балансе. Я вот всегда считаю, что кино должно быть для зрителя: очень важно ритмически выстраивать картину так, чтобы у людей, сидящих в зале, не пропадал интерес.

Евгений Миронов / Фото: Виктор ВытольскийЕвгений Миронов / Фото: Виктор Вытольский​

— Но ведь ни для кого не секрет, что вы начали работать над фильмом на середине процесса.

— Это очень сложный вопрос. Да, продюсеры решили сменить режиссера (изначально режиссером «Времени первых» был назначен Юрий Быков, но в какой-то момент его кандидатура не устроила продюсеров. — прим. ред), когда уже точно сняли примерно половину фильма. Сначала меня пригласили для съемки нескольких сцен. Но в дальнейшем, когда я начал активно работать над фильмом, для меня стало очевидным, что надо переснимать то, что было снято до меня, потому что там была совершенно другая стилистика, другие характеры, другая картина. Поэтому я переснял все это практически с нуля. Сценарий переписали, а в итоге получился новый фильм. От прежней ленты остались единичные кадры и небольшие сцены.

Кадр из фильма «Время первых»​Кадр из фильма «Время первых»​

— Насколько важным для биографической картины является похожесть актеров на реальных прототипов?

— Конечно, это очень важно. Мы потратили довольно много времени на подбор актеров. При этом мы руководствовались не только физическими данными, но и внутренними качествами. Я провел много времени с Алексеем Архиповичем Леоновым, много изучал историю и образ мышления Павла Беляева. И это дало мне ответы на многие вопросы: например, почему они действовали именно так и почему этот полет удался.

Алексей Архипович Леонов / Фото: Виктор ВытольскийАлексей Архипович Леонов / Фото: Виктор Вытольский​

— И образ Королева у вас отличается от канонического.

— Да. Мы привыкли к тому, что Королев — это такой статный высокий мужчина, а у нас он вышел… более человечным. Изначально представители Роскосмоса скептически относились к тому, что Королева будет играть Владимир Ильин, но когда они посмотрели наш фильм, то сказали: «Да. Это Королев! Характер передан идеально!» Вы же понимаете, что в Королеве важнее характер, чем физическое сходство. И вообще, в какие-то моменты именно характер персонажей, а не портретное правдоподобие, выходит на первый план.

Владимир Ильин (слева). Кад из фильма «Время первых»​Владимир Ильин (слева). Кадр из фильма «Время первых»​

— Во «Времени первых» много CGI-графики. Я, кажется, раньше не видел столько спецэффектов в российском кино.

— Я не признаю спецэффекты ради спецэффектов. Это не развлечение. Если нам нужно передать невесомость — то нам нужно снять человека, парящего в невесомости. В этом фильме мне гораздо важнее были эмоциональные кадры с настоящими актерами. Представьте себе: два человека в закрытой капсуле, у них заканчивается топливо. Чтобы снять посадку в тайге в трехметровый слой снега, мы решили не прибегать к эффектам, а сняли все именно там, где все происходило на самом деле. Это был один из самых трудных моментов в картине, но мы добились максимальной достоверности.

Кадр из фильма «Время первых»Кадр из фильма «Время первых»​

Мой любимый спецэффект в фильме — это не невесомость. Больше всего мне нравится момент, когда Леонов выходит в открытый космос и мы видим, как Земля отражается у него в шлеме. Как мне кажется, он вышел отлично. Это серьезная графика, которая эмоционально захватывает.

Съемочная команда фильма «Время первых»​ / Фото: Виктор ВытольскийКоманда фильма «Время первых»​ / Фото: Виктор Вытольский

Я работаю с компьютерной графикой довольно давно, поэтому у меня не вызывало боязни использование спецэффектов в таком большом объеме. Я достаточно легко контролирую степень присутствия VFX в кадре. Если другому режиссеру трудно с этим справиться, то я могу приблизительно оценить, в том числе и с экономической точки зрения, количество требующейся CGI-графики. В этом фильме у нас около полутора тысяч шотов с визуальными эффектами. Но в «Черной молнии» было порядка тысячи — согласитесь, это не радикальная разница. Я также отвечал за графику в «Особо опасен», и там тоже было примерно полторы тысячи шотов. Так что я не вижу особенных проблем с VFX во «Времени первых». Тем более, что фильм про космос сегодня, по факту, невозможен без графики. 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *