Концепция: сделать «аккуратно-документально»
Трейлер сериала «Гостиница “Россия”»
— Какие первые эмоции у вас вызвал сценарий «Гостиницы „Россия“»? У вас не было такого: «О, ужас! Как же это воплотить?»
— Нет, ничуть. У нас получился стройный ряд ассоциаций. Ведь все происходит в одной гостинице в течение небольшого периода времени. Так что ужаса не было, был большой интерес: воссоздать интерьеры и экстерьеры гостиницы, которой уже нет.
Гостиница «Россия» / Фото: Wikipedia
Моей задачей было соблюсти стиль, эпоху, передать масштаб объекта (а в гостинице все было масштабным), при этом сохранив в каждом кадре интересный визуальный ряд.
— С чего началась ваша работа над этим проектом?
— На первом этапе работы над каждым фильмом создается moodboard — это фотографии, референсы, по которым потом начинается работа и обсуждение картины с режиссером и оператором. Это самое благодатное и важное время, когда разрабатывается общий стиль картины, ее цветовая гамма и так далее.
Юлия Чарандаева, художник-постановщик сериала «Гостиница “Россия”» / Фото: Виктор Вытольский
Потом я делаю эскизы, которые в дальнейшем утверждаются или не утверждаются. Я создаю планировки, по которым мы сразу делаем замеры для изготовления мебели и поиска реквизита. За мебелью идут вторые и третьи планы: изображения на стенах, световые источники. Обязательно создается типографика: какие были обозначения, шрифты, рекламные проспекты, газеты, таблички на автобусах — на проекте «Гостиница „Россия“» мы подняли этот пласт в очень короткие сроки.
Кадр из фильма «Гостиница “Россия”» / Фото: Марс Медиа
Когда мы начали искать материалы, нам не удалось выйти на подлинные архитектурные планы. Но после разговоров с архитекторами мы узнали, что, хотя здание и представляло собой классический прямоугольник, внутри него находились подлинные произведения искусства как монументальной живописи, так и декоративно-прикладного искусства. Мне хотелось добавить как можно больше именно этого. Мы придерживались концепции «сделать все аккуратно-документально». Ведь «Россия» — это место, где разыгрывались настоящие драмы, истории людей на фоне подлинных событий.
— Какие материалы вам помогали в работе?
— Материалов — фотографий, кинокадров — было очень много. Одним из главных референсов стал фильм «Мимино», благодаря которому мы воссоздали холл, «движуху» с прибывающими людьми с чемоданами, улыбающимися девушками на ресепшне… Кто-то в этой обстановке вел бизнес, кто-то выполнял дела государственной важности. Это был очень интересный замес.
— Сколько занял подготовительный период?
— Проект начался с ноября, я пришла в начале января, съемки начались в конце февраля. Получается, что подготовительный период занял полтора месяца.
— Сколько времени из этих полутора месяцев ушло на иследование?
— Исследовательская работа шла круглосуточно. Когда ты входишь в материал, тебе важно найти взаимопонимание, консенсус с режиссером, как мы видим историю, обсуждение не прекращалось ни на секунду. Это очень важно.
Кастинг на роль гостиницы «Россия»
— Всем, конечно, интересно, где вы нашли здание, которое «играло роль» оригинальной гостиницы.
— «Россия» — это типичный представитель модернистской постройки. Мы долго искали экстерьер. Были даже мысли что-то переделать, достроить, чтобы гостиница считывалась мгновенно. Я изучила все стекляшки, постройки 70-х годов в Москве, когда пошли все веяния стеклянного монументализма в железных рамах с панорамным остеклением.
На съемках сериала «Гостиница “Россия”» / Фото: Марс Медиа
Много экранного времени в фильме занимали сцены, которые происходили у входа в гостиницу. Поэтому первой задачей для нас стало найти что-то похожее на входную группу с обратной точкой, с подъездами автобусов, с автостоянкой, с возможностью снять общие планы, дорисовать что-то на постпродакшне с точки от входа. Поиски начались с ВДНХ, с ее стеклянных павильонов, потом кандидатом стало здание на киностудии им. Горького.
Мы даже в какой-то момент всерьез рассматривали кинотеатр «Минск» на Можайском шоссе, который отвечал нашим требованиям, но он был очень компактный. Главной его проблемой было то, что он находился в аварийном состоянии, и подъезд мог выдержать не больше одного «Икаруса», так что нам пришлось отказаться и от этого. Мы не находили нужный нам объект по той причине, что даже если что-то и подходило, то все равно здания того периода, отвечающие нашим запросам, находятся сегодня в плачевном состоянии.
Софья Синицына и Екатерина Вилкова. Кадр из сериала «Гостиница “Россия”» / Фото: Марс Медиа
Оставались буквально неделя-две до съемок, и мы в последний момент все-таки нашли входную стеклянную группу, которая отвечала всем нашим визуальным и производственным задачам, — это один из подъездов «Крокус Сити Холла». Правда, этот вход был без легендарного пандуса, но все равно он хорошо читался. Остальное уже дорисовали с помощью CGI-графики.
Еще одной задачей было обозначить, как героиня Екатерины Вилковой идет на работу по нынешней Варварке, чтобы было видно, что это Москва, чтобы она считывалась с обратной точки от входной группы.
— Как вы совмещали кадры хроники и отснятые вами сцены, когда герои идут на работу? Что было первично, что вторично: хроника или ваши кадры?
— Это был симбиоз. Кадры хроники удивительно органично вошли в ткань фильма. Мы здесь во многом вдохновлялись фильмами Рязанова: как москвичи и гости столицы создают городскую среду.
— Меня поразило то, как в хронике выглядят наши соотечественники. Это масса серых безликих одинаковых людей. Как вы при этих данных выделяли Вилкову, чтобы она казалась такой же, как все, но при этом было бы понятно, что среди этой массы идет женщина другого социального статуса?
— У нас замечательные художники по костюмам, художники по гриму, которые выделили не столько ее одежду, сколько подчеркнули ее характер женщины, которая принимает решения, делает каждый день непростой выбор. Мне кажется, что это получилось очень хорошо. Самое главное — это то, что вышли люди своей эпохи. Ничего не отвлекает от героев, главное — их состояние, а не одежда. Это тоже задача художника на проекте — ничто не должно отвлекать от истории. В этом и есть работа профессионалов.
Интерьеры гостиницы как пазл
— Одно из уникальных явлений в сериале для тех, кто помнит гостиницу «Россия», — это точное воссоздание почти каждой мелочи интерьера.
— Готовой гостиницы, конечно, не было. Это был большой блок. Мы собирали интерьер буквально по крохам. Несмотря на то, что в отелях существуют свои законы планировки, мы ничего заново не придумывали.
Например, холл мы снимали в МГСУ. Номера мы снимали в павильоне, чтобы можно было подсветить маленькие комнатки и не зависеть при этом от времени суток. Гостиничные коридоры — тоже декорация, а один из коридоров гостиницы — это текстильный университет имени Косыгина. Кабинет Искры мы нашли там же. Освоение локаций — это отдельный важный процесс. Каждому человеку нужно найти место в декорации.
Софья Синицына, Данила Дунаев и Екатерина Вилкова. Кадр из сериала «Гостиница “Россия”» / Фото: Марс Медиа
— Каждая серия показывает бытовые условия, в которых живет героиня Вилковой. Как вы находили весь этот реквизит?
— Режиссер поставил нам задачу, чтобы каждая деталь была аутентична. И наши реквизиторы не выдадут свои секреты. Любой материал требует исследования и терпения. Характер героя можно передать не только через костюм, но и через мебель, шпон, источники света, приборы. Например, комната Вилковой наполнена естественным светом. В официальных кабинетах свой этикет, своя архитектура. Холл гостиницы мы выделяли световыми бликами от больших окон.
На съемках сериала «Гостиница “Россия”» / Фото: Марс Медиа
— Но ведь живут люди, которые помнят эту гостиницу. Они обязательно найдут несоответствия или будут специально придираться к каждой мелочи…
— Я знаю! Это их право. Они имеют право сказать, что не было таких витрин. Но работа над фильмом — это все равно творческий процесс.
— Скажем, трудно не заметить, что в фильме сцена ГЦКЗ меньше, чем была на самом деле.
— Да, и правильно. Но наша задача рассказать, что произошло в этом зале, а не показать сам зал. Если зрители вместо того, чтобы следить за сюжетом, обращаем внимание на мятый занавес или несоответствие размера сцены — значит, это плохая работа. Из-за этого нивелируется работа актеров. Поэтому мы должны наперед предугадывать некоторые допущения, которые не резали бы глаз зрителю.
На съемках сериала «Гостиница “Россия”» / Фото: Марс Медиа
Зал мы снимали в ДК «Меридиан». Ресторан мы снимали в одном из санаториев. У нас была задача сделать два ресторана из одного, и, по-моему, мы справились. Удивительно, но вся необходимая посуда того времени сохранилась в этом же санатории.
Художники и реквизиторы — часть партитуры
— Какие вещи и детали на площадке могут себе позволить допущения, а какие — нет?
— Априори не должно быть автомобилей из другой эпохи, не может быть ручки «Паркер» 2017 года на крупном плане. Но, например, мы не смогли найти аутентичный блокнот в руках у Кати (Вилковой). Так же было и с некоторыми другими деталями.
— Запомнилась трогательная деталь с магнитофоном…
— Да, был такой магнитофон, который зажевывал пленку или по которому нужно было стучать, чтобы он играл. Ставили его в разные позы, как вы помните, чтобы он работал.
— Каким образом вы создавали образы членов иностранных делегаций?
— Костюмом в первую очередь, но и реквизит тоже был важен. Чемоданчик у итальянца должен быть другим. Для этого существует раскладка реквизита по героям, чтобы режиссер сразу понимал, чем один персонажный реквизит отличается от другого.
На съемках сериала «Гостиница “Россия”» / Фото: Марс Медиа
— Почему основная цветовая палитра всего фильма получилась приглушенно серая?
— Это ретро-картинка. Такова была общая задача. В такую цветовую гамму красиво легла хроника. Мне это очень понравилось. Костюмы, прически, реквизит, декорации, локации — все это идентифицировало фильм с эпохой. Это очень здорово, когда на первом плане видна работа всех департаментов.
— А что, по вашему мнению, не получилось?
— Я никогда не удовлетворена своей работой. И потом, я считаю, в кино нет отдельно художника-постановщика или отдельно ассистента. Мы все работаем вместе, мы делаем одну работу, это ансамблевый вид искусства. И мы все вместе, наш цех — художники и реквизиторы — отвечаем за результат. Точнее, я, как глава департамента, несу ответственность, но мы все — часть партитуры.
Юлия Чарандаева, художник-постановщик сериала «Гостиница “Россия”» / Фото: Виктор Вытольский
Неинтересных проектов не бывает. В любом случае, над ними работают люди, режиссеры вкладывают душу, сценаристы пишут историю. Поэтому, когда ты попадаешь в фильм, ты оказываешься в новом мире, который тебе предстоит еще и придумать. И это очень интересно. Скажем, в «Гостинице „Россия“» я для себя узнала много нового, мы общались с архитекторами, построившими «Россию», с ее бывшими служащими, с людьми, которые там просто жили. До этих разговоров для меня гостиница была не «живым организмом», а только памятником архитектуры, одной из визитных карточек Москвы.
— На этом месте сейчас катаются подростки на скейтах и гироскутерах и знать не знают, что там раньше находился символ эпохи. Как их заинтересовать этим сериалом?
— Мне самой интересно узнать, как к этому фильму относится молодой зритель, который не знает и не помнит эту гостиницу.
— Вы жалеете, что гостиницу «Россия» снесли?
— Лично я? Да, мне жалко. Как здание, как один из самых больших концертных залов, как произведение монументального искусства, со скульптурами, картинами. С этой точки зрения жалко, что его разобрали. Но эта гостиница чудовищно портила вид Зарядья. Хотя теперь-то там что? Я в этот парк даже еще не ходила…
Юлия Чарандаева Художник-постановщик. Окончила Санкт-Петербургскую государственную художественно-промышленную академию (факультет монументальной живописи). В ее фильмографии работы над картинами «Скажи Лео» (2008), «Я — Вольф Мессинг» (2009), «Счастливы вместе» (т/с, 2011), «Маргарита Назарова» (2016), «Танкисты» (2017) и другими кино- и телепроектами. |