Марина Бейлина, руководитель продвижения: Это единственный в мире благотворительный медиабренд, в который входят три мультсериала. Студия «ДА» создает мультфильмы, команда бренда продает лицензию на использование персонажей в товарах и услугах, а вся прибыль от продаж идет в петербургский фонд AdVita («Ради жизни») на лечение детей и взрослых с онкологическими заболеваниями.
Михаил Сафронов, художественный руководитель: За прошедшие четыре с лишним года мы прошли долгий путь от «детского» мультфильма до профессионального сериала — разработали визуальный концепт и характеры главных героев, создали мифологию мира, в котором они живут, нашли интонацию, с которой обращаемся к маленькому зрителю. Сейчас мы производим уже три сериала — «Летающие звери», «Малыши и Летающие звери» и «Машинки». Над проектом работает около семидесяти человек. В прошлом году серия «Легкий слон» была в официальной селекции самого престижного анимационного фестиваля мира в Анси (Франция). Самый крупный анимационный рынок MIFA рекомендует проект «Летающие звери» среди двадцати лучших проектов за 2015 год. Но главное, что за прошедшее время нам удалось заработать более 14 миллионов рублей и помочь 49 детям.
За прошедшее время нам удалось заработать более 14 миллионов рублей и помочь 49 детям.
Марина Бейлина: Он родился в 2008 году в Петербурге в Городской Больнице №31. Это было первое анимационное занятие с детьми, находящимися на лечении в детском онкологическом отделении. Вместе с ними мы придумали историю о зверях, которые больше всего на свете мечтали о крыльях, чтобы научиться летать.
После этого занятия прошло несколько лет, но придуманные тогда летающие звери продолжили свою жизнь на значках и магнитах, с помощью которых благотворительный фонд AdVita пытался заработать средства на лечение.
Наша студия продолжает жить и развиваться благодаря всего одному человеку. Его настоящее имя никто не знает, а его псевдоним — Капитан Немо. Думаю, что он не открывает своего имени, потому что ему не нужны аплодисменты, но именно Капитан Немо в 2011 году поверил, что мы сможем сделать первый в мире благотворительный детский анимационный сериал, который реально будет приносить необходимые фонду деньги через продажу лицензии на название и образы персонажей. Так началась новая, уже коммерческая, история «Летающих зверей».
«Со всех сторон нам говорили, что ни студию собрать, ни сериал сделать у нас не выйдет. В итоге мы создали студию и сделали сериал».
Михаил Сафронов: Все, что мы делаем, мы делаем вопреки сложившимся трудным обстоятельствам. Так было в самом начале проекта, когда со всех сторон нам говорили, что ни студию собрать, ни сериал сделать у нас не выйдет. В итоге мы создали студию и сделали сериал. Года три-четыре назад в ответ на отказ Минкульта помочь нам мы запустили второй сериал «Малыши и Летающие звери». Этот сериал стал еще популярнее, чем первый. Сейчас, вопреки кризису во всех отраслях бизнеса, мы запускаем несколько новых сериалов и готовимся к запуску полнометражного фильма.
Анимационная студия
— Как появилась анимационная студия, которая рисует мультсериал?
Марина Бейлина: Анимационная студия «ДА», с который мы работаем — также благотворительный проект, который существует с 2008 года. Она более 7 лет работает с детьми-инвалидами, детьми с онкологическими заболеваниями, а также подопечными интернатов и кризисных детских центров. Студия практикует авторский метод «Мульт-терапия», направленный на реабилитацию и творческую социализацию детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Придумывая сценарии, рисуя персонажей, анимируя, записывая звук, дети включаются в творческий процесс, который играет важную роль в оказании психологической поддержки ребенку, на долю которого выпали непростые испытания.
За годы работы студия создала более 250 мультфильмов, многие из которых были отмечены на международных и российских фестивалях анимации и медиа. Студия проводит более 400 занятий в год и около 120 ребят получают возможность учиться и общаться, избегая изоляции.
Анимационная студия
— Кто и как пишет сценарии, рисует материал, озвучивает его? Как создается новая серия: цепочка создания — от задумки до готового мультфильма?
Михаил Сафронов: Все зависит от технологии производства — какие-то процессы добавляются или исчезают, но я попробую рассказать о создании в общем. Все начинается с определения творческой группы (как минимум, там должны быть художник, режиссер-постановщик и сценарист), которая будет делать это кино. Затем идет заявка (обычно ее создает режиссер), которая должна содержать художественные и технические характеристики будущего проекта, а также визуальные материалы и первые эскизы. Идея будущего мультфильма должна всех пленить: и художников, и продюсеров (раз речь идет о коммерческом проекте), и будущего зрителя.
Создание мультфильма
Помимо этого заявка должна отражать технические характеристики и особенности серии: какие технологии планируется использовать, какой будет хронометраж и т.д. Все это должно быть настоящей бомбой, чтобы люди сразу же захотели делать кино. А это довольно сложно.
После заявки составляют развернутый синопсис или «поэпизодник» будущего сценария. Затем идет сценарий, который проходит через множество правок и доработок. Художник параллельно занимается общей концепцией. Конечно, это не сразу финальный вариант — общая картина создается поэтапно. Потом режиссер и художник делают раскадровку по сценарию. Мой учитель, Константин Эдуардович Бронзит, однажды побывал на студии Dreamworks и там видел плакат с надписью: «Мы пишем сценарий, делаем раскадровку, делаем аниматик и снова переписываем сценарий». То есть каждый последующий этап — это проверка предыдущего.
Эскизы
Анимационные фильмы очень дорогие в производстве, поэтому никто не хочет отправлять какую-то часть материалов в корзину. Это просто выброшенные на ветер время, деньги и кропотливый труд.
За раскадровкой следует аниматик — по сути, монтажный эскиз будущего фильма. Его отличает от настоящего фильма лишь внешний вид, но по хронометражу и картинкам — это уже утвержденный незыблемый план, конечная точка препродакшена.
Создание мультфильма
Важно, что в анимационном кино сначала пишут звук и актеров, а потом уже подгоняют под них артикуляцию персонажей. Иногда бывает, что сначала есть черновой вариант озвучки. Ее записывает, например, режиссер, чтобы удостоверится, что все фразы четко выверены, и потом уже приглашает актеров.
Процесс продакшена начинается с создания layout: художники должны нарисовать финальные версии персонажей и фоны с учетом всех тонкостей и требований. После этого так называемый лаутист расставляет в каждой сцене несколько компоновок действий каждого персонажа. Например, первая компоновка — герой сидит на стуле, вторая — встает проходит по комнате, третья — открывает дверь и выходит. Потом аниматоры берут сцены, аниматики и компоновки и делают непосредственно анимацию.
Создание мультфильма
В какой-то момент к производству подключают композитора, но это в каждом проекте происходит по-разному. Мы стараемся привлекать его еще в самом начале проекта, но кто-то, наоборот, любит оставить музыкальное оформление «на десерт». Один из отличительных моментов сериала «Летающие звери» — у нас в конце каждой серии идет песня, что создает определенные сложности с песенниками и согласованием, но зато так интереснее.
Далее отрисованный материал согласовывают между ведущим аниматором и режиссером, за этим следует череда уточнений и правок. Когда все принято, ведущий аниматор делает финальный монтаж и чистовой вариант фильма, который уже отправляют на «ошумление». Звукорежиссер, который записывал актеров и музыку с композитором, вставляет дополнительные шумы в мультфильм. Последний этап продакшена — сведение звука. Все соединяется с изображением и получается полноценный готовый мультипликационный фильм.
— В чем состоит работа художника в этом проекте?
Ольга Евстифеева, главный художник анимационной студии «ДА»: Сначала художнику нужно понять, что происходит в голове режиссера, а затем воплотить его визуальную задумку. Второй пункт — создание мудборда, подбор фотографий, картин, картинок, которые передают нужное настроение, цветовую гамму. Иногда в качестве референса мы берем картины знаменитых художников. Например, для серии о парке аттракционов мы использовали цветовые палитры картин Пабло Пикассо.
Следующий этап — разработка концепций локаций, если речь не идет о совершенно новом мультфильме. Если проект новый, то сначала создаются эскизы персонажей, согласуются, дорабатываются и утверждаются. Далее идет их «крутка», покраска, артикуляция, эмоции — то есть весь спектр создания живого героя.
Кадр из мультфильма «Летающие звери»
Затем — среда и мир героя. Начинается все с грубых настроенческих эскизов, которые постепенно детализируются и доводятся до совершенства. В проекте участвует много художников и все стараются, чтобы «разную руку» не было видно зрителю, чтобы все было в едином ключе, единой стилистике. Очень важно правильно вписать персонажа в окружающую среду, которая не перетягивает на себя взгляд зрителя.
При производстве единого материала сначала отрисовываются предметы, с которыми герой будет взаимодействовать: книги, мячи, мороженое, которое он будет есть, и так далее. После мелочевки отдельно по каждой сцене отрисовываются полноразмерные фоны. При финальной сборке иногда что-то меняется и перерисовывается, накладываются спецэффекты: например, салют в ночном небе.
— Какими программами вы пользуетесь?
Михаил Сафронов: Мы создаем своих персонажей в перекладке с сетапом (когда все части нужно объединить в одном персонаже, чтобы он правильно двигался). Юрий Норштейн тоже делает в перекладке, но сетапа там нет, так как у него все «живое», на станке. Мы же используем компьютерную перекладку и создаем все в программе Animation Studio. Там надо просто «навешать» кости и правильно их соединить между собой, чтобы получился скелет персонажа. Этим в нашей студии занимается отдельный специалист. Мы пробовали разные программы и выбрали эту, потому что нам так удобнее. Я считаю, что технология анимационного производства должна, прежде всего, быть удобной. Пусть каждый работает в той программе, в которой ему комфортно.
— Сколько примерно времени занимает этот процесс?
— Сложно сказать, все зависит от продолжительности фильма. На мультфильм хронометражем 6 минут уходит около полугода от самого первого этапа до последнего. У нас мультсериал, это немного другая история. После заявки следует написание «библии» — руководства по данному проекту, так как над проектом работает сразу несколько режиссеров, художников, сценаристов и т. д. Это необходимо для идейной целостности: для всех нужно свое руководство.
Анимационная студия
— Какие каналы задействованы в распространении сериала и его популяризации?
Марина Бейлина: YouTube, ТВ (15 каналов), социальные сети (группы ВК, FB, Instagram), СМИ, а также различные мероприятия.
Данила Козловский и Вячеслав Бутусов во время озвучки мультфильмов
— Есть ли какие-то новые проекты, которые планируется запустить, возможно специальные?
Марина Бейлина: Прежде всего, сериал для девочек «Куколки»: нас часто спрашивают, почему «Машинки» для мальчиков есть, а мультфильмов для девочек — нет. Недавно мы начали сериал «Петя Волк» и надеемся продолжить его выпуск. Мы также записываем клипы с российскими звездами шоу-бизнеса. В проекте уже участвовали Чулпан Хаматова, Андрей Макаревич, Елизавета Боярская, Данила Козловский, Вячеслав Бутусов, Сергей Маковецкий. На данный момент в работе еще два клипа.