— У многих ваше имя ассоциируется, прежде всего, с масштабными коммерческими проектами, вроде «Вия». Почему как режиссер вы решили снять «Училку», картину, которую можно охарактеризовать как авторское кино?
— Масштаб любого кино можно измерять по-разному. Можно измерять бюджетом, спецэффектами, графикой, а можно темой. Если говорить о теме «Училки», о посыле, о задаче, то эта картина в разы мощнее, нужнее и больше, чем «Вий». Но если говорить о бюджете, то вся «Училка» — это примерно один съемочный день «Вия».
— Картина получилась полижанровая, включающая, например, драму, триллер, трагикомедию. Был ли во время работы какой-то жанр, формат которого задавал тон всему?
— Это басня. Хотя, если говорить киноязыком, то это фарс. Ещё можно говорить об остросюжетной социальной драме. Тоже подходит. Но вообще воспринимать картину следует именно как басню, со свойственными этому жанру драматизмом и трагизмом.
— С какими критериями вы подходите к подбору команды и актеров?
— Технический критерий — квалификация, то есть что и как человек умеет делать. Как правило, мы выращиваем кадры сами, если так можно выразиться. Мы вкладываем в людей, в их талант, что занимает годы. Но зато люди растут и потом остаются в нашей команде. На сегодняшний день у нас на студии все технические позиции, которые важны для кино, — цветокоррекция, звук, DI, пайплайн — занимают собственные специалисты, которые с нами уже десяток лет.
— А как на главную, довольно смелую и даже неоднозначную роль вы выбрали Ирину Петровну Купченко?
— Ирина Петровна — феноменальная, по-настоящему народная актриса, имеющая стопроцентное доверие зрителя.
— И как удалось получить её согласие?
— Мы проработали весь проект и только в готовой форме представили его ей. Тут же получили согласие: «Это моя роль, это мой сценарий, я хочу, чтобы этот фильм был». При этом Ирина Петровна сразу отказалась от обсуждения гонорара, сроков, графиков, а просто сказала, что готова начинать работать. И работа с ней — это колоссальный опыт, колоссальный урок. Это касается и отношения к пунктуальности, и отношения к труду, к профессии, и простого человеческого общения, и жизненной философии. На площадке — это просто глыба, какой-то иной класс актера. Ты абсолютно не напрягаешься, потому что всё, что ты задумал, благодаря Ирине Петровне, усиливается во много раз. Ты не тратишься на актера, а наоборот заряжаешься от него. Ставишь задачу, и твоя идея расцветает, обогащаясь новыми красками. Это дорогого стоит.
— А как подбирался класс? И каково работать с таким количеством подростков?
— Вот на класс был кастинг. Чтобы найти восемнадцать человек, пришлось отсмотреть 438 ребят — я запомнил эту цифру потому, что такая была запись в журнале. На самом деле должно было быть пятнадцать человек по количеству союзных республик СССР. Но от троих я не смог отказаться, так что пришлось пожертвовать метафорой.
— В фильме, насколько я знаю, живой звук. Чем было продиктовано такое решение? И что надо учитывать, работая с живым звуком?
— Да, ни один актер не озвучивал свои реплики. Всё живое, всё с площадки. Это даёт, прежде всего, настоящие эмоции. Делать это всегда очень сложно. Для этого, помимо профессиональной команды, у нас было несколько звуковых пушек, специальные чехлы, микрофоны, повсюду разложенные и на всех надетые.
— Фильм открывается впечатляющим семиминутным кадром со стедикама. Что подтолкнуло к такому смелому решению, и с какими сложностями вы столкнулись во время съемок?
— Прежде всего, приём затягивает зрителя в кино, забирает его внимание, погружает в тему, а также дает понимание, за кого переживать. Другая задача — за семь минут показать, кто главный герой. За семь минут без единой монтажной склейки вы видите час жизни человека: как она просыпается, как умывается, завтракает, одевается, идет на работу, узнаёте, какая у неё обстановка в квартире. Это дает характеристику героя. Можно было снять по-другому, можно смонтировать, и это было бы проще. Но это всё-таки кино, зрителя хочется удивлять, воздействовать на эмоции.
На съемках фильма «Училка» (2015)
Технических сложностей было много. Первая заключалась в том, что снимали в обычной квартире. Можно было сделать декорацию, было бы легче. Но декорация не позволит показать выход на улицу. А нам это было необходимо для максимальной убедительности. Потом не стоит забывать, что вокруг бегало двадцать-тридцать человек, которые таскали провода, открывали-закрывали двери. При этом никто не должен попасть в кадр, дернуть камеру, иначе — всё переснимать. Отдельно надо отдать должное стедикамщику Игорю Вотинцеву — всё делал очень тонко, мощно, ни разу не попал в стекло, нигде не увидел своего отражения, на узкой кухоньке легко разошелся с актрисой. А для этого всё необходимо точно разыграть и расставить, до секунды рассчитать. Например, когда актриса заходит в ванную, там её моментально одевают костюмеры, и дверь из ванной надо открыть так, чтобы камера не увидела человека, стоящего с одеждой.
Вся сцена заняла целый съемочный день. Понадобилось восемь дублей. На первый взгляд, мало. Но в действительности восемь дублей по семь минут, а между дублями по двадцать-тридцать минут подготовки — в итоге часов шесть только съемки. А ещё сколько было до этого репетиций.
— Как вам далось сочетание функций режиссера и продюсера?
— Будучи продюсером, я веду все проекты от идеи и до выпуска. Поскольку здесь ещё была дополнительная нагрузка в виде режиссуры, то я постоянно менял роли. Сначала как продюсер обеспечил комфортные условия работы режиссеру, а затем перешел на сторону последнего. Когда у меня возникали проблемы, как у режиссера, я становился продюсером и эти проблемы решал.
— Как продюсер, какой совет вы могли бы дать кинематографистам для поиска бюджета?
— Поиск денег — это психология и философия бизнеса. Ответить на вопрос о технологии поиска денег невозможно. Всё, что могу сказать — найдите человека и заразите его своей идеей, объясните, для чего ему нужно это кино. Один захочет сам сняться, для другого будет важна тема, третий захочет денег вместе с вами заработать. За вами выбор, как доносить свой проект до инвестора. Но не забывайте, что у вас не будет второго шанса произвести первое впечатление.
— На ваш взгляд, что необходимо для успешного развития киноиндустрии в России?
— В России на сегодняшний момент по определенным причинам не может быть конкуренции в кино. Поэтому нам всем надо уважать друг друга и поддерживать. Есть простое этическое качество, давно сформированное продюсерами в Голливуде: «Ты либо говоришь хорошо о продукте коллег, либо ничего». Это важный принцип, и если мы научимся ему следовать, наша индустрия будет подниматься быстрее, чем от зависти и злобы. Но, конечно, помимо этических моментов важны и экономические. Надо приложить максимум усилий для развития показчиков, увеличить количество экранов в стране, дать большему количеству зрителей доступ к большим экранам.