Андрей Звягинцев
Главные герои фильма, находящиеся на грани развода, не занимаются сыном, воспринимая его как обузу. Родительские ссоры и постоянные конфликты приводят к тому, что однажды мальчик исчезает. Сразу после премьеры нам удалось встретиться с актерами и расспросить их о работе над фильмом.
— Марьяна, как вы, будучи матерью, оправдывали свою героиню? Эту мать-монстра, для которой соцсети важнее ребенка.
Марьяна Спивак: Я играла женщину, которая хочет любви и хочет начать жизнь с чистого листа. Да, ей мешает груз в виде этого нелюбимого ребенка, но где-то в глубине души она понимает, что это — часть ее. Мне не кажется, что она монстр. Она просто несчастная женщина. И это большая трагедия.
Марьяна Спивак. Кадр из фильма «Нелюбовь»
— Тяжело было работать над картиной?
Марьяна Спивак: Этот вопрос часто задают. Нет, тяжело не было. Было интересно. Чем тяжелее роль, тем интереснее над ней работать. Мне теперь вообще кажется, что до Звягинцева у меня не было кинокарьеры (до «Нелюбви» Марьяна Спивак занималась в основном озвучанием фильмов и снималась в сериалах – прим. ред). Работать с этим режиссером большая честь, без преувеличения.
Алексей Розин: Среди людей творческих Андрей Звягинцев пользуется большим уважением. Актеры мечтают с ним работать, потому что он умеет художественно переосмысливать актуальные темы.
Алексей Розин. Кадр из фильма «Нелюбовь»
— Алексей, это ваш третий фильм с Андреем Звягинцевым (до этого были «Елена» и «Левиафан» — прим. ред.). Впечатление такое, что вы стали актером-талисманом, потому что обычно режиссер не работает по два раза с артистами. Что-то новое открыли в нем и в себе на этой картине?
Алексей Розин: Талисман? (смеется) Надеюсь, что вы правы и на следующей картине мне если не роль, то хотя бы костюм талисмана дадут, чтобы просто присутствовать на съемочной площадке. Каждый новый фильм, конечно, отличается. Это авторы – Негин, Кричман и Звягинцев — которые создают нечто узнаваемое, с авторским почерком и темами, переходящими из картины в картину, но при этом все каждый раз по-разному.
— «Нелюбовь» же не только портрет семьи, но и портрет современной России?
Алексей Розин: Не думаю, что он только о России. Это фильм о людях, о человечестве. И не важно, к какому классу они принадлежат: высшему, среднему, бедному. Все хотят быть счастливыми, все хотят любви, все ее ищут. Кому-то везет, кому-то — не очень.
Кадр из фильма «Нелюбовь»
— Режиссер оставляет открытый финал. Мы так и не понимаем, вашего ребенка нашли или нет. Но сцена в морге очень сильная. Как она снималась?
Марьяна Спивак: Могу сказать, что наша реакция, которую вы видите на экране, настоящая. Мы не знали, что увидим на столе, и когда режиссер скомандовал «Камера! Мотор!», перед нами откинули простыню, это было ужасно. Я, когда смотрела фильм на премьере, разрыдалась. До сих помню этот съемочный день, так глубоко засело.
— Получается, что был только один дубль?
Марьяна Спивак: Да.
Кадр из фильма «Нелюбовь»
— Алексей, в вас тоже эта сцена засела?
Алексей Розин: Да. Знаете почему? Потому что это один из тех моментов, которые Звягинцев так любит, когда зрителю дается право выбора. Именно после этой сцены зрителю предоставляется пространство для самостоятельной работы. В этот момент самое время задавать вопросы самому себе.
— С российскими фильмами часто бывают сложности перевода. В данном случае сложности начинаются с названия. Согласны?
Алексей Розин: Согласен. Международный вариант Loveless не дает всего смыслового контекста. Мне кажется, что нелюбовь — это не только отсутствие любви, но это еще и действие. С одной стороны, это пассивное состояние, а с другой – невероятно активное. Это очень тонкий оттенок, который даже и не знаю, как можно перевести.
Михаил Кричман (оператор), Алексей Розин, Андрей Звягинцев, Марьяна Спивак и Александр Роднянский на Каннском фестивале
— Марьяна, расскажите о красной дорожке. Это же первый крупный фестиваль в вашей жизни.
Марьяна Спивак: Я ничего не поняла! Самое главное впечатление — фотоколл. Фотографы кричат с разных сторон: «Сюда смотри! Влево! Вправо!» Было такое ощущение, что все это не со мной. Я-то думала, что у меня будет время позировать, что я буду стоять вся такая красивая. А в итоге я была в шоке от всего происходящего. А на красной дорожке волновалась. Но все это, конечно, очень торжественно.