Денис Фролов, продюсер
— По каким критериям вы выбираете проекты?
— Никогда в своей жизни не брался за то, что не нравится мне самому. Конечно, я должен знать рынок, постоянно анализировать потребности зрителя, но при этом проект должен быть, прежде всего, интересен мне. Идеальная схема — когда все компоненты проекта нравятся мне, инвестору и потенциальному покупателю, а также проект имеет определенную долю в эфире.
— Нет ли при этом опасности, что проект за время производства утратит актуальность?
— Кино — это абсолютно венчурный бизнес. От момента идеи до завершения производства проходит полтора-два года. Если говорить о компании, то у нас всегда есть банк сценариев, из которого можно что-то брать и запускать — пусть сегодня это кажется не так актуально, а завтра будет актуально. Если говорить обо мне, то есть определенный банк идей, которые живут со мной. Периодически я что-то оттуда достаю, прикидываю, будет или не будет это актуально.
Наверное, все это можно обратить в какую-то математическую формулу, но я не математик по образованию, поэтому больше действую на уровне своих профессиональных знаний, опыта и интуиции. Если совсем просто, то я задаюсь вопросом — интересно ли это было бы мне? Если тема мне интересна, я допускаю, что она может быть интересна еще кому-то.
— Вы занимаетесь проектами для разных каналов. Как формат того или иного канала отражается на вашей работе?
— Компания «Централ Партнершип» достаточно диверсифицирована. Да, она не работает только с одним каналом, а открыта всем. Вопрос — что мы можем им предложить? Обычно мы устраиваем презентации для телевизионных начальников, где в сжатой, ёмкой форме рассказываем о проектах. Если на этом уровне проект кому-то интересен, переходим на следующий этап отношений. По моему опыту, достаточно сложно работать с нишевыми каналами. Как правило, они очень хорошо знают своего зрителя, работают по накатанной дорожке и сотрудничают с близкими себе компаниями, которые со стабильным результатом выдают определенного качества продукт.
— Кризис, уже затронувший телеканалы, на вас как-то сказался?
— Думаю, кризис еще проявится. Если отбросить творческие вопросы, мы понимаем, что за каждым проектом стоят деньги. Бюджеты каналов формируются не только государственными дотациями, но и из средств, которые зарабатываются на рекламе. А именно рекламный рынок одним из первых страдает в кризис. Соответственно уменьшается закупочная стоимость контента. Безусловно, все это на нас отражается.
На съемках сериала «Восхождение на Олимп»
На сегодняшний момент мы завершаем проекты, которые были запущены в производство в 2014-м году и в начале 2015-го. С учетом полутора-двухгодичного цикла на этих проектах кризис не так сильно отразился. Думаю, 2016-й год будет для всех самым тяжелым.
— А как вы могли бы прокомментировать слова Константина Эрнста о снижении качества контента в ближайшем будущем?
— Понятно, что мы не будем стремиться ухудшать качество. Но если рынок будет падать, придется отказаться от проектов, которые тянут за собой серьезные затраты: исторические, ретро проекты. Но я не считаю, что это обязательно плохо. Для креативных людей — это очень хорошее время для тренировки. Опять же исторические проекты могут быть разные — это могут быть XVII-XVIII века, а могут быть 30-е, 40-е, 60-е годы прошлого века. Есть еще и новейшая история, которая, на мой взгляд, не менее интересна. Думаю, как раз настало время рассказывать зрителю о том, что происходило не так давно.
— Ваш новый проект «Неподсудные» как раз посвящен новейшей истории. Как возникла идея фильма?
— Мы достаточно давно знакомы с Андреем Луговым. В позапрошлом году я как-то сделал ему предложение снять проект о политических событиях 90-х–начала 2000-х.
Кадр из сериала «Неподсудные»
Он поначалу смутился, а потом решил: «Почему бы и нет». Так как раз совпали все компоненты: проект был всем интересен — и компании, и каналу — и актуальность его назрела. Федеральный канал, поскольку все время находится как бы на переднем краю, очень хорошо изучает зрителя, там знают, что зрительская потребность в подобном фильме есть.
— Картина заявлена как шпионский триллер. Рамки этого жанра как-то повлияли на историю, или, может быть, наоборот?
— Да, «Неподсудные» — это шпионский триллер, положенный на реальную историю и реальное время. Так получилось, что сразу после того как мы выпустили пресс-релиз, одно из авторитетных британских изданий написало, что русские снимают про полоний. Понятно — тема горячая. Но у нас все-таки кино не про полоний. Это история двух людей, офицеров госбезопасности Воронова и Волкова, история выбора, который каждый из них делал на протяжении жизни. Действующие лица — понятные зрителю, не обладающие сверхспособностями, движимые мотивациями, которые, думаю, будут ясны аудитории. А центральный вопрос — на стороне кого правда? Плюс к этому в фильме есть всем известные персонажи с большими, скажем так, подвигами, вроде Бориса Березовского, Бадри Патаркацишвили. А фоном служат политические события в нашей стране.
Кадр из сериала «Неподсудные»
История начинается в 1989-м году и заканчивается в 2005-м, важный временной отрезок почти в двадцать лет. Каждая серия перелистывает страницы жизни персонажей и параллельно эпохи. Но мы сразу ставили задачу идти от героев, отталкивались от их поступков в данный конкретный момент времени. Потому что если идти от эпохи — герои потеряются. В свою очередь тот или иной конкретный момент привязывался к событиям эпохи. В итоге получилась такая очень плотно увязанная история. Благодаря этому, думаю, когда зрители будут смотреть, они многие вещи смогут для себя открыть по-новому.
— Поскольку у всех на слуху сейчас зарубежные сериалы, использовали ли вы что-то в качестве референса?
— Не могу сказать, что мы ориентировались на что-то. Но было общее настроение от просмотра некоторых фильмов, которое передалось и на меня, и на режиссера, и на актеров. Это фильмы — у них похожие названия — «Самый опасный человек» с Филиппом Сеймуром Хоффманом и «Свой человек» с Аль Пачино и Расселом Кроу. Настроенчески и по тому, как это сделано, эти фильмы, мне кажется, нам близки, хотя не скажу, что это были прямые референсы.
— Расскажите, как вы подходите к выбору команды, которая будет работать над проектом?
— По моему опыту, это самая сложная задача. Я бы сказал это похоже на собирание пазла, которым занимаешься постоянно и каждодневно. Правильно подобрать все элементы — один из залогов успешности проекта. Это, например, определяет энергетику внутри команды и, значит, внутри всего проекта. Пожалуй, самым ярким опытом в этом плане была «Брестская крепость» — вот где была ну очень сильная энергетика. Причем она задавалась не только группой, а даже стенами самой Брестской крепости, где мы снимали. Как итог — кино получилось.
— Так было и на «Неподсудных»?
— С Игорем Петренко вопросов не было, я всегда знал, что роль Воронова должен сыграть он. Что касается роли Волкова, мы встретились с Кириллом Плетневым на пробах, и вместе с режиссером Мурадом Алиевым сразу поняли, что Кирилл подходит, даже пробы делать в итоге не стали. Кирилл, кстати, был очень рад сыграть отрицательного героя. Остальные исполнители уже прирастали по ходу: Сергей Ишханович Газаров, которого я знаю много лет и безмерно уважаю, попал абсолютно в свою роль, Николай Добрынин — то же самое. В проекте масса хороших актеров, и я для себя считаю это показателем, потому что когда такие актеры приходят на проект — это не просто так. Я скорее актерско-режиссерский продюсер, нежели циничный бизнесмен. Мне кажется, что существует такое неправильное мнение, что актеры снимаются прежде всего за деньги. Я никогда так к актерам не относился и не отношусь. Любому действительно хорошему актеру проект должен нравиться. Сделать так, чтобы проект был интересен его участнику — для меня первостепенная задача.
— Еще один проект, над которым вы сейчас работаете — «Восхождение на Олимп». Расскажите о нем.
— «Восхождение на Олимп» — это, скажем так, ретро-детектив. Накануне Олимпиады-80 из музея исчезает картина, которая до начала игр должна быть передана в дар правительству ФРГ. Наш бравый следователь Ставров берется за расследование. Интрига усиливается тикающим счетчиком — герой должен найти картину за ограниченный отрезок времени. Навеяно это было отчасти нашим, как мне кажется, хорошим проектом «Охотники за бриллиантами». И, конечно, повлияли замечательные произведения Вайнеров «Визит к Минотавру», «Гонки по вертикали» и их экранизации. То есть ближе в эту сторону мы двигались.
На съемках сериала «Восхождение на Олимп»
Жанр — детектив, где нет продажных милиционеров, где одни убегают, другие догоняют. Снимал прекрасный режиссер Сергей Щербин, с которым до этого делали «Страсти по Чапаю», «Дело было на Кубани». В плане актеров не ставилась задача собрать звездный состав. Мы не хотели брать известного артиста и делать из него следователя из 80-х. Мы пошли другим путем — взяли актера, который типажно, по характеру похож на человека из того времени. По такой схеме и сложился каст. Нет звезд, но есть очень хорошие, блестящие актеры, которые полностью попадают в ту эпоху.
— Присутствие известных актеров, на ваш взгляд, не гарантирует успех проекта?
— Я бы сказал, что на успех проекта в первую очередь влияет драматургия и сценарий. Это процентов, наверное, сорок. Режиссура — процентов тридцать. И остальное — актеры, технологи и прочее. Вообще в деятельности продюсера чтобы добиться успеха, важно со всеми находиться на одной волне и уметь идти на компромисс. Можно сказать, что работа продюсера — это постоянный компромисс, компромисс с собой, с актерами, с режиссерами, с инвесторами.
Кадр из сериала «Неподсудные»
Но, как мне кажется, никогда не нужно идти на компромисс в ущерб себе и проекту. Конечно, не всегда это удается, поскольку производство сопряжено с бесчисленным количеством факторов — съемки, объекты, бюджет. По моему опыту, любой проект так или иначе теряет процентов десять-пятнадцать от первоначально задуманного.
— И «Неподсудные» и «Восхождение на Олимп» — фильмы, обращенные к нашей истории и, очевидно, затрагивают актуальные политические вопросы. Могли бы вы сказать, что тут сыграла роль политизация общества, произошедшая в последние года полтора?
— Я не думаю, что дело в политизации общества. Думаю, это в каком-то смысле мода. Есть определенные витки жанров, тем, стилей. Например, у нас же был виток фильмов про Великую Отечественную войну, их выпускалось огромное количество, а сегодня их стало меньше, но они выросли в качестве. Вот так получилось, что на телеке, видимо, наступает время таких проектов, как наши. Вероятно, пришло время приоткрыть занавес над какими-то политическими темами, потому что долгое время считалось, что о политике говорить как-то неправильно. За рубежом ведь тоже происходит нечто похожее — вспомните «Родину», «Карточный домик».
— Напоследок могли бы вы назвать самые главные и важные для вас проекты, из тех, над которыми вы работали? И почему именно они?
— Из того, что еще не вышло — это «Неподсудные», а из того, что показано, но еще не вышло в России — «Петр Лещенко. Все, что было…». Меня в этих проектах привлекает романтика, в них очень легко все примерить на себя и вместе с героями прожить историю. И, конечно, «Брестская крепость».
Кадр из фильма «Брестская крепость»
Да, для меня это, пожалуй, один из самых главных проектов. Когда мой ребенок, посмотрев фильм, попросил поехать к Брестской крепости, и мы поехали, я подумал: «Вот для чего на самом деле снимается кино».