Чё за «ЧОZA» и как смотреть этот хоррор?

Сюжетно «ЧОZA» — это молодежный хоррор с классической историей «молодые люди пошли в лесной поход и встретили неведомое». Но смотреть этот «фильм ужасов» нужно следующим образом: вы заходите во VK и регистрируетесь в соответствующем сообществе.

Просмотр начинается с того, что вам приходит первое сообщение от одного из героев фильма, потом от другого, потом приходят голосовые и видеообращения — и вот вы уже сами не замечаете, как становитесь одновременно и участником «похода», и зрителем фильма «Не ходи в поход». Полное погружение гарантировано. Мы встретились с креативным продюсером проекта Максимом Вахитовым, чтобы узнать подробности создания «ЧОZA» и вообще, чё за…

Максим Вахитов / Фото: предоставлено Максимом Вахитовым
Максим Вахитов / Фото: предоставлено Максимом Вахитовым

— Сейчас что ни проект, то обязательно «иммерсивный». Да и проект «ЧОZA» как только не называют. Какое определение ему дали бы вы?

— Уникальный. Как бы пафосно ни звучало, но реально такого еще никто никогда не делал. Но при этом он и иммерсивный, и интерактивный.

Если смотреть на термины, то «иммерсивный» означает «погружающий», а наш проект погружает в себя зрителя. История идет практически в реальном времени, развивается в течение нескольких дней, зритель погружается в нее и начинает ощущать как реалистичную. Интерактивность тоже присутствует: зритель контактирует с героями, получает от них звонки и сообщения, может писать им в ответ и даже перезванивать при необходимости, например, если пропустил входящий звонок «из истории».

— В чем главный прикол «ЧОZA»? Как это работает?

— Особенность — в созданной нами «псевдореальности». Все как в реальной жизни! Герои имеют свои страницы в соцсети, причем странички достаточно «живые». Они пишут зрителю сообщения, шлют стикеры, фотки, войсы, звонят по видеосвязи. Все это происходит в реальное время истории, то есть утренний звонок — утром, в обед — у них тоже обед и так далее.

Зрителю ничего не нужно для этого скачивать, нужно просто официальное приложение ВК, далее все происходит непосредственно в твоем личном аккаунте, тебе наравне с твоими реальными друзьями пишут герои нашего проекта.
 

Трейлер проекта «ЧОZA»

Разумеется, у нас предусмотрены сценарии для ситуаций, когда зритель не смог ответить на звонок или прочитать сообщение. История становится «на паузу» и продолжится, лишь когда зритель прочитает сообщение или сам перезвонит «виртуальному другу».

Для реалистичности в этом случае действие дальше пойдет в ускоренном темпе до «текущего момента» истории, а дальше продолжится в привычном темпе.

— Как родилась идея?

— Просто: я гулял, и идея пришла мне в голову. Так, мне кажется, происходит со всеми идеями. Не было процесса, когда бы я сидел за столом и думал: «Так, а что сейчас популярно? Короткие видео, вертикальный формат и мессенджеры? Хм… А попробую-ка я это все совместить!» Такая логика пришла позднее, потом я именно ее и представлял в первой презентации проекта.

На самом деле, идея пришла в голову сразу в виде сюжета. «Было бы прикольно, — подумал я, — если бы пять человек пошли в поход, а зритель стал был шестым участником, который не смог пойти, но постоянно на связи с друзьями. Ему „герои истории“ звонят по видео и пишут сообщения в реальном времени. А с ними в походе происходят какие-то странные мистические штуки». Вот так выглядела идея.

Максим Вахитов на съемках проекта  «ЧОZA» / Фото: предоставлено Максимом Вахитовым
Максим Вахитов на съемках проекта  «ЧОZA» / Фото: предоставлено Максимом Вахитовым

— За это время, прошедшее от идеи до воплощения проекта, вышло несколько экспериментальных проектов: Screenlife у Бекмамбетова, швейцарская «Ночная игра», возможно, были и некоторые другие. Вы переживали, видя появление возможных конкурентов?

— Честно? Да! Я придумал проект аж в 2013 году, когда ничего из перечисленного и близко не было. Не было даже видеозвонков в VK. Я тогда видел общение героев со зрителем через приложение наподобие Skype, и мы даже сделали приложение-прототип, назвав его Sfype. В прототипе не было текстовых сообщений, зрителю только поступали видеозвонки по определенной схеме.

Потом возникло понимание, что новые приложения люди скачивают редко, поэтому с идеей надо «заходить» в какое-либо уже существующее и уже популярное. Время шло, и я постоянно отслеживал: не появляется ли что-то похожее на мою задумку, но — не появилось. Настал момент, и мы сделали «ЧОZA».

— Сценарий «ЧОZA» — коллективный труд?

— Сюжет я придумывал с командой, а сценарий уже написал сам. Сообщения героев, их страницы — тоже моя работа.

«ЧОZA production» — небольшой стартап, нас сейчас в нем всего пять человек. В проекте я являюсь креативным продюсером и идеологом (меня почему-то смешит это слово). Есть еще продакт-менеджер, который отвечает полностью за проект и за переговоры с партнерами, есть специалист по SMM, администратор и наконец есть человек, который отвечает за техническую часть, общение с командой разработчиков VK.

На съемках проекта  «ЧОZA» / Фото: предоставлено Максимом Вахитовым
На съемках проекта  «ЧОZA» / Фото: предоставлено Максимом Вахитовым

— Есть ли какое-то отличие в написании сценария для «ЧОZA» от сценария фильма?

— Сценарий видео (звонков), в принципе, похож на традиционный для фильма, но некоторые отличия есть. Например, каждая сцена — это отдельный звонок, и поэтому зрителю нужно понимание, почему герой звонит именно в этот момент.

Разумеется, каждая сцена должна быть «однокадровая», но в ней обязательно должно что-то произойти, в конце должен присутствовать какой-то «крючок», сюжетный ход, подогревающий интерес зрителя, заставляющий его ждать следующего звонка или сообщения. Если посмотреть все сцены подряд, получится излишне насыщенный фильм, в котором вообще нет «воздуха», но в выбранном нами формате рассказываемая история выглядит вполне естественной. У нас же не только видео, в промежутках между звонками-сценами зрителю приходят личные сообщения от героев картины.

Но так как «ЧОZA» это не только видео, то в ходе работы были и необычные форматы. Например, когда я стал прописывать сообщения героев, мне пришлось переносить сценарий в Excel. Это, скажу я вам, очень интересный опыт для сценариста.

Но и это было не самое необычное. А «самое» — было при составлении автоответов на сообщения зрителей: ведь тебе нужно представить, что может написать зритель персонажу в этот промежуток времени и что может ответить персонаж в ситуации, в которой он в данный момент находится. Вот это была задача — прям «взрыв мозга»!

— Были ли импровизации во время съемок?

— Импровизацию я на съемках допускал, чтобы было живее, но это только какие-то отдельные фразы, не более.

На съемках проекта  «ЧОZA» / Фото: предоставлено Максимом Вахитовым
На съемках проекта  «ЧОZA» / Фото: предоставлено Максимом Вахитовым

— Не я один отметил отсылки к Blair Witch Project? Или это только ассоциации?

— Когда я презентовал проект, то там была фраза «Это как „Ведьма из Блэр“ только „здесь и сейчас»!». Но какой-то прямой отсылки или ориентира на «Ведьму» у нас не было. Я просто так объяснял, чтобы людям было понятнее, что такое мы делаем.

— Мат в проекте — это необходимость?

— Мы им разговариваем. Он есть в нашей жизни. А так как в проекте мы максимально «играем в реальность», то герои «Не ходи в поход» в определенных местах используют подобную лексику. Когда с героями происходит что-то жуткое, появляется какая-то угроза жизни, они не могут написать «ой, все плохо!» — такой фразе никто не поверит, пропадет реалистичность. Напомню, что наш зритель в основном представитель «поколения Z», он сразу почувствует фальшь, ему нужна правда жизни, реализм.

— Как идет монетизация проекта? Зритель должен платить за участие (или просмотр, я даже не знаю, как это назвать) в «ЧОZA»?

— Монетизация на данный момент проста: «ЧОZA» не бесплатна. Просмотр «Не ходи в поход» стоит 59 рублей. Мы даем первый день бесплатно, чтобы зритель, познакомившись с форматом и сюжетом, сам решил, хочет ли он смотреть дальше.

На съемках проекта  «ЧОZA» / Фото: предоставлено Максимом Вахитовым
На съемках проекта  «ЧОZA» / Фото: предоставлено Максимом Вахитовым

— Почему проект идет три дня?

— Длительность в три дня оказалась оптимальной. Изначально я вообще-то думал, что события будут развиваться неделю, но постепенно пришли к трем дням, семь было бы слишком много. За этим не стоит какая-то «магия цифр», просто нам хотелось достичь развития «экранного действия» параллельно с реальной жизнью зрителя, для иммерсивности. Круто же, когда заставляешь зрителя ждать «что там будет завтра?».

— Сколько смен было?

— Смен всего было десять.

— Это все профессиональные актеры? Мне показалось, что я где-то видел Пузыря…

— Да. Мы специально искали свежие новые лица, чтобы все выглядело наиболее реалистично. Но в то же время нам нужны были очень крутые ребята, которые умеют «играть в жизнь». Мне кажется, мы их и нашли.

На съемках проекта  «ЧОZA» / Фото: предоставлено Максимом Вахитовым
На съемках проекта  «ЧОZA» / Фото: предоставлено Максимом Вахитовым

— Кто держит камеру? И вообще, сколько людей было на «съемочной площадке»?

— Камеру держат двое. Актер, который «звонит», и оператор, который следит за тем, что входит в кадр. Людей на площадке я не считал, могу лишь сказать, что снимали мы относительно бюджетно, но требования были вполне профессиональными.

— Почему проект существует только во «ВКонтакте»?

— Так совпало. Когда мы были в поисках платформы, куда можно «вписаться» с нашим проектом, появилась новость о том, что VK скоро сделает видеозвонки. Мы пришли к ним, и наш проект их очень заинтересовал. VK полностью реализовал на своей стороне техническую часть. И это отлично, ведь наша основная аудитория сидит именно в этой соцсети.

На съемках проекта  «ЧОZA» / Фото: предоставлено Максимом Вахитовым
На съемках проекта  «ЧОZA» / Фото: предоставлено Максимом Вахитовым

— Ну да, я, наверное, не попадаю в ЦА «ЧОZA». Но в ответ на мою первую реплику, мне ответили как 40-летнему мужчине. Это случайное попадание или есть какой-то алгоритм?

— Это еще одна из наших «фишек»! Зритель же зарегистрирован в VK, поэтому мы знаем его пол, и легко можем сделать различные обращения к мужчинам и девушкам. Причем в сообщениях это не только разница в окончаниях, а иногда и в тоне сообщения, иногда даже текст может быть совершенно другим.

— Каково будущее проекта? Планируете ли продажу формата за границу?

— Ну что сказать, Цукерберг еще не позвонил. Мы только в начале пути. Посмотрим, что будет дальше.

На съемках проекта  «ЧОZA» / Фото: предоставлено Максимом Вахитовым
На съемках проекта  «ЧОZA» / Фото: предоставлено Максимом Вахитовым

— Готовится ли еще что-то подобное? Та же «Ночная игра» три года назад как-то мелькнула — и все.

— Конечно, продолжение готовим, так как интерес есть и он высок, хотя мы нигде не рекламировали свой проект, только в VK продвигали. На данный момент более 200 тысяч человек нажали «Старт», чтобы начать смотреть «Не ходи в поход». До конца года планируем выпустить следующую «ЧОZA». Это будет уже комедия, причем трешовая комедия, мы же в digital. Так что ищите нас в VK, попробуйте что-то новое.
 

 


Обложка: на съемках проекта  «ЧОZA» / Предоставлено Максимом Вахитовым

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *