— «Цензор» создавался семь лет, и схема его производства была, скажем так, нестандартной. Как выглядели привычные этапы препродакшна, съемок и постпродакшна?
— В современном кинопроизводстве часто сложно разделить эти этапы. Многие уже считают, что стоит все рассматривать как один производственный период. На «Цензоре» у нас не было единого съемочного периода, а были блоки. Константин Шелепов, режиссер, начал работать над фильмом в 2012 году. Сначала он думал делать короткометражку по мотивам рассказа Ивана Тропова, который так и назывался «Цензор». Но постепенно идея переросла в полный метр.
Трейлер фильма «Цензор» (2019)
Первые съемки Костя вместе с оператором организовали на собственные деньги, 300 тысяч рублей. Еще через несколько месяцев приступили к сбору через краудфандинг. И дальше сложилась такая схема: сценарий, подготовительный период очередного блока, съемки этого блока, черновой постпродакшн, включающий монтаж и приемлемый звук, публикация видео для сбора денег на следующий блок.
Таких циклов вначале было три: самый первый на собственные деньги, второй с краудфандингом 500 тысяч рублей и третий с краудфандингом в миллион рублей. Потом появилось еще несколько миллионов рублей, спонсорских и инвестиционных, на которые была проделана оставшаяся часть работы.
На съемках фильма «Цензор» (2019) / Фото: UGC Pictures / Filmatico / Кинокомпания HHG
В 2015 году, когда фильм был, как нам казалось, почти целиком снят, мы поехали на Венецианский кинофестиваль, где представили картину на питчинге проектов для копродукции. Там мы выиграли $5 тысяч на постпродакшн, и на этом хотели картину завершить. Однако после монтажа стало ясно, что фильм следует еще доработать. Мы снова дописали сценарий, дополнили сюжет, фабулу, лучше объяснили мир фильма.
Был проведен еще один большой блок съемок и пересъемок. Часть сцен были новые, кое-что и переснимали. Несколько кадров к финалу фильма сняли буквально за неделю до премьеры в августе 2017 года в Выборге. Потом где-то полгода мы показывали фильм в разных местах и, пользуясь фидбеком от показов, еще какие-то вещи досняли или сократили.
На съемках фильма «Цензор» (2019) / Фото: UGC Pictures / Filmatico / Кинокомпания HHG
Получается, что у нас не было полноценного препродакшна, когда есть готовый сценарий, все распланировано, рассчитан весь бюджет. Скорее, фильм сам себя менял в процессе работы. Кроме того, росла команда и режиссер. Костя менялся, учился, а его требования к самому себе по ходу повышались — то, что его устраивало в начале работы, дальше казалось уже не тем уровнем.
Конечно, плана работать методом проб и ошибок у нас не было, но примерно так оно и произошло. Не было четкого плана работы — были обсуждения, споры и, когда возникала хорошая идея, ее подготавливали и реализовывали. Мы не знали, когда это будет закончено и чего будет стоить. Единственный план, который у нас был — это план снять и выпустить фильм.
— У «Цензора» смешной по меркам полнометражного игрового кино бюджет. Как удалось уместиться в его рамки, тем более учитывая, что это все-таки экшн?
— Мы тратили деньги только там, где никак не могли их не потратить. Везде, где можно было договориться бесплатно, за «спасибо», где можно было максимально снизить цену, мы такую возможность использовали. Оборудование часто задействовали собственное — фильм снят на фотоаппараты, общедоступную технику. Также в поддержке фильма за титр, за логотип принимали участие ренталы.
После монтажа стало ясно, что фильм следует еще доработать. Мы снова дописали сценарий, дополнили сюжет, фабулу, лучше объяснили мир фильма.
Но были по технике и платные вещи. Например, когда мы начинали снимать, дроны были другие. За первые мы платили, у них был специальный оператор, они были громоздкие, без GPS и управлялись только вручную. Под конец же съемок это был собственный компактный дрон режиссера.
Главные актеры получали минимальную, почти символическую ставку. За деньги строилась декорация кабинки виртуальной реальности. Множество сцен было снято просто в монтажке. Одна и та же комната, снятая с разных ракурсов и с переставленной мебелью, «сыграла» несколько помещений в фильме, использовалась для некоторых крупных планов и дополнительных кадров. Выбор ракурсов и монтаж позволяли это скрыть. Целый ряд ресурсов использовались по договоренности. Большая сцена игры «Немезида» происходит в бизнес-центре «Технополис» в Питере. Там находился офис одного из продюсеров, Николая Бункина.
На съемках фильма «Цензор» (2019) / Фото: UGC Pictures / Filmatico / Кинокомпания HHG
Конечно, за расходные материалы надо было платить. Грим, пиротехника. Был экшн-продюсер Петр Желтухин, без которого боевые сцены было бы невозможно сделать. Было огромное количество добровольцев, так называемый крауд-сорсинг: машины, реквизит, исторические костюмы, массовка. Но иногда из-за этого мы были сильно ограничены. Те же машины мы не могли бить. Или, например, у нас есть сцена Второй мировой, в которой участвовали реконструкторы. Историческую военную форму портить было нельзя. Поэтому сцена решалась монтажом и ракурсами, чтобы не рвать и не пачкать одежду. Графики в фильме достаточно много, но и её цена несопоставима с рыночной.
Вообще, сроки и цена взаимосвязаны. На большой картине у тебя есть срок производства, очень плотный график. Ты платишь, чтобы в нужную дату получить то, что тебе нужно. А в случае «Цензора» нам для этого приходилось ждать. То есть, денег потратили немного, а вот времени…
— За время создания фильма техника совершила огромный скачок. Не было бы у вас из-за этого проблемы немонтируемости материала разного качества?
— Нет, так как большая часть фильма снята на Canon 5D Mark II. Хотя, если внимательно смотреть, то можно заметить, что оборудование меняется. Более ранние сцены чуть более шумные. Сцены более поздние выглядят чуть более вылизано за счет более новой техники. Такие вещи, как GoPro, Phantom, Sony FS700, на которую снимались рапиды — это все мало менялось. Был DJI Ronin, но он появился не сразу. Жаль, что за время съемок кадры с дронов перестали удивлять — сегодня это, по сути, стандарт любого фильма.
На съемках фильма «Цензор» (2019) / Фото: UGC Pictures / Filmatico / Кинокомпания HHG
— Насколько велика была ваша команда и как она менялась в связи с растянутыми сроками?
— В титрах дикое количество народу. Причем многие выполняли сразу несколько функций. Взять хотя бы Константина Шелепова. Он одновременно режиссер, оператор-постановщик, монтажер и один из продюсеров. Исполнительный продюсер Андрей Натахин был одновременно и вторым режиссером. Были сцены, где работали только Костя, Андрей и кто-либо из актеров. Но, например, на экшн-сценах, где требовалась многокамерная съемка, конечно, людей было больше. Иногда было больше операторов, иногда меньше. Естественно, были гримёры, художник по костюму, пиротехники, осветитель. Состав съемочной группы варьировался от сцены к сцене.
На съемках фильма «Цензор» (2019) / Фото: UGC Pictures / Filmatico / Кинокомпания HHG
— С учетом продолжительного периода работы, не было ли у вас выгорания, и, если да, то как с этим справлялись?
— Первые года три-четыре выгорания не было. Наоборот, был энтузиазм. Мы снимали и дорабатывали, прекрасно понимая, что это длинная история. И пока шла работа над самим фильмом, все были заряжены оптимизмом. Фильм рос, сам себе помогал, появлялись партнерства, появлялись деньги, хотя излишков не было никогда и ничего сверх минимально необходимого позволить было нельзя.
На съемках фильма «Цензор» (2019)
Но оптимизм начал иссякать, когда мы показали первую законченную версию фильма. Мы ведь сняли полноценный зрелищный экшн с хайконцептом в основе сценария и инстинктивно ожидали, что первые же показы произведут фурор или хотя бы скандал. Но реакция фестивальной публики оказалась на удивление сдержанной.
То, что фильм такого размаха сделан за такие копейки, мало кого впечатлило так, как мы предполагали. Может, в силу субкультурности фильма, может, в силу каких-то несовершенств, тем более что и мы сами не считаем картину совершенной. В общем, суперуспеха, на который мы рассчитывали, не произошло.
На съемках фильма «Цензор» (2019) / Фото: UGC Pictures / Filmatico / Кинокомпания HHG
А потом фрустрацию усилило то, что мы долгое время искали выходы на рынок. Особенно переживала та часть команды, которая не была к этому готова, давили и обязательства перед участниками краудфандинга. Команда у нас разношерстная, есть как люди с опытом в киноиндустрии, так и совсем без. Я в кино уже давно, и для меня кино — это бесконечная фрустрация и ожидание. Меня момент, когда долгое время ничего не происходит, не останавливал. Настойчивость — ключевой ресурс. Нельзя бросать, иначе ничего не будет. За тебя никто тащить твой фильм не будет.
Это стандартная стартаперская история, называемая «долиной смерти», когда ты идешь-идешь-идешь, и не знаешь, туда ли вообще движешься и когда придешь. Все успешные проекты — это проекты, создателям которых хватило терпения дойти до конца. Нам, слава богу, хватило, хотя кризисные моменты были.
Мы не знали, когда это будет закончено и чего будет стоить. Единственный план, который у нас был — это план снять и выпустить фильм.
— Расскажите подробнее о выходе на рынок, на наш и на зарубежный.
— Взаимодействие с рынком, поиск дистрибуции и переговоры — ничуть не проще, чем собственно создание фильма. Фильм можно выпустить только один раз, здесь уже ошибиться и исправить ничего нельзя.
По поводу российского рынка мы встречались с разными людьми. Их, кстати, было не так много, потому что большая часть индустрии картину просто проигнорировала. А те, с кем мы встречались, всегда предлагали свое мнение: кто-то хотел переделать это в сериал, кто-то предлагал перемонтировать, кто-то прогнозировал кассу ниже некого плана. Вот такая реакция крупных игроков огорчала больше всего, потому что хотелось реализовать фильм в том виде, в котором он был сделан. Звучало некое негласное требование «русский фильм не может быть больше ста минут». На данный момент мы продали фильм для VOD. Но когда стала известна дата релиза и мы организовали несколько кинопоказов по этому случаю, возник спрос. Сейчас есть и еще будут показы в кинозалах, что радует: на большом экране фильм смотрится и звучит отлично.
На съемках фильма «Цензор» (2019) / Фото: UGC Pictures / Filmatico / Кинокомпания HHG
Фрустрация от нашего рынка компенсировалось тем, что фильм вызвал серьезный интерес за рубежом, прежде всего в Азии. Те международные продажи, которые были сделаны, уже вернули большую часть наших затрат. Всего у нас было три попытки выхода на зарубежные рынки — две самостоятельные и одна с партнерами. Первая — это выход на Венецианский фестиваль в 2015 году. Тут надо сказать спасибо Кате Мцитуридзе и всей команде «Роскино». Мы отправили материалы по фильму и были отобраны на питчинг. Тогда сразу возник интерес, потому что у нас была драйвовая презентация и отснятый материал, что выделяло проект на фоне других участников. Был ряд предложений, но принимать их мы не торопились, потому что не было конкретики, да и хотелось фильм завершить и устроить его фестивальную судьбу.
На съемках фильма «Цензор» (2019) / Фото: UGC Pictures / Filmatico / Кинокомпания HHG
Вторая попытка — это Каннский фестиваль 2017 года, когда фильм был готов на 90%. Мы ходили по кинорынку непосредственно в поисках сейлз-агента: встречались с людьми, показывали буклеты, материалы, питчили. Предложения поступали, но вновь мы не торопились их принимать, потому что это были или совсем маргинальные игроки, или достаточно большие компании, но помещавшие фильм в контекст трешовых хорроров, что нас не устраивало. Легендарная компания «Инерсинема» отказала из-за обилия жестокости в фильме, но передала фильм фестивалю «Окно в Европу» в Выборге, где и случилась премьера. А осенью 2017 года к нам обратилась компания Antipode Sales & Distribution. Они оценили картину и сделали достойное, на наш взгляд, предложение. К тому же, портфолио у них было самое престижное из всех, с кем складывались перспективы сотрудничества.
На фестивале «Окно в Европу» / Фото: UGC Pictures / Filmatico / Кинокомпания HHG
Стоит учесть, что сейлз-агент заинтересован в том, чтобы устраивать судьбу картины самостоятельно: фестивальный цикл и продажи взаимосвязаны. Во время переговоров прозвучал медицинский термин «интактный» — то есть, важно, чтобы готовый фильм никто, в том числе ты сам, до твоего сэйлза не трогал и никуда не отправлял. Лучше найти сэйлза до премьеры. В России фильм тогда уже показывался несколько раз, но зарубежных показов, к счастью, еще не было, и это позволило договориться и начать работу с Antipode.
— В «Цензоре» очень много, по меркам отечественного кино, жестокости, насилия и кровопролития. Как думаете, картина может повлиять на культуру восприятия этих вещей в российском кино?
— В России есть немало жестоких картин. Например, фильмы Балабанова. А вот культуры микробюджетного жанрового фильма нет. Жестокость в «Цензоре» продиктована многими причинами. И режиссер, и автор сценария, и продюсеры росли на таком кино. Всеми любимые классические фильмы Пола Верховена, Дэвида Финчера, Мартина Скорсезе, Мела Гибсона первоначально получали чрезвычайный рейтинг NC-17, который лишь в перемонтированном варианте снижался до R. Но примерно после «Титаника» студии сделали ставку на еще более мягкий рейтинг PG-13 — не ради качества, а ради допуска тинейджеров в кинозал. И вот уже лет двадцать экшн и военное кино стыдливо прикрывают кровь, лгут зрителю.
Кроме того, наш фильм исследует природу цензуры, этических норм, насилия, сексуальности, а главными героями являются цензоры-ограничители. Было бы странно не показывать тот «запретный материал», с которым они ежедневно имеют дело. Это диктовало откровенную природу фильма. Насилие и секс в кино — это аттракцион, но в нашем случае это не цель, а средство. Мы все-таки делали важное высказывание о том, что за люди учат нас нравственности. Надеюсь, мы своим фильмом открыли некое окно Овертона, и молодые кинематографисты увидят, что можно снимать, не оглядываясь ни на какие рамки и ограничения.
На съемках фильма «Цензор» (2019) / Фото: UGC Pictures / Filmatico / Кинокомпания HHG
— В начале Q&A после показа фильма один из продюсеров сказал, что за время создания картины «были сделаны все возможные ошибки». От каких самых основных ошибок вы хотели бы предостеречь других людей, желающих снять свое независимое кино?
— Сложный вопрос. Все ошибки, которые мы допустили, были в нашем процессе очень органичны. Когда слушать, а когда не слушать совет со стороны? Как принимать решения — голосованием или иерархически? Это очень индивидуальные вопросы. Кажется, что будь процесс больше формализован, эффективность была бы выше, но ясно, что тогда это кино было бы невозможно сделать за 6 миллионов рублей на энтузиазме.
Такой фильм, как «Цензор», можно снять лишь один раз в жизни. Второй раз так на энтузиазме не соберешься, понадобятся другие рецепты. Более того, наш рецепт применим только к нашему фильму, другой фильм будут делать другие люди по другим договоренностям и с другими взаимоотношениями. Самое главное в кино — надо всегда понимать, что финишная ленточка может отодвинуться когда угодно, неограниченное число раз, на неограниченное расстояние, даже когда ты уже её пересек.
На съемках фильма «Цензор» (2019) / Фото: UGC Pictures / Filmatico / Кинокомпания HHG
И к вопросу об ошибках. За счет нашей особенности, мы сами исправляли все допущенные ошибки, тогда как в формализованном кинопроизводстве некоторые ошибки нельзя исправить никак. Мы, например, могли себе позволить переснять сцену, если режиссеру она не нравилась. На «большой» картине такой возможности никто не даст. Но главное — не ошибки, а выводы, которые мы сделали и опыт, который приобрели. И то, что кино в итоге дошло до зрителя.
Обложка: на съемках фильма «Цензор» (2019) / Фото: UGC Pictures / Filmatico / Кинокомпания HHG