Трудности форматирования
— До «БИХЭППИ» вы писали «Большую игру»…
— Нет, я ее не писала, я ее выпускала как продюсер. Я работала на СТС как креативный продюсер. Работала, ушла, и после третьего сезона «Сладкой жизни» на ТНТ вернулась «на годик» по просьбе Вячеслава Муругова.
Трейлер сериала «БИХЭППИ»
— Можно ли сказать, что ты стояла у истоков течения телесериалов, сочетающих в себе и драматическую, и юмористическую линии?
— Я работаю в основном с драмой и не работаю с комедией. То есть какие-то комические элементы могут присутствовать, но с чистым комедийным жанром я не работаю. Если почитать Михаила Михайловича Бахтина, то он пишет, что трагедия и комедия рядом, но способ рассказа истории разный. Мы с авторами Аркадием Водаховым и Настей Волковой определили жанр «БИХЭППИ» как трагикомедия.
— Но, согласно учебникам, в трагедии, в отличие от драмы, предполагается гибель одного из персонажей. Для меня совершенно точно видна драматическая сюжетная линия, которая разбавлена шикарными шутками.
— Восприму это как комплимент. А еще (хитро улыбается) вы не видели сериал до конца (последняя, восьмая, серия «БИХЭППИ» выходит 15 августа, — прим. tvkinoradio.ru).
На съемках сериала «БИХЭППИ» / Фото: предоставлено ТНТ-Premier
— Вы изначально снимали под брендом ТНТ-Premier?
— Да. Но продакшн Good Story Мedia. Мы знали, что будем снимать для ТНТ-Premier. На тот момент телеканал ТНТ уже отказался от драматических сериалов в эфире в пользу комедийного контента.
— Вас не смущало, что это будет онлайн-сериал?
— Я сама много лет смотрю сериалы в сети из-за того, что невозможно с такой работой, как у меня, и с детьми в определенное время приходить, садиться и смотреть телевизор. В 19:00 у меня разгар рабочего дня, условно в 20:00 я еду домой, потом — дети. В общем, невозможно смотреть сериалы по телевизору. Даже те сериалы, которые идут в эфире, я обычно пересматриваю или досматриваю в интернете. И у всех моих друзей то же самое. Это уже лет пять или шесть, поэтому, я думаю, «будущее уже наступило».
— Вот уже долгое время не прекращаются споры, что лучше: телевидение или стриминговые сервисы. Что ты думаешь по этому поводу?
— Все просто. Есть телевизионный зритель, есть интернет-зритель и есть пересекающаяся аудитория. На ТВ у каждого канала свой зритель. На СТС свой контент, на «России 1» — свой, и так далее. Любой сериал, который придумала я или любой другой сценарист, невозможно отнести на все каналы сразу. Если вы написали для тетенек, то это «Россия 1», Первый канал имеет свою усредненную взрослую аудиторию, которая после программы «Время» садится смотреть сериал. СТС — это семейные сериалы. На ТНТ идут только комедии. Те сериалы, которые пишу я, федеральным каналам в их нынешнем положении не будут интересны, они будут для них проблемными.
Ирина Аркадьева на съемках / Фото: предоставлено ТНТ-Premier
Пилот «БИХЭППИ» мы предлагали СТС. Потом принесли его на ТВ-3, туда как раз пришли Женя Никишов с Валерой Федоровичем, но у них тогда был план на своего зрителя, у них были свои пожелания. В итоге мы вернулись к Антону Щукину в Good Story Media и приняли решение писать конкретно для ТНТ-Premier.
— Но его тогда еще не существовало.
— Не существовало, но мы уже знали, что он будет, и знали, каким он будет. Я считаю, что это самая адекватная платформа на данный момент. Там внятный менеджмент, они знают, чего хотят, какие сериалы там будут, у них самый большой запас контента. А Ivi, Amediateka, «Кинопоиск» только запускают свое производство.
— Какая схема вам ближе: HBO или Netflix? Запойное смотрение или от серии к серии?
— Я смотрю первую серию, жду и потом смотрю все сразу. Если не заходит — вообще не смотрю. Это редакторская привычка: читаю первые 15 страниц, если не зашло — откладываю и больше не возвращаюсь. Могу вернуться только к книгам. Есть же такие книги, которые долго не выпускают.
Сценарист сегодня больше, чем сценарист
— Но сейчас вы являетесь сценаристом или креативным продюсером? При канале или в Good Story?
— «БИХЭППИ» я делала с Good Story для ТНТ-Premier, не принадлежа Good Story. Так можно (смеется). Что касается профессии, то сейчас уже не представляю себя вне площадки, вне всего проекта. Я считаю, что сценаристы, которые отдают свою работу какому-то режиссеру, чаще всего неадекватному, и он там делает с этими работами что-то свое, пишет режиссерский сценарий, например, — не правы.
Думаю, что нужно быть шоураннером, как в Америке, человеком, которому принадлежит идея. Он должен собрать команду вокруг себя и с ней идти вперед вплоть до самого финала.
Кадр из сериала «БИХЭППИ» / Фото: предоставлено ТНТ-Premier
У меня есть свое представление, почему я так думаю. На «Сладкой жизни», еще до появления режиссера Андрея Джунковского, мы с моим соавтором Петей Внуковым искали постановщика. Садились в интернете и составляли список, кто что снял. Потом разговаривали с каждым из этого списка. И вот один из режиссеров, которого мы отобрали, фильмография которого нам очень нравилась, сказал: «А давайте мы из вашей „Сладкой жизни“ сделаем мюзикл». Мы говорим: «Нет, мы не хотим мюзикл, мы хотим то-то и то-то». Он говорит: «Нет, это все понятно. Но вы сценаристы, вы свое дело сделали, и все. А я из этого сделаю классный мюзикл». В общем, разговор у нас не задался.
Режиссеры тогда не были готовы к тому, что сценаристы будут все время сидеть на площадке, на кастингах, на приемке звука, утверждать локации. И до сих не готовы к тому, что есть креативные продюсеры, которые написали сценарий. Но есть сценаристы, которые заработали денег на продаже сценария — и ok. Каждому свое.
— Как насчет такой точки зрения, что на телевидении в каждой серии нужны три сюжетных твиста — по количеству рекламных пауз, чтобы удержать зрителя?
— Никогда не думала об этом. Если первые 10 минут зрителю понравилось, следующие 10-15 минут авторы не облажались, если хороший кастинг и это держит зрителя, то никакие рекламные паузы не оттолкнут аудиторию.
Кадр из сериала «БИХЭППИ» / Фото: предоставлено ТНТ-Premier
— Как долго вы снимали пилот «БИХЭППИ»?
— Мы не снимали пилот. Мы снимали все сразу, потому что над этим проектом работала вся основная команда «Сладкой жизни».
— Во вы даете!
— У нас тот же оператор, художник-постановщик, художник по костюмам, кастинг-директор и режиссер монтажа.
— Вы долго писали «БИХЭППИ»?
— Мы писали три года. Но это из-за того, что я год была в декрете (смеется), год была на СТС, а если ты там работаешь, то не имеешь права работать с другим холдингом. Но если брать чистое время, мы писали год. Планировали 12 серий, но сократили до 8.
— А как это происходило? Вот вы пришли к продюсеру Александру Дулерайну, хлопнули стопкой листов: «Дулерайн, вот сценарий, читай»?
— Нет. В первый раз Александр нам отказал, а когда ему принес сценарий наш продюсер Антон Щукин, он взял его.
Кадр из сериала «БИХЭППИ» / Фото: предоставлено ТНТ-Premier
— И что поменялось в этом промежутке?
— Сначала это был сериал про телик, а стал про врачей. Александр Дулерайн всегда говорит, что про телик никому не интересно (но «Мылодрама» опровергла этот тезис). Антон Щукин перенес тех же героев, те же конфликты из телецентра в больницу.
— Одна из претензий к «БИХЭППИ» как раз заключается в том, что в первой серии так плотно сбиты сюжетные коллизии, что трудно понять, кто, где и с кем.
— Есть такая штука. Но это из-за просьбы Александра Дулерайна поджать монтаж. У нас изначально был более медленный ритм, но то, что мы сократились, мне кажется, тоже хорошо. Кстати, Александр приезжал к нам в монтажку и работал вместе с нами, за что ему огромное спасибо. На СТС, например, так не бывает. Александр же не давит, он просто говорит «Это мое мнение», всегда все держит в голове и знает, что за чем идет, при этом оставляет возможность сохранить то, что нам важно.
«Блондинки vs брюнетки»
— Я правильно понимаю, что все главные героини не случайно такие красивые и друг на друга похожи?
— Все, как в «Сладкой жизни» (смеется). Только там все были брюнетки, а в «БИХЭППИ» блондинки. Нам тогда говорили, что все похожи, и сейчас говорят то же самое.
— А Алена (Ясмина Омерович) выделяется не только характером, но и внешним видом, она брюнетка среди этого царства блондинок. Это ведь тоже не специально так?
— Да, точно. Все говорят, что она немножко *** [стукнутая]. Но такие же есть люди? У нас у всех героев есть реальные прототипы. И у Алены тоже. Я вообще не умею ничего выдумывать. Когда я что-то выдумываю, получается ужасно, об этом говорят два сезона «Ранеток» (смеется).
На пресс-показе сериала «БИХЭППИ» / Фото: предоставлено ТНТ-Premier
— Расскажите про кастинг.
— Кастинг тоже шел три года, пока готовился сценарий. Мне удобнее писать под конкретного человека. Я даже недавно вывешивала пост в Instagram, кто у нас должен был сыграть и кто сыграл в результате.
— В ваших проектах всегда участвуют замечательные дети. Поделитесь лайфхаком: как вы их подбираете? Ведь с детским кастингом всегда проблемы — они приходят с не очень адекватными родственниками. Это всегда катастрофа.
— Да, мамы, бабушки — это что-то. Вообще весь кастинг, в том числе детей, мы с Джунковским называем «на кончиках пальцев». Ты видишь человека и понимаешь, что он или подходит для одной роли, или для другой, или вообще не подходит. В случае с «БИХЭПППИ» детей — Марка и Еву — я уже знала. Когда же приходит на кастинг незнакомый ребенок, то сразу видно — это артист или его так мама прокачала.
Мы стараемся сразу сбить то, что ему мама говорила, и начинаем спрашивать: как дела, что сегодня ел, где живешь, в каком классе учишься. Иногда просим прочитать стихотворение. Однажды пришел мальчик, года четыре. И он начинает читать Шпаликова «По несчастью или к счастью истина проста…» (все хохочут). Я чуть не умерла от смеха. Это, наверное, было какое-то любимое родительское стихотворение, и они научили четырехлетнего мальчика. Под финал стихотворения: «В сорок пятом угадаю, / Там, где — боже мой! / Будет мама молодая / И отец живой» — мы все валялись.
На съемках сериала «БИХЭППИ» / Фото: предоставлено ТНТ-Premier
Еще важно смотреть, как быстро ребенок собирается. Ты просишь войти в кадр, а он все еще хулиганит. Значит, не готов, психика еще не готова к тому, чтобы быстро собраться перед камерой. Я вообще обожаю кастинг.
Как разобрать героев на типажи
— Ты москвичка?
— Да. Я окончила филфак Московского педагогического университета и факультет дополнительного образования при ВГИКе у Александра Бородянского.
— Тогда откуда вы знаете столько о провинциалах, которые приезжают в Москву? За кем вы подсматриваете?
— Я за всеми подсматриваю. Вот будет во втором сезоне «БИХЭППИ» журналист, я его с тебя спишу.
— Попал… Откуда такие познания в области медицины?
— Когда мы писали Аркашу (главный герой, руководитель больницы, — прим. tvkinoradio.ru), то это скорее был собирательный образ. Мы опросили порядка десяти топовых врачей, приглашали их на интервью. В первую очередь разговаривали с теми, кто вернулся из Америки, Испании, Израиля, Германии.
— И на самом деле есть такие положительные герои, как Аркадий?
— Да. На самом деле, у нас четыре типажа. Первый — это Аркаша, правильный, с семьей и работой. Вторая — жена Аркадия, Шура, есть семья, но нет работы. Третья — Оксана, есть работа, но нет семьи. И четвертый — Евген, предполагалось, что у него была работа, но сейчас он работает на папу, без семьи. Еще есть Кристина, содержанка, но умная. Алена — сумасшедший альтруист. Вот четыре главных типажа и два дополнительных. Мы их взяли и перемешали.
Кадр из сериала «БИХЭППИ» / Фото: предоставлено ТНТ-Premier
— Как в «Сладкой жизни», только подозрительно мало секса.
— «БИХЭППИ» не про секс, он про отношения. Весь секс мы оставили в «Сладкой жизни». Здесь такая задач не стояла. А вот в «Сладкой жизни» была. Но она была до «Измен», до «Содержанок», до «Озабоченных». «Измены» снимались вместе с нами, просто нас поставили раньше.
Есть ли жизнь после успеха
— Кстати, об «Изменах». Я очень завидую Перельману, потому что после «Дома из песка и тумана» он может снимать что угодно.
— А тебя не смущает, что после того, как он вернулся из Голливуда, он снимает только в России? Я не знаю этой истории и не знакома с ним, но давно заметила, что как только ты добиваешься успеха, ты обнуляешься.
Это долгий разговор, но когда мы сняли первый сезон «Сладкой жизни», мы принялись за второй. И все у нас спрашивали: а у вас получится снять такой же? А он зайдет? А он точно не провалится? Хорошо, сделали второй. Он по цифрам оказался даже выше первого.
Нам заказали третий сезон. И ты сидишь в адском страхе: получится ли у тебя написать третий? Мы написали три версии третьего сезона «Сладкой жизни». К нам приехал Морган Гендель, один из создателей сериала «Звездный путь: Следующее поколение». И мы писали третий сезон с ним, он нас учил отбрасывать все страхи, не соглашаться на компромиссы, а просто идти вперед.
На съемках сериала «Сладкая жизнь» / Фото: предоставлено ТНТ
Вышла третья «Сладкая жизнь», с цифрами, сравнимыми с первым сезоном. И что? Спрашивают: что делаешь, что пишешь, а сколько, а как там, где будет выходить, какие цифры, а как зайдет? Это бесконечная гонка за успехом. Она, кстати, и подтолкнула нас к созданию «БИХЭППИ». И вот мы сейчас пишем второй сезон, и нам сейчас задают все те же вопросы: а что там? А сколько? Будет ли лучше? Получится ли?
В случае с Перельманом возникают похожие вопросы: вот он снял «Дом из песка и тумана», получил номинацию на «Оскар», а почему он не остался там, почему он не снимает в Голливуде, почему он теперь снимает только в России? Почему Бекмамбетов там продолжает снимать? Почему Васьянов снял там миллион фильмов, а сейчас пробует себя как режиссер здесь? Наш режиссер Андрей Джунковский сейчас едет туда, пробует снять полный метр. Но ему проще, он учился в Америке и написал с однокурсницей сценарий.
— Половина вашей команды работала над «Лучше, чем люди», который сейчас купил Netflix. Как думаете, ваши сериалы может постичь та же судьба, поймут ли американцы все эти сюжетные хитросплетения «Сладкой жизни» и «БИХЭППИ»?
— Ну сейчас вообще трудно об этом говорить, потому что «Лучше, чем люди» только вышел на Netflix, его перевели на 25 языков. Это первый случай, когда идет дубляж российского сериала, потому что наши телешоу, купленные до этого, шли как «иностранный сериал». Поэтому я не думаю об этом. Если я об этом буду думать, то опять сяду пить антидепрессанты.
…и немного о производстве
— Сколько дней вы снимали?
— Закончили мы 30 декабря, а снимали примерно 2,5 месяца.
На съемках сериала «БИХЭППИ» / Фото: предоставлено ТНТ-Premier
— Место действия — Москва, но почему мэр говорит, что он мэр какого-то «запиканного» города?
— Да, мэр из другого города. Мы специально еще на уровне разработки проекта с Андреем Джунковским придумали, что мэр будет произносить разные города, которые мы будем запикивать. И он произносит огромное количество городов: и Тында, и Шуя, и Тверь, и чего там только нет. Но мы сознательно избегали открыточных планов города, и в «Сладкой жизни» тоже. А Москва из «Сладкой жизни» снималась вообще в Латвии.
— Раз уж мы заговорили о локациях. Больница — это павильон?
— Это нельзя назвать полноценным павильоном. Мы на базе одного объекта делали больницу. Ее нам сделал художник Влад Огай. Но не с нуля, мы в пустом многоэтажном здании сделали больницу.
На съемках сериала «БИХЭППИ» / Фото: предоставлено ТНТ-Premier
— Сейчас же как снимается: берутся две-три комнаты. В одной сцене комната — это столовая, потом перестановка, поменяли столы, картинку на стене и это уже курилка. Но у вас видно, что это разные помещения.
— Потому что на этапе подготовки режиссер и оператор вместе с художником-постановщиком сидели и все это разрабатывали, а не «пришел, увидел и готово». Когда идет сериальный конвейер, то снимается все подряд, как ты описал.
Обложка: сценарист и креативный продюсер Ирина Аркадьева / Фото: предоставлено Ириной Аркадьевой