Как часто актерам надо репетировать перед съемками

С одной стороны, в кино, в отличие от театра, система Станиславского не работает. Посудите сами: когда сегодня снимается финал, завтра — кусок из середины и из начала, послезавтра — конец третьей серии, а на четвертый день — флешбэк из семнадцатой — сложно говорить о сверхзадаче и о сквозном действии. Необходимо «вскакивать» в нужное место роли молниеносно. И поэтому театральными средствами репетировать в кино бессмысленно. Однако это не значит, что репетиция не нужна вовсе. Более того, в кино она очень важна, особенно если вы снимаете не мыльную оперу, а произведение искусства.

Фото: Jules D
Фото: Jules D

Чем репетиции важны для режиссера? Во-первых, при таком скоплении народа, которое бывает на площадке, абсолютно необходим командный дух, и на репетициях он, при должном усилии режиссера, очень хорошо вырабатывается.

Во-вторых, многие задумки, которые прекрасно выглядят в уме и на бумаге, вдруг оказываются совершенно невыполнимыми на деле. И тратить на них драгоценную смену намного накладнее, нежели использовать репетиционное время.

В-третьих, у нас, к сожалению, не готовят актеров кино. Ну в дипломе, конечно, написано, что, мол, артист театра и кино, но попробуй спроси у артиста, редко появляющегося на площадке, что такое граница кадра или ось. Он будет улыбаться, хлопать глазами и бояться, что его сейчас прогонят. Такие недочеты «недообразования» тоже гораздо лучше устранять вне смены.

Почему репетиции необходимы артисту? Во-первых, важно, опять же, влиться в команду, познакомиться с партнерами, с режиссером.

Во-вторых, самостоятельная работа над ролью крайне важна, но, когда не понимаешь режиссерского замысла (а понять его можно только в процессе практического разбора, то есть на репетиции), ты можешь уйти в такие дебри, что в лучшем случае придется заново переделывать роль, а в худшем — не получится найти взаимопонимания с режиссером.

В-третьих, репетиция для артиста — это тренинг его аппарата, и это всегда полезно. Очень тяжело входить в роль неразмятым, особенно в произвольное место роли. Ну и, конечно, репетиция позволяет увидеть роль целиком, причем внутри всего фильма, в соседстве с другими ролями и в рамках режиссерского замысла.

Фото: Kal Loftus
Фото: Kal Loftus

Все вышесказанное справедливо для короткометражных и, разумеется, полнометражных фильмов. С микроформами (реклама и клипы) и с макроформами (сериалы) ситуация несколько иная, однако тоже далеко не однозначная.

В своей основе любое произведение искусства строится по одним и тем же законам — законам композиции. Клип — не исключение. Клип — это тоже такая же история, просто рассказанная быстро. Отсюда вопрос — почему для клипа необходимо делать исключение? Наоборот, высокая скорость требует от всех участников съемки большей точности, так как в более растянутой по ритму истории ошибка не так сильно бросается в глаза и не так фатально все портит.

Реклама — это, конечно, не произведение искусства, у нее задачи совершенно другие. Другие задачи и у сериала. Но если вы претендуете на создание не просто продающего инструмента в случае рекламы и не жвачки для народных масс в случае сериала, если вам важно, чтобы артисты, занятые в вашей работе, играли грамотно и продуктивно — помните: репетиция — это настолько же важная часть работы, как написание режиссерского сценария. Не манкируйте ей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *