Сейчас взрывы на съемках настолько безопасны, что рядом с ними могут находиться не только каскадеры, но и актеры. Если надеть беруши и защиту, то взрыв и вовсе не ощутить. А нужные звуки всегда можно наложить на постпродакшне.
На съемках фильма «Сталинград» (2013) / WDSSPR
Бывает, конечно, что съемочная группа и актеры получают ожоги и микротравмы, но происходит такое крайне редко, в основном из-за нарушения техники безопасности и невнимательности. Молодые и неопытные актеры-перфекционисты говорят: «давайте взорвем помощнее». Они думают, что очень крутые, эдакие Томы Крузы, и поэтому вопросы безопасности не для них. Мы, пиротехники, на подобные провокации не реагируем, ведь мы отвечаем за безопасность группы и актеров.
В случае, если необходимо произвести небезопасный, очень мощный взрыв, кадр снимается в 2-3 захода: сначала отдельно взрыв, потом — актеры, и с помощью графики все соединяется.
Сейчас много работы производится совместно с CGI-департаментом. В процессе графической обработки убираются попавшие в кадр ненужные детали, например провода, дорисовываются огонь и вспышки. Взрывы всегда требуют «живых» съемок, но графика делает кадры сочнее.
Основная сложность — это временные ограничения. Очень часто спецэффектам уделяется мало времени, они откладываются на последний момент. Бывает, что остается буквально 5 минут, а режиссер хочет взорвать машину. Когда торопят, это всегда плохо. Ведь нужны репетиции и подготовка, в спешке не получается ничего дельного. И лучше заранее сделать тесты. Хорошо, если оператор с режиссером опытные, и понимают, сколько времени занимает осуществление взрыва, из каких этапов этот процесс состоит.
В «Сталинграде» мы мощным снарядом взорвали четырехэтажный дом. После него, в воздухе долго висело красное марево. Конечно, в реальной жизни такое невозможно (обычно после взрыва дома простое облако пыли), но мы взорвали дом по-киношному эпично.